Колумнист

Ну и чучело!

Вы видели их — они поджидали вас в музейных залах, в кино их сбивали автомобили на полном ходу, а в гостях у друга-охотника они пугали вас в затененных коридорах.

«Московские новости» решили разобраться, кому и зачем потребовалось делать чучела, насколько набитые шкуры животных соответствуют современным представлениям об этике и вкусе и что делать, если после этого текста вам захочется стать таксидермистом.

Кому и зачем потребовались чучела животных

Сегодня таксидермия может кому-то показаться неуместным заигрыванием со смертью. Однако изготовление чучел — давняя практика, в которой сочетаются ритуальность, восхищение красотой природы и тяга к ее изучению. Практическая таксидермия появилась в Европе на рубеже XVI–XVII столетий как способ сохранить образцы, собранные исследователями и путешественниками.

Чучела тогда использовались для научных и просветительских целей.

В России первые музейные чучела животных появились в первой половине XVIII века, во времена создания Кунсткамеры Петром I. Однако долгое время в стране не было искусных мастеров и качественных препаратов для изготовления чучел. Это главная причина, почему экспонаты тех времен не сохранились до наших дней. 

При этом, по словам Евгения Кирюдчева, таксидермиста и руководителя студии «Бекас», при соблюдении правил хранения чучело может быть вечным: «Необходимо избегать механических повреждений и резких перепадов влажности. Но главная опасность — прямые солнечные лучи».

Иллюстрация: Анна Колмыкова 

Принято считать, что профессиональная таксидермия появилась у нас в первой половине века XIX — с открытием в 1832 году Зоологического музея и приглашением для работы немецкого специалиста Шрадера. Он обучил наших мастеров и положил начало отечественной школе таксидермии. 

Знакомство европейцев с кенгуру

В 1772 году английский художник Джордж Стаббс (к слову, блестящий анималист) нарисовал картину The Kongouro from New Holland (Kangaroo) («Кенгуру из Новой Голландии») — первое изображение этого животного в Европе. В те годы у публики не было интернета, чтобы загуглить, как выглядит кенгуру, поэтому крупная мышь с непропорциональными лапами, очаровательными ушками и изящной осанкой вызывала скорее удивление, чем недоумение работой художника. 

Дело в том, что кенгуру с такой анатомией вряд ли смогла бы прыгать на 7 метров в длину — ровная спина к этому не располагает. А получился грушевидный зверь так: в распоряжении художника были только устные и письменные описания и шкура животного, привезенная из Австралии во время первого путешествие Джеймса Кука (1768). Единственное, как Стаббс мог представить себе объемную кенгуру, — сшить шкуру, надуть ее и писать с получившегося шарика. 

Фото: rmg.co.uk; FLPA / Jurgen & Christine Sohns / Globallookpress

Сегодня частные таксидермисты чаще сосредоточены на стремлении запечатлеть красоту природы и дать животным «вторую жизнь». Но есть и более прикладные цели.

Инфографика: «Московские новости»

Источники мертвых животных

Сегодня добыча животных ради пополнения музейных фондов практически не ведется, по крайней мере в России. Основное направление деятельности музейных отделов таксидермии — реставрация уже существующих чучел.

Более того, в последние годы получает распространение движение Vegan (веганская) или Ethical (этичная) Taxidermy. Специально убивать животное для создания чучела совершенно необязательно. Так, Сюзетт Филд (Suzette Field) ведет веганские курсы по таксидермии в Лондоне — на занятия к ней приезжают энтузиасты со всего мира, чтобы погрузиться в ремесло без угрызений совести. 

Инфографика: «Московские новости»

Этичный подход часто используют художники и ювелиры, цель которых — дать животным «вторую жизнь» в искусстве. Хотя и среди них есть и те, кого этичность волнует в последнюю очередь. Так, немало шума вызвало самое дорогое чучело в истории: работа Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — пятиметровая тигровая акула в формальдегиде. В 2005 году ее купили за $12 млн. 

Еще один источник материала, особенно грызунов, — научные лаборатории. И, конечно, значимую часть клиентов частных таксидермистов составляют охотники.

Иллюстрация: Анна Колмыкова 

Таксидермист ответственный: границы профессионализма

Законодательство РФ строго ограничивает охотников, обозначая сезонность, типы используемого оружия и виды, на которые можно охотиться в регионе в тот или иной период. Есть и краснокнижные животные, охота на которых запрещена законом. Если ответственный мастер-таксидермист видит, что к нему принесли краснокнижного зверя или животное, охота на которого в настоящий момент не открыта, он не возьмет его в работу.

Есть клиенты, которые приносят умерших домашних животных и просят их «оживить».

Опытные мастера знают, что лучшее решение в таком случае — придать чучелу почившего Барсика спящую позу с закрытыми глазами. Выражение морды (особенно хорошо знакомой) у чучела никогда не будет совпадать с живым котом или собакой. Результат такой работы, скорее всего, заказчику не понравится. 

Евгений Кирюдчев добавляет, что достичь портретного сходства можно: для этого потребуется мастерство и много фотографий животного при жизни. Однако он предпочитает не брать такие заказы, особенно для собак, поскольку это долго, сложно и дорого. Всю работу, включая изготовление матрицы (манекена), необходимо проделать с нуля, сложно добиться портретного сходства, без которого животное будет «похоже на покемона». 

Однако больше этических вопросов чучела животных вызывают не у таксидермистов, а у нас с вами — вольных или невольных зрителей «приведенной в порядок шкуры». Что чувствуете лично вы, когда видите чучело лисы в краеведческом музее? А шкуру медведя в качестве ковра? Где проходят наши границы допустимого и когда использование частей животного перестает считаться допустимым?

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Одной из задач современных мастеров является нормализация восприятия чучел «до уровня кожаной сумки». Кошелек из кожи вызовет негативную реакцию, только если не соответствует убеждениям конкретного человека. В то время как свежеизготовленное чучело любимого Барсика на шарнирах в доме двоюродного дедушки, скорее всего, вызовет вопрос — а стоило ли вообще навещать дальнего родственника? 

Этические стандарты профессии устанавливаются в том числе на крупных чемпионатах.

Животные не должны быть запечатлены в страдании и «унижающих» ситуациях. Например, чучело, изображающее зверя, запутавшегося в колючей проволоке, может быть признано жюри неэтичным. Но это неписанные нормы, и таксидермиста, работающего в угоду частным клиентам, они никак не ограничивают.

Еще одна задача мастеров — избегание эффекта «зловещей долины» — феномена, при котором что-то, что выглядит живым, но недостаточно естественным, пугает. Как правило, страх вызывают отклонения — неправильная мимика у человекоподобных роботов или странное выражение глаз у чучела. При этом, если отклонение значительное, чучело вызовет скорее смех, чем страх (см. Упоротый лис).

Синяя птица таксидермии

В ответ на стремительную индустриализацию на рубеже XIX–XX веков в викторианской Англии в моду вошла «бытовая» таксидермия: так люди подчеркивали, что ценят природу и все еще ощущают себя ее частью. Плюмажный бум (1900–1910) породил незабываемые головные уборы с чучелами птиц, а некоторые экзотические виды буквально пали жертвами моды.

Оммаж к тому времени — свадебное платье Кэрри Брэдшоу (Сары Джессики Паркер) из фильма «Секс в большом городе» (2008) с ярко-синей райской птицей на голове. Для этого костюма было использовано винтажное чучело, поскольку в Штатах уже 100 лет действует закон, защищающий редких птиц.

К слову, на рубеже веков таксидермия была модным увлечением и у нас — чучела можно было встретить в разных домах. Например, в квартире в Борисоглебском переулке, где когда-то жила поэт, а сегодня располагается Дом-музей Марины Цветаевой. В начале XX века в интерьере присутствовали чучела двух рыжих лисиц, орла и волчий мех.

Елена Михайловна Кокурина, старший научный сотрудник музея, объясняет, что двух лис — лежачую круговую и стоячую — подарили редакторы журнала «Северные записки» вместо гонораров, от которых Цветаева отказалась.

Елена Кокурина рассказывает: «Ариадна Эфрон (дочь Цветаевой) в своих воспоминаниях написала о комнате матери в Борисоглебском доме: «В многоугольную, как бы граненую комнату эту… с волчьей, немного пугающей, но манящей — шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди…».

Шкуру с одного из чучел лисы в голодные годы революционного хаоса пришлось продать.

Сегодня в музее представлены чучела орла, лисы и шкура волка. По словам Елены Кокуриной, посетители по-разному относятся к волчьей шкуре и чучелам: от равнодушия и испуга до трогательной детской реакции. «Как-то один малыш, посетивший квартиру М. Цветаевой с родителями, попросил разрешения погладить волка. Узнав, что нельзя, постоял немного, потом серьезно посмотрел и сказал: «Лучше бы волк остался живой».

Иллюстрация: Анна Колмыкова 

Как сделать чучело 

Интернет полон подборок странных чучел. Часть из них изготовлена начинающими мастерами, которые только постигают ремесло, другие намеренно сделаны «странными». В последние лет десять набирает популярность направление Crap Taxidermy («дерьмовая таксидермия»), когда чучела намеренно делают неправильными и «упоротыми».

Но классический подход к таксидермии все же предполагает создание максимального сходства с «живым». И здесь самое сложное — правильно подготовить шкуру животного. Как раз на этом этапе возникает больше всего ошибок, которые и приводят к сомнительному результату. При правильной обработке шкура не будет гнить, а перья и шерсть останутся на месте. 

Готовим чучело за 6 шагов: инструкция от таксидермиста 

  • Аккуратно снимаем шкуру.
  • Механически ее очищаем и обрабатываем (мездровка и препаровка).
  • Обрабатываем шкуру химикатами (дубление).
  • Продумываем позу и подготавливаем манекен тела (намотка, набивка или цельный каркас).
  • Располагаем шкуру на манекене, приклеиваем, закрепляем все части и придаем им нужную форму.
  • Прорабатываем лицевую часть — правильно ставим уши, губы, нос, челюсти и язык, подбираем подходящие глаза.

В чучелах птиц могут быть использованы кости: череп, крылья и иногда голени. У млекопитающих иногда используют когти.

Для внутреннего наполнения применяют набивку и намотку (например, пакля наматывается на проволочный каркас и кости конечностей) или цельный манекен из папье-маше, пенопласта или пенополиуретана.

Для подготовки черепов (как самостоятельного изделия) используют жуков-кожеедов, особые виды которых великолепно очищают кости. 

Инфографика: «Московские новости»

Чучела делают только из животных, у которых есть шерсть, перья и чешуя. Или очень толстая шкура, как у слона. Мягкотелые вроде осьминога не подойдут. По этой же причине не делают чучела из людей: сохранить реалистичность при работе с мягкой кожей невозможно. 

Для сохранения и консервации человеческих тел чаще используется пластинация — метод, при котором вода и липиды в биологических тканях заменяются на синтетические полимеры и смолы (силикон, эпоксидная и полиэфирные смолы). Результат такой работы можно было увидеть на нашумевшей выставке Body Worlds. Правда, с точки зрения современных этических норм сохранение человеческого тела вызывает больше вопросов, чем восхищение технологией.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

От увлечения к профессии

В профессию лучше приходить всерьез и надолго, поскольку на постижение мастерства уйдут годы. Таксидермист Евгений Кирюдчев считает, что лучше всего приходить с образованием художника или скульптора — тут важно понимать форму. Поможет и знание английского: в Штатах мощная школа, мастера часто снимают видео, и знания можно черпать из них.

О пользе сачка

Лепидоптерофилия — коллекционирование бабочек. Бабочек собирают, особым образом подготавливают тела и крылья и выставляют под стеклом.

Некогда модное увлечение сегодня вновь оказывается актуальным. В 2021 году выяснилось, что снижение популярности лепидоптерофилии стало угрозой для изучения бабочек. Именно коллекционеры одними из первых замечают падение численности того или иного вида, а также помогают получать генетический и биохимический материал для исследователей. 

Сегодня в России нет учебного заведения, дающего профессию таксидермиста, но можно взять курсы у практикующих частных мастеров. Чтобы освоить ремесло, лучше всего напроситься к хорошему мастеру в подмастерье. Также действует Ассоциация российских таксидермистов, которая до пандемии регулярно проводила чемпионаты и встречи для обмена опытом.