Передвижники — предприимчивые художники эпохи перемен

Когда речь заходит о передвижниках, то в первую очередь вспоминают их смелую революционную борьбу с устаревшими форматами. Однако не менее впечатляющей оказалась способность группы талантливых художников к такой самоорганизации, которая принесла им славу и деньги в России конца ХIХ века. Рассказываем, как любовь к родине и ставка на искренность в диалоге с аудиторией привели к созданию национального художественного языка, который актуален до сих пор.

Как художники искали свое место в эпоху перемен

История передвижников началась 9 ноября 1863 года, когда группа талантливых учеников Императорской академии художеств во главе с Иваном Крамским отказалась сдавать выпускной экзамен. Тогда открыто пойти против академиков для художника означало одно — о тебе никто не узнает, тебе негде будет выставляться и зарабатывать на своем творчестве не удастся. Советское наследие описывает этот отчаянный на первый взгляд шаг как «бунт» и «революцию». Но, как обычно это бывает, история гораздо менее однозначна и романтична, скорее, она прагматична.

Конец ХIХ века — время глобальных изменений и нарастающих кризисов для всех стран Европы, включая Россию. Совершенно новые слои общества начали формироваться после буржуазных революций на Западе, отмены крепостного права в 1861 году в России и мирового подъема промышленности. Возникал новый социум с неизученными запросами, вкусами и привычками.

В наибольшей степени это касалось относительно независимого «среднего класса» — все увеличивавшейся прослойки людей с деньгами, но без прямого доступа к аристократии. Это были как промышленники и финансовые магнаты, так и зажиточные горожане, торговцы и представители интеллигенции. Их отличительными чертами стали мобильность за счет упростившихся путешествий по стране и миру (благодаря паровозам и пароходам), активность и предприимчивость (за счет появления телеграфов, телефонов, фотоаппаратов), а также патриотизм (их быт и общение проходили преимущественно в России).

Зачастую художники были выходцами из «среднего класса», и именно они стали по-новому осмыслять свою роль в обществе, роль своей профессии для общества. 

Старая схема предполагала строгое академическое образование и последующий поиск богатого покровителя, финансировавшего написание картин по его заказу. Социально-экономические изменения открыли новые возможности. Недавно разбогатевшие люди обычно не разбирались в искусстве и не различали тонкие эстетические идеи в академических сюжетах картин, становясь источником легких денег. Во многом это снизило планку искусства до «салонного» уровня, ведь художникам выгоднее стало писать картины на простые, понятные, сентиментальные сюжеты, а не творить произведения на абстрактные материи. Очень хорошо эта дилемма того времени раскрыта в произведении Николая Гоголя «Портрет» (уже в 1835 году). Сюжет его повести детально описывает жизнь изначально талантливого художника, который из-за угрозы бедности решает писать картины на заказ, исполняет все прихоти клиентов и в итоге становится простым ремесленником с развратившейся душой.

В этой атмосфере приближающихся перемен, которая постепенно окутывала все сферы жизни Российской империи, художники долго стояли особняком. Иерархия жанров Академии оставалась жесткой, порядок — незыблемым, а формат — явно устаревшим.

Неудивительно, что когда 9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии пришли сдавать экзамен и услышали, что, несмотря на все просьбы о введении более свободного формата, им надлежит писать конкурсную работу на далекую от реальной жизни тему «Пир Одина в Валгалле», они сдали свои студенческие билеты и покинули стены учебного заведения.

Эмиль Дёплер «Пир в Вальхалле» (1905)
Фото: Wikipedia
Эмиль Дёплер «Пир в Вальхалле» (1905)
Фото: Wikipedia

Почему появилась мода на полотна о России 

Амбициозная задумка создать коммерчески успешное художественное сообщество, отвечавшее современным веяниям, оказалась задачей на годы. В 1860–1870-х в России еще не было частных картинных галерей или иных возможностей проведения выставок. На площадках Академии выставлять работы неаттестованных художников тоже никто не собирался. Свободным художникам пришлось объединяться, и подходящей формулой для такой жизни, ввиду ограниченности средств, стала только набиравшая тогда популярность идея коммуны — общий быт, общие финансы, общие пространства для творчества, общие ценности.

Группа художников «Товарищества передвижных художественных выставок»
Группа художников «Товарищества передвижных художественных выставок»
Фото: Репродукция ТАСС

Постепенно «коммуна» разрасталась, и в 1870 году, спустя 7 лет после «бунта четырнадцати», было создано Товарищество передвижных художественных выставок, больше известное как передвижники. У Товарищества был свой официальный устав, правила о членстве и размере взносов и, что особенно важно, о распределении расходов и доходов от выставок между художниками. Очевидно, передвижники хотели работать в более свободном формате, привлекать новую аудиторию и, конечно, зарабатывать деньги. Всего того, что Академия им дать не могла из-за принципиального несоответствия этим задачам, а не из-за «непримиримой вражды с бунтарями», как часто писали в прошлом веке. Уже за первую выставку в 1871 году передвижники выручили 4 тыс. рублей, тогда как годовая прибыль Академии обычно не превышала 5 тыс. рублей, не говоря уже о том, что все доходы от ее выставок шли в государственную казну, а не художникам.

Успех передвижникам обеспечил комплекс удачных маркетинговых и управленческих решений.

В отличие от академической живописи с ее замысловатыми мифологическими и библейскими сюжетами, передвижники решили обратиться к реальной жизни и доступным простым людям проблемам из российской действительности. Они первыми сделали главными героями своих полотен сюжеты из российской истории, пейзажи обычных деревень, городов и лесов, портреты незнакомцев, пронизанные одним узнаваемым эффектом многослойности заложенных смыслов. 

Первыми они стали организовывать выставки по городам России. Искушенная столица сначала не слишком оценила новаторские подходы и истинный талант передвижников. Первая выставка в Петербурге произвела неоднозначное впечатление на публику, привыкшую разглядывать живописные виды Италии и утонченных мифических героев. В итоге гораздо больше посетителей передвижники собирали на своих выставках в провинциальных городах, постепенно добывая себе славу, которая в итоге привела их к богатым покровителям — императору Александру III и предпринимателю-коллекционеру Павлу Третьякову.

Чем же так покорили передвижники? Сюжеты их картин на исторические темы не стремились к воспроизведению достоверности, но погружали зрителя в личную драму участников известных событий. Например, они концентрировали внимание на внутреннем напряжении внешне статичных героев картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (Николай Ге), на ужасе и сожалении царя от содеянного на полотне «Иван Грозный и сын его Иван» (Илья Репин), на трагедии каждого отдельного персонажа в толпе «Утра стрелецкой казни» (Василий Суриков) и на безумной решимости одновременно жертвы и узурпатора «Царевны Софьи» (Илья Репин). Конфликт и многослойность — чувства, которые надолго останавливают взгляд на исторических картинах передвижников.

Полотна на остросоциальные темы удивляли откровенностью сюжетов и приглашением к зрителям попробовать сформулировать свое отношение к описанной проблеме. Особенно это удавалось Илье Репину. На картине «Не ждали» о внезапном возвращении политического ссыльного домой можно разглядеть весь калейдоскоп реакций его родных. Глядя на «Бурлаков на Волге», можно долго размышлять о тяжелом труде, неравенстве, обреченности и безысходности судеб бедных людей. Толпа на «Крестный ход в Курской губернии» заставляет приглядеться к религиозному фанатизму и тому отпечатку, который он может оставить на невнимательной душе. 

Портреты и зарисовки передвижниками обычных людей из интеллигенции, крестьянства и духовенства оставили нам уникальный слепок того времени, передали атмосферу страны, которая стояла на пороге сильнейших потрясений и уже никогда не вернулась к былому устройству и быту. 

Реализм пейзажей Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина с их размытыми дорогами, межсезоньем и просторами добавлял национального колорита и резко контрастировал с идеализированными западными мотивами. Парадоксальным образом даже самые серые пейзажи передвижников оказывались про надежду, про красоту во всем, про оптимизм.

Все вместе — выставки в городах, их доступность для широкой и простой публики, ставка на актуальные и знакомые темы для разных слоев общества, а также новый художественный глубокопсихологичный язык реализма — сделало передвижников уникальным и действительно успешным национальным проектом в искусстве.

Параллели с современным положением русской культуры

Сегодня мир в очередной раз переживает смену эпох и период кризисов — старые форматы коммуникаций отживают, новые ценности еще только формируются. Для России поиск основания, на котором будут строиться будущие десятилетия внутренней и внешней политики, актуален так же и даже чуть больше, чем для других стран.

В этом контексте обращение к опыту передвижников — художников, творивших в другой, но тоже переломной эпохе, — приобретает особое значение. Их путь наглядно показывает, какую роль искусство может играть в формировании национального самосознания и в культурном диалоге с миром.

Передвижники сумели не только реализовать себя как мастера, но и создать подлинно национальную школу живописи. Эта школа не просто иллюстрировала Россию — она помогла сформулировать новый, честный и глубокий взгляд на страну, ее историю, природу и народ.

Главное достоинство этого взгляда — искренность и любовь к родине без прикрас, без стремления к искусственному лоску или самоцензуре. Передвижники не боялись показывать Россию такой, какая она есть, со всеми ее противоречиями и красотой, с ее болью и величием. Их стремление к правде, простоте и эмоциональной честности не только сделало их картины бессмертными, но и заложило основы для национального художественного языка.

В конечном счете именно такой подход — без ретуши, без страха быть непонятым или осужденным, без оглядки на внешние стандарты — позволяет обществу глубже понять себя, свои корни и свое место в мире.

Неслучайно творчество передвижников продолжает вдохновлять новые поколения художников и зрителей, а интерес к выставкам, посвященным русскому искусству, с каждым годом только растет. Их наследие — это не только художественная ценность, но и важный ориентир для современного общества, ищущего свою идентичность в очередную эпоху перемен.

Фото обложки: Репродукция ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано