Как художники искали свое место в эпоху перемен
История передвижников началась 9 ноября 1863 года, когда группа талантливых учеников Императорской академии художеств во главе с Иваном Крамским отказалась сдавать выпускной экзамен. Тогда открыто пойти против академиков для художника означало одно — о тебе никто не узнает, тебе негде будет выставляться и зарабатывать на своем творчестве не удастся. Советское наследие описывает этот отчаянный на первый взгляд шаг как «бунт» и «революцию». Но, как обычно это бывает, история гораздо менее однозначна и романтична, скорее, она прагматична.
Конец ХIХ века — время глобальных изменений и нарастающих кризисов для всех стран Европы, включая Россию. Совершенно новые слои общества начали формироваться после буржуазных революций на Западе, отмены крепостного права в 1861 году в России и мирового подъема промышленности. Возникал новый социум с неизученными запросами, вкусами и привычками.
В наибольшей степени это касалось относительно независимого «среднего класса» — все увеличивавшейся прослойки людей с деньгами, но без прямого доступа к аристократии. Это были как промышленники и финансовые магнаты, так и зажиточные горожане, торговцы и представители интеллигенции. Их отличительными чертами стали мобильность за счет упростившихся путешествий по стране и миру (благодаря паровозам и пароходам), активность и предприимчивость (за счет появления телеграфов, телефонов, фотоаппаратов), а также патриотизм (их быт и общение проходили преимущественно в России).
Зачастую художники были выходцами из «среднего класса», и именно они стали по-новому осмыслять свою роль в обществе, роль своей профессии для общества.
Старая схема предполагала строгое академическое образование и последующий поиск богатого покровителя, финансировавшего написание картин по его заказу. Социально-экономические изменения открыли новые возможности. Недавно разбогатевшие люди обычно не разбирались в искусстве и не различали тонкие эстетические идеи в академических сюжетах картин, становясь источником легких денег. Во многом это снизило планку искусства до «салонного» уровня, ведь художникам выгоднее стало писать картины на простые, понятные, сентиментальные сюжеты, а не творить произведения на абстрактные материи. Очень хорошо эта дилемма того времени раскрыта в произведении Николая Гоголя «Портрет» (уже в 1835 году). Сюжет его повести детально описывает жизнь изначально талантливого художника, который из-за угрозы бедности решает писать картины на заказ, исполняет все прихоти клиентов и в итоге становится простым ремесленником с развратившейся душой.
В этой атмосфере приближающихся перемен, которая постепенно окутывала все сферы жизни Российской империи, художники долго стояли особняком. Иерархия жанров Академии оставалась жесткой, порядок — незыблемым, а формат — явно устаревшим.
Неудивительно, что когда 9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии пришли сдавать экзамен и услышали, что, несмотря на все просьбы о введении более свободного формата, им надлежит писать конкурсную работу на далекую от реальной жизни тему «Пир Одина в Валгалле», они сдали свои студенческие билеты и покинули стены учебного заведения.

Фото: Wikipedia
Почему появилась мода на полотна о России
Амбициозная задумка создать коммерчески успешное художественное сообщество, отвечавшее современным веяниям, оказалась задачей на годы. В 1860–1870-х в России еще не было частных картинных галерей или иных возможностей проведения выставок. На площадках Академии выставлять работы неаттестованных художников тоже никто не собирался. Свободным художникам пришлось объединяться, и подходящей формулой для такой жизни, ввиду ограниченности средств, стала только набиравшая тогда популярность идея коммуны — общий быт, общие финансы, общие пространства для творчества, общие ценности.

Фото: Репродукция ТАСС
Постепенно «коммуна» разрасталась, и в 1870 году, спустя 7 лет после «бунта четырнадцати», было создано Товарищество передвижных художественных выставок, больше известное как передвижники. У Товарищества был свой официальный устав, правила о членстве и размере взносов и, что особенно важно, о распределении расходов и доходов от выставок между художниками. Очевидно, передвижники хотели работать в более свободном формате, привлекать новую аудиторию и, конечно, зарабатывать деньги. Всего того, что Академия им дать не могла из-за принципиального несоответствия этим задачам, а не из-за «непримиримой вражды с бунтарями», как часто писали в прошлом веке. Уже за первую выставку в 1871 году передвижники выручили 4 тыс. рублей, тогда как годовая прибыль Академии обычно не превышала 5 тыс. рублей, не говоря уже о том, что все доходы от ее выставок шли в государственную казну, а не художникам.
Успех передвижникам обеспечил комплекс удачных маркетинговых и управленческих решений.
В отличие от академической живописи с ее замысловатыми мифологическими и библейскими сюжетами, передвижники решили обратиться к реальной жизни и доступным простым людям проблемам из российской действительности. Они первыми сделали главными героями своих полотен сюжеты из российской истории, пейзажи обычных деревень, городов и лесов, портреты незнакомцев, пронизанные одним узнаваемым эффектом многослойности заложенных смыслов.
Первыми они стали организовывать выставки по городам России. Искушенная столица сначала не слишком оценила новаторские подходы и истинный талант передвижников. Первая выставка в Петербурге произвела неоднозначное впечатление на публику, привыкшую разглядывать живописные виды Италии и утонченных мифических героев. В итоге гораздо больше посетителей передвижники собирали на своих выставках в провинциальных городах, постепенно добывая себе славу, которая в итоге привела их к богатым покровителям — императору Александру III и предпринимателю-коллекционеру Павлу Третьякову.
Чем же так покорили передвижники? Сюжеты их картин на исторические темы не стремились к воспроизведению достоверности, но погружали зрителя в личную драму участников известных событий. Например, они концентрировали внимание на внутреннем напряжении внешне статичных героев картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (Николай Ге), на ужасе и сожалении царя от содеянного на полотне «Иван Грозный и сын его Иван» (Илья Репин), на трагедии каждого отдельного персонажа в толпе «Утра стрелецкой казни» (Василий Суриков) и на безумной решимости одновременно жертвы и узурпатора «Царевны Софьи» (Илья Репин). Конфликт и многослойность — чувства, которые надолго останавливают взгляд на исторических картинах передвижников.

Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи
Полотна на остросоциальные темы удивляли откровенностью сюжетов и приглашением к зрителям попробовать сформулировать свое отношение к описанной проблеме. Особенно это удавалось Илье Репину. На картине «Не ждали» о внезапном возвращении политического ссыльного домой можно разглядеть весь калейдоскоп реакций его родных. Глядя на «Бурлаков на Волге», можно долго размышлять о тяжелом труде, неравенстве, обреченности и безысходности судеб бедных людей. Толпа на «Крестный ход в Курской губернии» заставляет приглядеться к религиозному фанатизму и тому отпечатку, который он может оставить на невнимательной душе.

Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи
Портреты и зарисовки передвижниками обычных людей из интеллигенции, крестьянства и духовенства оставили нам уникальный слепок того времени, передали атмосферу страны, которая стояла на пороге сильнейших потрясений и уже никогда не вернулась к былому устройству и быту.

Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи
Реализм пейзажей Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина с их размытыми дорогами, межсезоньем и просторами добавлял национального колорита и резко контрастировал с идеализированными западными мотивами. Парадоксальным образом даже самые серые пейзажи передвижников оказывались про надежду, про красоту во всем, про оптимизм.

Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи 
Из собрания Третьяковской галереи
Все вместе — выставки в городах, их доступность для широкой и простой публики, ставка на актуальные и знакомые темы для разных слоев общества, а также новый художественный глубокопсихологичный язык реализма — сделало передвижников уникальным и действительно успешным национальным проектом в искусстве.
Параллели с современным положением русской культуры
Сегодня мир в очередной раз переживает смену эпох и период кризисов — старые форматы коммуникаций отживают, новые ценности еще только формируются. Для России поиск основания, на котором будут строиться будущие десятилетия внутренней и внешней политики, актуален так же и даже чуть больше, чем для других стран.
В этом контексте обращение к опыту передвижников — художников, творивших в другой, но тоже переломной эпохе, — приобретает особое значение. Их путь наглядно показывает, какую роль искусство может играть в формировании национального самосознания и в культурном диалоге с миром.
Передвижники сумели не только реализовать себя как мастера, но и создать подлинно национальную школу живописи. Эта школа не просто иллюстрировала Россию — она помогла сформулировать новый, честный и глубокий взгляд на страну, ее историю, природу и народ.
Главное достоинство этого взгляда — искренность и любовь к родине без прикрас, без стремления к искусственному лоску или самоцензуре. Передвижники не боялись показывать Россию такой, какая она есть, со всеми ее противоречиями и красотой, с ее болью и величием. Их стремление к правде, простоте и эмоциональной честности не только сделало их картины бессмертными, но и заложило основы для национального художественного языка.
В конечном счете именно такой подход — без ретуши, без страха быть непонятым или осужденным, без оглядки на внешние стандарты — позволяет обществу глубже понять себя, свои корни и свое место в мире.
Неслучайно творчество передвижников продолжает вдохновлять новые поколения художников и зрителей, а интерес к выставкам, посвященным русскому искусству, с каждым годом только растет. Их наследие — это не только художественная ценность, но и важный ориентир для современного общества, ищущего свою идентичность в очередную эпоху перемен.
Фото обложки: Репродукция ТАСС
