Киберпанк

Китайское электромобильное чудо

По просьбе «Московских новостей» автор Telegram-канала «Китайская угроза» Олег Панков рассказал, как и за счет чего Китай обыгрывает лидеров западного рынка электромобилей и становится главным производителем в мире.

Для понимания происходящего в Китае в первую очередь нужно иметь в виду, что Китай амбициозен, патриотичен, дисциплинирован и имеет плановую экономику.

В 2015 году правительство КНР выпустило программу «Сделано в Китае – 2025». Она определяет приоритетные области, доминирование в которых — стратегическая задача. Ее выполнение необходимо для превращения Китая в мирового лидера в области новейших технологий. В число этих областей входит и производство электромобилей.

Фото: Wang Quanchao / Xinhua / Globallookpress

Китайские руководители исходили из следующих соображений:

  • во-первых, отрасль находится на старте своего бурного развития, поэтому Китай имеет равные условия в конкурентной борьбе с другими производителями;
  • во-вторых, электромобили способны снизить зависимость от импорта нефти;
  • в-третьих, они кардинально улучшают экологическую ситуацию в мегаполисах.

Кроме того, в отличие от других стран, Китай поставил целью создать целую промышленную систему, включающую как непосредственное производство автомобилей, так и строительство по всей стране станций подзарядки, заводов для выпуска аккумуляторов и добычу редкоземельных металлов для их производства.

Если руководство Компартии объявляет о приоритете в каком-либо направлении, для государственных и частных китайских компаний это означает лишь одно: дело пахнет большими деньгами. Государство предоставит налоговые льготы, дешевые кредиты, прямые инвестиции, а в нужный момент, с помощью протекционизма, затруднит работу на местном рынке западным конкурентам.

Покупатели электромобилей также не были обделены, получив субсидии на покупку электромобиля и бесплатные автомобильные номера. В то время как для владельцев машин с двигателем внутреннего сгорания стоимость автомобильного номера в мегаполисе могла превышать стоимость самого автомобиля. И это сработало.

Если в 2014 году в Китае было продано менее чем 100 тыс. электромобилей, то в 2019-м — уже миллион.

Местные компании, такие как Nio, BYD и другие, стали теснить на китайском рынке экспортные модели электромобилей от Tesla, Volkswagen и General Motors.

Фото: Ng Han Guan / AP / TASS

Для зарубежных производителей необъятный китайский рынок и дешевая рабочая сила также всегда были лакомым куском. Но Компартия выставила для них жесткие условия. Иностранным предпринимателям было позволено создавать только совместные предприятия, где китайской стороне принадлежит не менее 50%, а технология, используемая в производстве, является собственностью обоих партнеров. Таким образом Китай получал доступ к инновационным для своего рынка разработкам.

Для одних западных компаний эти условия были неприемлемыми. Для других — выгоды перевешивали издержки. Когда речь шла о создании совместных заводов, производящих автомобили с двигателем внутреннего сгорания, западные партнеры соглашались легко. Справедливо рассудив, что даже имея доступ к передовым технологиям, китайская сторона вряд ли сможет за короткий срок создать что-то конкурентоспособное в сфере, где отставание исчисляется десятилетиями, а зарубежный рынок давно поделен между своими. 

Но на динамичном рынке электромобилей, где китайцы уже имели неплохие собственные разработки, передавать новейшие технологии потенциальным конкурентам показалось опасным.

Поэтому Компартия в очередной раз сделала ход конем. В 2018 году правительство объявило, что снимает ограничения на обязательное создание совместных предприятий в электроавтомобильной отрасли. Теперь завод может принадлежать иностранному производителю целиком, включая полученную прибыль.

Главный конкурент китайских производителей электромобилей — Илон Маск — заглотнул наживку моментально. Со своей стороны, китайское руководство очень высоко оценивало самого Маска и его таланты и пошло на беспрецедентные меры, расстелив перед миллиардером «красную ковровую дорожку», ведущую на внутренний рынок.

Шанхайская гигафабрика компании Tesla
Фото: Jin Liwang / XinHua / Globallookpress

Маск стал первым западным предпринимателем, которому было разрешено построить завод по производству электромобилей со 100%-ным иностранным капиталом. Ему без проволочек выделили 86 га под гигафабрику под Шанхаем. Китайские банки предоставили кредит в $521 млн по льготной ставке под строительство. Маск получил освобождение от 10%-ного налога с продаж, которое до этого применялось только к электромобилям, произведенным китайскими компаниями.

Tesla потребовалось всего 168 рабочих дней от получения разрешений до ввода в строй готового завода. В конце 2019 года гигафабрика выпустила первые автомобили.

Разумеется, Китай так расшаркивался перед Маском неспроста. Можно вспомнить аналогичную историю с Apple: тогда решение американской компании перенести производство в Китай дало толчок к развитию местных производителей сотовых телефонов.

В конце концов, Tesla неизбежно придет к необходимости готовить для себя инженерные кадры из местных специалистов, да и промышленным шпионажем проще заниматься на своей территории, чем в Америке.

Фото: Wu Hong / EPA / TASS

Дальше — больше. В 2020-м китайское правительство заявило, что начнет поэтапно сокращать субсидии на производство электромобилей. На первый взгляд, это был удар в спину отечественным компаниям, которые и так проигрывали битву за внутренний рынок той же Tesla. Но Коммунистическая партия всегда ставит экономические интересы страны выше интересов отдельных предпринимателей.

К 2020 году в Китае число производителей в индустрии электромобилей увеличилось до 300. На подножку «золотого экспресса» старались запрыгнуть даже компании, которые никогда не занимались автомобилестроением. Например, крупнейший девелопер недвижимости Evergrande, пообещавший к 2025 году запустить линейку из 25 моделей электромобилей.

Субсидии были необходимы на старте, но теперь, когда определились лидеры, аутсайдеров надо было сбросить с перегруженного локомотива для придания ему еще большей скорости.

Небольшие производители, не обладающие должным капиталом, собственными технологиями и имеющие малые производственные мощности, должны исчезнуть, реструктурироваться или быть поглощенными более крупными игроками. А выжившим необходимо будет поднять планку качества и стать акулами, опасными для пришлых иностранцев вроде Tesla.

2020 год выдался для китайских производителей непростым. Tesla стабильно увеличивала продажи, оставляя далеко позади местных Nio, BYD, Xpeng. Вроде бы стратегия китайского правительства себя не оправдала, если бы не одно «но». В Китае начинает стремительно развиваться технология 5G.

Фото: Alex Plavevski / EPA / TASS

Что такое электромобиль? По большому счету — только электродвигатель и аккумулятор. По сравнению с машинами на двигателе внутреннего сгорания, их конструкция примитивна и незатейлива. В итоге победит тот, кто больше напичкает свой электромобиль новейшими технологическими примочками. А тем временем все идет к тотальному преобладанию на дорогах беспилотных средств передвижения.

И вот тут-то Китай обладает фантастическим заделом, чтобы уделать всех конкурентов. И речь идет уже не о рынке Китая, а об экспансии мирового масштаба, как и задумывала Компартия в 2015 году.

В начале 2021 года на поле битвы за будущие невероятные прибыли разворачивается Армагеддон. Ставки на отрасль начинает делать Big Tech — китайские технологические гиганты. Huawei — ключевой разработчик технологии 5G — вкладывает $1 млрд в разработку «мозгов» для «умных» беспилотных автомобилей. Baidu — крупнейший поисковик в Китае, но также разработчик искусственного интеллекта для автомобилей, — выделяет почти $1 млрд на 5 лет. 

Xiaomi, известная в первую очередь своими смартфонами, но выпускающая практически все, от чайников до велосипедов, выделяет $10 млрд на разработку собственного автомобиля, разумеется, тоже «умного». Участвует и Alibaba (куда же без нее). Сумма вложений не разглашается. Цель — инвестиции в автомобильные стартапы.

Электромобиль будущего — это уже не лошадиные силы, автоподогрев сидений и полный климат-контроль. Выиграет тот, чей автомобиль будет «умнее» остальных.

И еще одна золотая жила для технологических компаний — это Big Data, большие данные. Каждый автомобиль — это еще один компьютер и шпион, который отслеживает маршруты, стиль езды, предпочтения и привычки владельцев определенных марок и моделей. Зачем? Аккуратно водишь — получи скидку на страховку. Регулярно проходишь ТО — вот тебе льготный кредит как пунктуальному человеку, с которым у банка не будет проблем. Внезапно и резко поменял технику вождения? Отправлен сигнал ближайшему полицейскому: машина в угоне или водитель нетрезв.

А что у конкурента Маска? Ничего, кроме разгорающихся проблем. Уйти с китайского рынка Tesla теперь просто физически невозможно. Вся логистика, связи с поставщиками, большая часть прибыли — все завязано на местных производителях и потребителях. Компания неоднократно снижала цены на свои автомобили, чтобы конкурировать с китайскими машинами.

Что хуже всего, отношения между США и Китаем, которые начали портиться еще при Трампе, не собираются улучшаться. А у Маска большой бизнес с Пентагоном. И лавировать между двумя гегемонами становится все сложнее. 

2022 год в Китае, несмотря на стагнирующую экономику из-за ковидных ограничений, был для электромобилей отличным. Продажи на внутреннем рынке достигли 6 млн, включая гибридные модели. Годом ранее цифра была в 2 раза меньше. Доля рынка составила 34% для всего Китая, но в мегаполисах количество электромобилей на дорогах уже доходит до 50%.

Больше цифр

По итогам трех кварталов 2022 года самыми продаваемыми в КНР машинами из числа электрокаров и гибридных моделей стали:

  • Wuling Hong Guang MINI EV — 316 238;
  • BYD Song Plus BEV + PHEV — 342 151;
  • BYD Qin Plus BEV + PHEV — 266 432;
  • Tesla Model Y — 219 405.

При этом сентябрь стал крайне успешным для американского производителя на китайском рынке. Tesla Model Y в первый месяц осени стал самым продаваемым электромобилем в стране, обойдя местных конкурентов.

Доли продаж по брендам по итогам трех кварталов распределились так:

  • BYD — 29,9%;
  • SAIC-GM-Wuling — 8,6%;
  • GAC — 4,6%;
  • Chery — 4,4%;
  • Geely — 3,7%;
  • Dongfeng — 3,5%;
  • Volkswagen — 3,4%.

Доля производителей из Китая в мировых продажах пассажирских электромобилей увеличилась с 26% в 2015 году до 48% в 2021 году и до 56% в первой половине 2022 года.

Китайская компания BYD стала лидером мировых продаж, опередив Tesla, которая пока на втором месте. Но дело идет к тому, что Маска скоро обгонят и другие конкуренты.

В 2023 году у Китая есть все шансы вывести свой автопром на международные рынки. Китайские бренды имеют возможность стать такими же узнаваемыми и популярными, как Toyota, Tesla или Mercedes.