Первая торпедная атака
Русский Черноморский флот оказался первым в мире, кто потопил вражеский корабль торпедой. Сделал это тогда еще не адмирал Макаров. Степан Осипович вообще прославился скорее не как флотоводец, а как новатор, военно-морской визионер и ученый. В 1877 году он участвовал в войне против Турции.

Гравюра И. Матюшина
Русский флот тогда только оживал после Крымской войны, но Макаров был молодым энергичным офицером и на месте не сидел. Он получил под команду пассажирский пароход «Великий князь Константин», который дооборудовал четырьмя минными катерами. Инструкции от командования были самыми размытыми, по сути — «делай, что хочешь». Никто понятия не имел, как сработают идеи Макарова об атаках противника шестовыми минами и торпедами.

Гравюра Э. Даммюллера
Из экспериментов с шестовыми минами ничего не получилось. То мины не срабатывали, то взрывались на бонах при входе в гавань — в общем, так себе. И так бы Макаров и остался капитаном, который всю войну возил раненых и провиант, а в редких рейдах в лучшем случае кому-то ставил пробоину, но тут ему удалось заполучить четыре торпеды — из нескольких десятков, купленных в Англии. Оружие было новым, небывалым, но Макаров не унывал: в конце концов, если шестовыми минами иногда получается повредить врага, надо просто взорвать что-то помощнее.
Война заканчивалась, но Макаров с энтузиазмом взялся за дело. Еще одна атака получилась не очень — торпеда просто... сломалась, попав в якорную цепь. Но в ночь на 26 января 1878 года Макаров наведался на рейд Батуми и там нашел турецкую канонерку «Интибах». Маленький, но все же это был корабль.
Лейтенант Зацарённый, который отвечал у Макарова за хайтек, подошел на минном катере на 80 метров — и выпустил две торпеды.

Источник: Центральный военно-морской музей
Бабах! Попали обе. Турецкий корабль опрокинулся вправо и за пару минут пошел ко дну. Всего через несколько дней было заключено перемирие, но дело было сделано: первая успешная торпедная атака в истории состоялась — и провели ее русские.
«Не считать, а факать»
При Екатерине Великой русский флот устроил экспедицию в Средиземное море к турецким берегам — с Балтики. Русские изредка подбрасывали на Средиземное море подкрепление.
Один такой отряд вел шотландец на русской службе адмирал Джон Эльфинстон. Он раньше служил в британском флоте, сражался с французами, командовал линейным кораблем, а потом переехал в Россию, где его произвели в адмиралы.

Он вел в помощь основным силам три линейных корабля, два фрегата и кое-какую мелочь. Но просто командовать перегоном ему не нравилось. В общем, огибая берега Греции, он узнал, что у гавани Нафплиона (он же Наполи-ди-Романья, юго-восток Греции) замечены турецкие корабли. Как только греки рассказали ему, что турки неподалеку, адмирал бросился ловить противника.
А дальше последовала историческая запись:
Узрев неприятеля подле острова Спецо после полуденной склянки, господин контр-адмирал велел бить в барабаны и поднять стенговые флаги, особливо помянув синий, сиречь авангардный. Изготовишася к бою, стали склоняться на N, дабы обрезать нос неприятельской линии. Командир корабля почтительно напомнил господину контр-адмиралу, что неприятеля супротив нас втрое и как бы не вышло конфузии. Господин контр-адмирал на это изволил ответствовать, что таковских неприятелей надо не считать, а факать, оп чем повелел непременно содеять запись в шканечном журнале.
«Фак» получился как надо! Турецкий адмирал Гасан-бей был ошеломлен и через час перестрелки попытался удрать, но Эльфинстон продолжил «факать» и погнался за ним в бухту. Спас турок штиль: они оттащили суда в глубину гавани под защиту крепости и ее батарей гребными судами. В итоге турки забились в гавань, а Эльфинстон, довольный произведенным эффектом, ушел дальше на соединение с эскадрой Спиридова. Ну а турок вскоре ждал великий разгром при Чесме, где Эльфинстон вовсю участвовал и «дофакал» всех, кого не успел в бухте Наполи-ди-Романья.
Пираты ХХ века. Приключения тральщика «Разведчик»
Шел 1990 год. Советскому Союзу оставались последние месяцы, но жизнь на морях продолжалась, а моряки несли службу. Среди прочих объектов за рубежом у СССР имелась небольшая база на острове Нокра в водах Эфиопии. Остров был негостеприимный — в море акулы, на суше лютая жара, но эта база могла принимать корабли.
Тем временем на берегу шла война между Эфиопией и отколовшейся Эритреей. Эритрейцы быстро перешли от конвенциональной войны к разудалому пиратству. Так что база на острове Нокра защищала гражданское судоходство.
Одним из кораблей на ней был тральщик «Разведчик» — 873 тонны водоизмещения, автоматические пушки, бомбометы и тралы, оборудование для постановки дымовых завес — словом, корабль маленький, но вполне полноценный. В ночь на 14 мая танкер «Интернационал», шедший под защитой «Разведчика», был атакован пиратскими катерами.
Четыре катера вышли из-за одного из островков, которых в этом районе много, и погнались за танкером, стреляя по нему из крупнокалиберных пулеметов и безоткатных пушек. Это были, прямо скажем, типы более серьезные, чем позднейшие сомалийские пираты. Так что «Разведчик» рванул наперерез, прикрывая танкер и паля по пиратам из всего, что было на борту.

Фото: А. Кузенков
В один прекрасный момент старшина 1-й статьи Александр Невзрачный попал из спарки автоматических 30-миллиметровок по пиратскому катеру. Катер был небольшим, а очередь щедрой, так что эритрейцу попало сразу во всё. В частности, в топливные баки. Над морем полыхнуло, и один катер исчез в пламени, а три других расхотели воевать. На «Разведчике» понесли потери — гидроакустик Игорь Швец был легко ранен в ногу, а замполит потерпел моральный урон, когда на него во время маневра опрокинулся чайник.
Меньше чем через год «Разведчик» поучаствовал в похожей истории, отбив сейнер и траулер у берегов Марокко.
Продолжение у истории вышло менее славным, но занятным. В 1997 году «Разведчик» в рамках раздела флота передали Украине и переименовали в «Черкассы». Корабль тихо ржавел у причальной стенки. Но затем наступили 2014 год и воссоединение. Русские взяли «Черкассы» на абордаж. Украинский капитан уволок с собой почетный вымпел за бой у берегов Африки, но в 2017 году продал на интернет-аукционе, где его и выкупили двое сотрудников российского военно-исторического журнала. Так что не только корабль вернулся в родную гавань, но и вымпел.