Культурный код

Новый дом для культуры

Дом культуры «ГЭС-2» в здании бывшей московской электростанции на Болотном острове открыл свои двери для посетителей 4 декабря. Он станет постоянной площадкой фонда V–A–C в России и одним из новых центров притяжения. Мэр Москвы Сергей Собянин уже назвал его открытие главным событием года. Максимально сохранив свой исторический облик, дореволюционное здание превратилось в инновационный культурный центр. В нем разместятся галереи, арт-резиденции, учебный центр со студиями и аудиториями, кинотеатр, библиотека, кафе и зал-трансформер на 420 мест со стеклянной стеной и видом на березовую рощу. Дом культуры «ГЭС-2» еще не успел открыться, но его уже называют уникальным пространством как для Москвы, так и для всей России.

Процесс превращения

Еще пять лет назад никто не мог себе представить, что выключенное из городской среды здание Центральной электрической станции городского трамвая, построенное в 1907 году архитектором Василием Башкировым, станет новым культурным пространством, которое заставит всех говорить и спорить о современном искусстве.

ГЭС-2 закрыли в 2006 году из‑за высокой стоимости производимой энергии и износа оборудования. Создатель фонда V–A–C Леонид Михельсон выкупил здание в 2014 году, а спустя год представил мэру Москвы Сергею Собянину концепцию реновации.

Проект реновации промышленного сооружения создал один из самых известных архитекторов мира Ренцо Пиано, построивший Центр Помпиду в Париже. До этого в его бюро Renzo Piano Building Workshop (RPBW) не было проектов реконструкции подобного масштаба, поэтому «ГЭС-2» стал для команды совершенно новым увлекательным путешествием. Основная сложность состояла в том, что архитекторам надо было предусмотреть сохранность исторических деталей здания и при этом наделить пространство новыми функциями. 

Городская центральная электрическая станция, 1913 год
Фото: Seakonst / Pastvu

Работа над проектом началась еще в 2015 году, когда архитекторы приступили к изучению исторических материалов, в основном — архивных фотографий. Кроме того, российское проектное бюро АПЕКС произвело обмеры, обследование и 3D-сканирование всей постройки, в результате чего была создана трехмерная модель объекта. Создателям было важно учесть историческую ценность здания, даже несмотря на решение не воссоздавать фасад электростанции в первозданном виде, каким он был в 1907 году, — с декоративными элементами. 

Как результат — архитекторы переосмыслили индустриальное прошлое здания. ​​Во время реконструкции RPBW удалось сохранить и восстановить разные исторические элементы электростанции: перекрытия крыши, цвет фасада (глубокий светло-серый, переходящий в белый), забор, башню с часами. Один из сохраненных объектов, зеленую будку крановщика, можно увидеть, если заглянуть в большие окна «ГЭС-2» со стороны набережной. 

На фасаде установили панорамные окна с импостами с крупным шагом и частыми тонкими переплетами. Еще у бывшей электростанции появилась стеклянная крыша — чуть ли не главное концептуальное решение, позволившее впустить свет в здание. Там же расположились и солнечные батареи — они способны обеспечивать до 10% потребности в электроэнергии. Также Дом культуры «ГЭС-2» находится в процессе получения международного экологического сертификата LEED.

Фото: Ю. Иванко / mos.ru

Фирменным знаком здания стали синие трубы. В изначальном проекте электростанции они были кирпичными — их разрушили в 1942 году при авианалете. Впоследствии трубы стали металлическими. Поняв, что элементы не несут исторической ценности, архитекторы решили, что восстанавливать их не будут, а вместо этого переосмыслят наследие и создадут нечто новое. Так появились синие металлические трубы, ставшие композиционной основой проекта. Они сменили и свое предназначение, став частью вентиляционной системы «ГЭС-2». Теперь они забирают чистый воздух на высоте более 70 метров, после чего он циркулирует по зданию и регулирует температуру в «ГЭС-2». 

Выбор цвета труб был непростым, у нас было много обсуждений. Синий предложил Ренцо. Один из референсов — Ив Кляйн и его известный синий. Но мы изменили оттенок, сделав его скорее насыщенно-голубым. Он близок к цвету неба — в солнечные дни трубы почти растворяются.

Анна Прокудина
архитектор мастерской Renzo Piano Building Workshop

Долгожданное открытие

Главная особенность «ГЭС-2» состоит в том, что это не только уникальный архитектурный объект в центре Москвы, но и общественное пространство нового, ранее невиданного столицей формата. Дом культуры начинается с набережной и уютной городской площади «Пьяцца» (Piazza), которая продолжается внутри здания, сливаясь с городом через остекленный фасад. Она становится местом встреч и общения, открытым для артистов и представителей различных сообществ. 

Фото: sobyanin.ru

По задумке архитекторов, строение площадью почти 20 тыс. квадратных метров делится на несколько основных пространств, главное из которых — широкий «Проспект» длиной в 100 метров. «Проспект» является продолжением города внутри здания и главной осью Дома культуры. Здесь будут проходить фестивали и ярмарки, выставки и перформансы. По двум сторонам «Проспекта» разместятся резиденции, игровые зоны, трехуровневый ресторан с видом на реку, общественная гостиная, а также актовый зал — куб из бетона и стекла, современная постройка, возникшая после реконструкции. Как и иные части проекта, пространство подвижно: зал может превращаться из концертного в кинотеатр.

Мне хотелось создать непредсказуемое пространство, которое может динамически трансформироваться в зависимости от проектов, которые будут создаваться внутри. Будь то выставки, перформансы, лекции или концерты. Это не будет музеем, скорее, настоящей фабрикой искусства.

Ренцо Пьяно
архитектор

На минус первом этаже расположены выставочные площадки. Одно из помещений соединяет комплекс с центром художественного производства «Своды». В мастерских, расположенных между бывшей электростанцией и Патриаршим мостом, художники будут заниматься созданием нового искусства. Само здание, где расположились мастерские, было построено еще в 1870-х годах как складские помещения со сводчатыми перекрытиями. Они являлись частью фабрики известного русского промышленника Ивана Смирнова.

Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

В течение ХХ века здание несколько раз меняло свою функцию и в итоге было погребено под толщей надстроек из железа и бетона. До начала реконструкции «ГЭС-2» его планировали снести, но потом случайно обнаружили те самые фрагменты сводчатых перекрытий. Архитекторы RPBW предложили вдохнуть в него новую жизнь — они раскрыли уличные фасады и добавили панорамное остекление, благодаря которому за работой художников посетители смогут наблюдать с улицы. Так «Своды» стали сердцем проекта. 

В основе проекта лежат две основные концепции. Первая идея состоит в том, чтобы посетители руководствовались внутри пространства собственной интуицией. Входя в «гостеприимную» зону, им достаточно повернуть голову, чтобы понять, куда идти. В идеале им не нужен план «ГЭС-2» для посещения. Вторая идея состоит в том, что архитекторы попытались создать плавную паутину элементов, единое целое, задуманное как своего рода пространственная скульптура, состоящая из лестниц, лифтов, коридоров, навесов и платформ, соединяющих друг с другом все пространства, а также входы с Болотной набережной и от пешеходного моста.

Русские сезоны 

Создатели подчеркивают: несмотря на все внешние атрибуты, «ГЭС-2» будет не музеем в классическом понимании, а фабрикой идей, где рождается искусство. Дом культуры — самостоятельная творческая экосистема, где искусство рождается, наблюдается, проживается и осмысливается. Функционировать проект будет в формате сезонов. В рамках первого сезона, который продлится до 13 марта 2022 года, посетителей ждет перформанс исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Он вместе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир и российской съемочной группой переснимет около 100 серий культового телесериала «Санта-Барбара» — прямо на глазах у посетителей. 

Фото: ГЭС-2 / Facebook

Специально для проекта на «Проспекте» была построена съемочная площадка. Вместе с режиссером, продюсерами и кураторами фонда V–A–C за подготовку, создание и реализацию перформанса отвечает студия Lorem Ipsum. Исландский художник вновь посвятил работу течению времени, но в этот раз в центре его размышлений оказались определенный временной промежуток и географическое пространство — Россия 1990-х годов. 

Кроме того, посетителей ждут проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», объединивший арт, рейв, стендап и танцевальную процессию, а также выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», посвященная взаимовлиянию искусств, и множество иных публичных мероприятий. В Доме будет проходить и просветительская программа, которая включает в себя самые разные форматы. Специально для проведения этих мероприятий были созданы «Классы» — две просторные аудитории на втором и третьем этажах, оборудованные мобильными перегородками и акустическими шторами. 

Что же касается резиденций для артистов, то многие из них уже начали прием заявок. Например, Дом культуры «ГЭС-2» и Культурный фонд Chanel объявили опен-колл «Своими словами: резиденция для нового поколения художниц». Программа состоит из трех этапов, каждый из которых продлится пять месяцев и будет включать сессии с российскими и зарубежными менторами, мастер-классы и лекции ведущих практиков исполнительского искусства.

В единственной дополнительной пристройке к историческому зданию электростанции — актовом зале можно будет смотреть кино. В «ГЭС-2 Кино» ежедневно будут проходить показы фильмов для самых разных зрителей: фестивальные новинки, премьеры российского проката, проекты студий-гигантов и небольших независимых компаний. Большинство фильмов идут на языке оригинала с субтитрами; некоторые показы сопровождаются тифлокомментарием.

Фото: ГЭС-2 / Facebook

Не остались без внимания и любители литературы. Библиотечный фонд «ГЭС-2» формируется кураторами и участниками публичных программ, в том числе художниками. Посетители смогут найти книги по самым разным дисциплинам: от философии, поэзии и гуманитарных исследований до биологии, физики и астрологии. 

Остров культуры

Дом культуры «ГЭС-2» задумывался как часть культурного кластера Болотного острова. Ключевыми элементами квартала, известного как «Красный Октябрь», сейчас являются бывшая шоколадная фабрика, превращенная в платформу для стартапов, кафе и ресторанов, институт «Стрелка» — городская лаборатория, включающая образовательную и исследовательскую программы, а также исторический кинотеатр «Ударник» — важный памятник русской архитектуры советского периода. 

Несомненно, «ГЭС-2» акцентирует внимание на культурной жизни исторического центра Москвы — Болотного острова, который всегда отличался своим особым духом и настроением. Что интересно, путешествие по территории Дома культуры начинается вне здания, со стороны набережной — со ступеней, которые тоже стали частью проекта. 

Уже понятно, что взаимодействие между V–A–C Foundation и местными культурными объектами, безусловно, будет способствовать развитию культурного потенциала Москвы. В перспективе, как надеются создатели проекта, Болотный остров станет местом притяжения не только москвичей и россиян, но и иностранных гостей. К тому же, этому способствует благоустройство соседнего острова Балчуг — пожалуй, главного нового общественного пространства этого года. Ведь прогулочная зона протянулась от Дома музыки до «ГЭС-2». 

Новая жизнь Болотного острова — недалекое будущее. Пока же все желающие могут попасть на открытие Дома культуры и принять участие в публичной программе. Вход в Дом культуры «ГЭС-2» свободный, но требуется предварительная регистрация. Для входа также понадобится QR-код и документ, удостоверяющий личность.