Первые электрические фонари
В 1878 году в России возникает VI отдел Императорского Русского технического общества — электротехнический. Энтузиасты новейшего по тем временам изобретения — военные, ученые, предприниматели — хотят помочь развитию русской техники и промышленности. Спустя 2 года, в 1880 году, VI отдел начинает издавать журнал «Электричество».
По традиции миропомазание русских императоров проходило в Успенском соборе Московского кремля, куда цари приезжали из Петербурга. Ожидая помпезных торжеств, городские власти решили, что хорошо бы осветить достопримечательности Москвы с помощью технической новинки — электричества.
Готовились 3 месяца — и вот к середине мая площадь вокруг недавно построенного Храма Христа Спасителя была освещена 32 фонарями с дуговыми лампами фирмы «Сименс». Работали они от двух динамо-машин. Электрический свет заливал площадь с наступлением сумерек. В полночь фонари гасили. В светлые лунные ночи экономили и не зажигали фонари вообще. Но в вечер коронации Александра III Москва сверкала.
«Колокольня Ивана Великаго была увешана по всей высоте тремя тысячами пятьюстами лампочками Эдисона. По ограде Кремля со стороны реки были размещены на башняхъ 8 большихъ и 10 малыхъ солнцъ».
Из журнала «Электричество»
Прожектор — «электрическое солнце» — был также установлен на Спасских воротах Кремля, освещая памятник Минину и Пожарскому. Тверская стала первой московской улицей, которую полностью освещали электрические фонари, а к 1910-му в столице электрифицировали уже треть улиц. Проезжая часть при этом на рубеже веков не освещалась — фонари размещали лишь над тротуарами. Поэтому свет лился из витрин, надвратных светильников, окон домов и магазинов.
Электростанция в русском стиле
Но вернемся немного назад. Министр внутренних дел Российской империи Дмитрий Андреевич Толстой разрешил начать прокладку проводов для освещения Москвы в конце 1888 года.
Чтобы «не мешать жизнедеятельности населения» Москвы, строители первой мощной электростанции обязывались:
«установить [электро-машины] на прочныхъ фундаментахъ при томъ условіи, чтобы во время действія ихъ не было сотрясеній почвы, или шума, могущаго нарушить спокойствіе живущихъ въ прилегающихъ зданіяхъ и благочиніе при богослуженіи въ ближайшемъ храме».
Для этого Общество электрического освещения обязалось использовать двухцилиндровые паровые двигатели — такие же, какие уже были к тому времени установлены в Зимнем дворце. В качестве топлива на электростанции использовали бездымный уголь «или иные горючие материалы, не дающие заметного дыма».
Паровые машины Георгиевской электростанции имели мощность в 200 лошадиных сил. Радиус снабжения ее составлял всего лишь около одной версты. В Москве в конце XIX века было и множество других электростанций послабее. Одна из них тоже была городской — с помощью нее освещалась площадь перед Храмом Христа Спасителя, вторая была установлена в корпусе Московского университета, еще одна освещала сцены Императорских театров.
Своя электростанция была в Кремлевском дворце, отдельные генераторы стояли на Московско-Ярославском и Московско-Брестском вокзалах (сейчас Киевский). По вечерам освещались большие улицы, театры, рестораны. Днем же подача тока требовалась для вентиляторов, десятка лифтов и закрытых складов.
В 1896 году было начато строительство новой электростанции — Раушской. Расположенная на острове Балчуг напротив Зарядья, она использовала паровые и нефтяные генераторы. Впоследствии станция многократно обновлялась. Запуск будущей ГЭС-1 (Государственной электрической станции) состоялся в 1897 году. Использовался переменный ток с Раушской станции для обеспечения московской сети трамваев.
В 1907 году достроена была вторая электростанция — Трамвайная, теперь же там находится выставочный комплекс ГЭС-2. Ток давала работа трех паровых турбин.
«Открытію станціи предшествовало молебствіе, совершенное въ машинномъ отделеніи въ присутствіи городского головы, членовъ управы и гласныхъ Думы. После богослуженія супруга городского головы разрезала ленту на колесе турбогенератора, и началась работа станціи».
Описание открытия одним из городских репортеров
Единой государственной программы электрификации в Российской империи не было, однако средства регулярно выделялись из резервных фондов. К 1913 году тысячи малых частных электростанций охватили всю страну. В 1912 году сотрудники Общества электрического освещения решили построить в Московской губернии новую, крупную электростанцию — для снабжения энергией всего города. Ей стала знаменитая «Электропередача», вокруг которой вырос городок Электрогорск.
Забавно, что для протяжки линии электропередач в город организаторам строительства приходилось всеми правдами и неправдами уговаривать владельцев земель разрешить им установку опор для проводов — с кем-то договаривались за деньги, с кем-то нужно было выпивать. В итоге получилось.
Появление трамвая
Поначалу общественный транспорт в Москве представляла конно-паровая железная дорога — конка. Вагончик, похожий на трамвайный, ставился на рельсы, возглавлялся парой лошадей и кучером и развозил пассажиров. Чтобы забраться в горку, приходилось подпрягать еще четверку лошадей.
В 1899 году решено было заменить коня электричеством. Изначально развитием трамвая в Москве занимались частные предприятия — Первое общество конно-железных дорог и Бельгийское акционерное общество. Но вскоре московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, решил сделать общественный транспорт государственным, и собственность обеих компаний была полностью выкуплена.
Первая линия московского трамвая протянулась от Петровского парка до Бутырской заставы. Скорость трамвая была для того времени невероятной — порядка 27 км/ч. Какое-то время он сосуществовал с конкой.
Весной 1904 года власти города приняли постановления о порядке содержания трамваев и конок. Снег и лед нужно было сгребать в кучи по обочинам. Проходы должны были расчищаться от путей до остановок. В неотапливаемых вагонах под ноги пассажиров клали соломенные подстилки, металлические поручни обматывались плотным сукном.
Лишь за последние месяцы 1904 года 77 трамвайных вагонов перевезли 2 млн 257 тыс. пассажиров. Число их неуклонно росло. Москву постепенно опутывали провода и рельсы. К Октябрьской революции протяженность трамвайных путей в Москве достигает 323 км.
Во время уличных боев между большевиками и белогвардейцами части красных захватили Трамвайную станцию. На часовой башне установили пулемет, а сам трамвай использовался большевистскими частями для передвижения по городу и подвоза боеприпасов. Спустя пару месяцев, в начале 1918 года, Иван Бунин писал:
«Въ трамвае адъ, тучи солдатъ съ мешками — бегутъ изъ Москвы, боясь, что ихъ пошлютъ защищать Петербургъ отъ немцевъ».
Электро-театры и балы
Русский электротехник Павел Яблочков (один из учредителей журнала «Электричество») изобрел и дуговую электролампу. В Москве в конце XIX века стали крайне модными электрические балы — главной изюминкой вечера было именно освещение с помощью ламп Яблочкова, а не свечей.
Накрасившись, можно было посетить и другую модную новинку — электро-театр, или синематограф. Первый такой электрический театр открылся в январе 1897 года в Верхних торговых рядах, там крутили картины братьев Люмьер. Показы были элитными — при средней зарплате рабочего в 20 рублей билет стоил рубль.
Вообще, питаемых электричеством театров, то есть синематографов, в Москве не было до 1903 года — кино обычно показывали на протяжении четверти часа, перед основной программой. В годы англо-бурской войны (1899–1902 годы) свою славу получила кинохроника военных действий — русские сочувствовали бурам.
Телефонная связь
Телефон поначалу, как и любая модная новинка, был дорогим удовольствием. 1 июля 1882 года открылась первая московская телефонная станция. В первой телефонной книге Москвы было поначалу 26 имен — в основном крупных промышленников. В 1889 году в Первопрестольной была уже тысяча абонентов — в основном в самых престижных районах. К каждому абоненту протягивались отдельные провода.
Телефонная станция в Москве располагалась на Кузнецком мосту, в Поповском пассаже. Особенностью пассажа была высота, что было удобно для протяжки проводов. Чаеторговец Попов не сразу согласился сдать в аренду телефонистам часть своего здания, потому что провода испортили бы внешний вид. Но в итоге сдался — видимо, деньги предложили слишком хорошие.
На крыше изящного здания устроили деревянную башенку, похожую на голубятню. Из нее во все стороны тянулись провода. Сама телефонная станция занимала две комнаты на пятом этаже.
Кроме московских
В 1900 году для телефонной станции стали строить отдельное здание — Поповский пассаж продали банкирам братьям Джамгаровым, и им деньги, по-видимому, были не нужны.
Высокая стоимость телефона объяснялась монополией — ей изначально завладела Международная телефонная компания Белла. Но через некоторое время концессия перешла к Шведско-Датско-Русскому телефонному обществу, решившему брать с москвичей всего 79 рублей в год.
По уровню производства электроэнергии в 1913 году Россия находилась на четвертом месте в мире после США, Германии и Великобритании. Электричество оставалось настолько необычным в быту явлением, что земляне даже находили телефон на Марсе — например, в первой повести о путешествии на Красную планету на русском языке, написанной Порфирием Инфантьевым, «На другой планете» (1901 год).
В конце концов, электричество даже стало неким моветоном — так занимало оно мысли людей. Антон Павлович Чехов упоминал об этом в своем фельетоне «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.»:
«…Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое. Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфели и устрицы. <...> Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо. <...> Очень часто отсутствие конца Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце. Конец».