Внимание! Материал содержит спойлеры к фильму «Мстители. Финал».
Киновселенная Marvel (КВМ) сейчас в странном положении. Так называемая Третья фаза закончилась эпохальным фильмом «Мстители. Финал», который распутал сюжетные нити, тянущиеся с самого первого фильма КВМ — «Железного человека» 2008 года. Танос повержен, Тони Старк мертв, Капитан Америка — седовласый пенсионер, Земля в общем и целом в безопасности. Логичный вопрос: а что дальше?
Мир супергеройских комиксов, по законам которой пытается функционировать КВМ, живет волнами. Раз в несколько лет что в Marvel, что в DC происходит какое-то грандиозное, переписывающее мультивселенную событие. Выходят комиксы-кроссоверы, большинство индивидуальных комиксов отдельных супергероев вплетаются в общий сюжет (купите их все, чтобы разобраться, что к чему!), происходит масштабная битва на перенасыщенных действием журнальных разворотах, кто-то умирает, кого-то заменяет новая версия, как правило, другого пола или цвета кожи. Потом следует затишье: отдельные комиксы фокусируются на центральных персонажах, давая им возможность по-новому раскрыться, пока продюсеры лихорадочно придумывают новую большую угрозу.
КВМ сейчас в состоянии такого затишья, и марвеловские сериалы на Disney+ — аналог комиксов, которые выходят, когда авторам позволяют рассказывать самостоятельные истории. Сила таких проектов и на странице, и на экране во многом зависит от силы самих персонажей и от того, насколько аудитория хочет узнать о них побольше.
«С учетом этого «Локи» всегда был самым перспективным из новой когорты сериалов Marvel. И нет ничего удивительного в том, что, судя по первой серии, он же пока и лучший».
Локи (Том Хиддлстон) проделал в фильмах КВМ большой путь: шекспировский антагонист в первом «Торе», главный злодей в «Мстителях», антигерой во втором «Торе» (никто не помнит второго «Тора», а он был), вставший на путь исправления антигерой в «Рагнареке» (прекрасном) и, наконец, пожертвовавший собой герой в «Мстителях. Финале». Арка персонажа целостная, логичная и в общем законченная. Но коммерческая машина Marvel не может просто так отпустить настолько популярного персонажа. Поэтому в том же «Финале» благодаря путешествиям во времени версии Локи от 2012 года удалось сбежать в неизвестном направлении.
С чего и начинается новый сериал. Почти мгновенно трикстер попадает в цепкие руки Time Variance Authority (TVA, Управление временными изменениями) — вселенской бюрократической структуры, выслеживающей и ликвидирующей любые нарушения правильного течения времени. Локи, своим побегом нарушивший предписанный ход истории, подлежит стиранию, но у агента Мобиуса (Оуэн Уилсон) на беглого бога обмана другие планы.
Что нам говорит о «Локи» первый эпизод? Во-первых, это веселый сериал, который не боится посмеяться над собой. Комиксовые космические версии скандинавских богов — это нелепо, и лучший фильм о Торе, «Рагнарек», отлично это обыгрывал. Грандиозная, существующая вне пространства и времени бюрократическая машина, защищающая целостность «священной исторической линии», — это абсурдно, и «Локи» (и сам персонаж) говорит об этом прямым текстом. Злоключения бога обмана в тусклых коридорах TVA больше всего похожи на ненаписанное произведение Дугласа Адамса, а это уж точно увлекательнее, чем политические всхлипы «Сокола и Зимнего солдата» или жанровые подмигивания «ВандаВижен».
Во-вторых, это блестяще сыгранный сериал. Том Хиддлстон — очень талантливый актер, уже доказавший способность тянуть на себе целый сериал. Пересмотрите или посмотрите впервые, если пропустили, «Ночного администратора» 2016 года и вглядитесь, как Хиддлстон и Хью Лори поднимают на своих плечах в общем-то достаточно бессодержательный шпионский триллер. Только в отличие от «Ночного администратора» здесь харизме Хиддлстона соответствует его персонаж. В киновселенной Marvel, которая славится провальными злодеями, Локи всегда выделялся: обаятельный, трагичный, противоречивый и всегда непредсказуемый. Словом, идеальный герой именно для сериала, которые опираются на персонажей больше, чем на сюжетные линии. Еще лучше, когда у него есть сильный партнер, а Оуэн Уилсон, вопреки распространенному мнению, может не только говорить «Вау!», но и при необходимости превращается во вполне убедительного путешествующего во времени следователя.
В-третьих, «Локи» — сериал, который не боится быть сериалом. Он не превращается в прямое письмо любви формату, как, опять же, «ВандаВижен», но совершенно не чурается телевизионных канонов. В конце концов, завязка «Локи» сводится к следующему: опытный детектив рекрутирует себе в помощники неконтролируемого, игривого, но сверхталантливого ассистента. Это сюжет примерно всех детективных сериалов последних двадцати лет — от «Касла» до «Менталиста». Понятно, что «Локи» не пойдет по пути «одна серия — одно расследование», учитывая, что в первом сезоне всего шесть эпизодов, да и вообще в стриминге на такое смотрят ноздрями. Но некоторые формулы становятся формулами потому, что надежно радуют зрителя, а немного надежной радости в перманентном коронакризисе уж точно никому не навредит.
«Локи» — это безусловный успех для Marvel. Премьера на Disney+ уже установила рекорд среди марвеловских релизов на платформе».
Но что это говорит о текущем состоянии КВМ, если по всем параметрам лучший из текущих проектов — наследие далекой Первой фазы? Самый ожидаемый полнометражный фильм Marvel в этом году, «Черная вдова», родом оттуда же. И, вероятно, это последнее приключение Наташи Романофф в КВМ. А что дальше? «Шан-Чи и легенда десяти колец», который каким-то образом выглядит скучнее, чем нэтфликсовский «Железный кулак», если можно такое представить. И «Вечные» — кино небывалой для Marvel репрезентативности (первый ЛГБТ-герой, первая глухая героиня!), которое выглядит так, будто его снял Зак Снайдер на депрессантах. Еще новый «Человек-паук», который, чтобы там не говорили в предыдущем, все равно не новый Тони Старк.
Бумажные комиксы тоже регулярно экспериментируют с персонажами. Герои умирают (в комиксах это всегда временно), уступая место новым версиям. Железного человека может заменить чернокожая девочка-подросток, Росомаху — он же, но старый, Тора — женщина-Тор. Из них приживаются единицы: старые герои всегда возвращаются. Некоторые из новых при этом занимают места рядом с ними и находят свою аудиторию, причем заслуженно. Женщина-Тор, например, абсолютно шикарная. Но рано или поздно в комиксах все воскресают, Тони Старк возвращается, Стив Роджерс снова молодеет, мужчина-Тор получает обратно свой молот. В КВМ так не получится. Хуже, чем отпустить на свободу Роберта Дауни-младшего — только попытаться его заменить.
Если в Marvel действительно планируют сделать свою киновселенную такой же бесконечной, как и ее печатный аналог, им придется научиться создавать действительно сильных новых и относительно новых героев. Причем делать это без помощи Джона Фавро, который и так занят спасением «Звездных войн». Локи, конечно, какое-то время потащит на себе вселенную, но очень неразумно в чем-либо всецело полагаться на бога обмана.