Культурный код

Каникулы с приставкой - арт

«Московские новости» поговорили с людьми, жизнь и призвание которых связаны с феноменом арт-резиденций. Читайте — возможно, вам туда надо.

Картина первая, историческая

Арт-резиденции — специальные пространства, где люди творческих профессий могут обменяться опытом, реализовать свои проекты или просто побыть наедине со своими мыслями. Как правило, творческие резиденции обеспечивают гостей финансированием, предоставляют место для проживания и инструменты для созидания.

История резиденций началась более 100 лет назад благодаря меценатам Великобритании и США, которые стали предоставлять гостевые студии странствующим художникам. Сами художники, в свою очередь, все чаще стремились к подобному формату, который позволял реализовывать самые смелые идеи (в том числе коллективно). Одной из первых таких студий можно назвать европейскую колонию в Ворпсведе (Германия), основанную в 1889 году.

Дом художника Эдвина Коенеманна
Käseglocke в Ворпсведе.
Фото: heimatverein-worpswede.de

Настоящий бум арт-резиденций накрыл мир в 1990-х годах. Тогда значительно возросло количество моделей и принципов организации подобных мест для творчества. Создатели площадок не хотели уже просто принимать людей, занимающихся искусством, — они постепенно начинали формировать альтернативные центры знаний и опыта в социально-художественной сфере, где арт-резиденции все чаще соединяли локальные творческие объединения с большим миром искусства.

В XXI веке существуют и высокотехнологичные пространства, и небольшие резиденции, организованные энтузиастами. Дома творчества принимают художников и музыкантов, актеров и режиссеров, писателей и поэтов, а также ученых и популяризаторов науки. Такие атмосферные места есть и в России, и выбрать есть из чего.

Картина вторая, судьбоносная

Художник Александр Хромых множество раз участвовал в творческих пленэрах, посещал объединения и арт-резиденции, но одно место стало для него особенным. Это самая северная творческая резиденция «Никель», которая находится в одноименном промышленном поселке Мурманской области, окруженном мертвой тундрой. Начиналось все обыденно: молодой человек увидел, что «Никель» открыл набор участников, подал заявку, попал в число успешных конкурсантов и отправился на край света, чтобы искать вдохновение и свежие идеи.

Участники арт-резиденции
«Никель – Полярная ночь 2022».
Фото: Nikel2Art / «ВКонтакте»

«Я изучал город, это место и его историю. Ходил в библиотеку, общался с местными жителями. Параллельно рисовал акварелью завод, окружающую среду и близлежащие места. Были и творческие встречи с участниками резиденции. В конечном итоге у меня родилась идея. Вернувшись в Санкт-Петербург, я работал уже над воплощением эскизов в материале», — рассказал художник.

На этом история Александра в этой творческой обители не закончилась. Завершив работу над проектом, он отправил его в резиденцию, после чего получил приглашение стать куратором в «Никеле».

По словам художника, кураторство — очень ответственная миссия.

Важно не только разработать уникальную концепцию для новой группы резидентов, но и отобрать самых лучших, талантливых и достойных участников. А поскольку желающих очень много и каждый претендент особенный, сделать это довольно непросто. На следующем этапе работы куратор выполняет сопроводительную роль. Не продвигает свои идеи, а подсказывает, куда отправиться за озарением, где найти ту самую северную самобытность, с кем из местных обсудить проект, чтобы получить заряд энергии для воплощения творческих мыслей.

И действительно, инсайты поджидают участников на каждом шагу. Например, для самого Александра поездка в «Никель» открыла новый материал — шлак.

«Никелевый шлак — это отходы от производства. Там его очень много, просто горы. Он черный, напоминает вулканический песок, только разной фракции. Смотрится очень эффектно! Шлак стал материалом, с которым, оказывается, можно работать», — говорит Александр Хромых.

Картина третья, просветительская

Варвара Бусова — археолог, куратор, младший научный сотрудник ИИМК РАН — очень любит современное искусство и музеи. Поездка в арт-резиденцию «Голубицкое» на Тамани помогла ей воплотить в жизнь археологическую выставку.

Взяв за основу местный контекст, наполненный историей, Варвара приехала в резиденцию с уже готовой идеей и сразу приступила к реализации.

«Мы провели опен-колл, дооформили мою концепцию, построили, открыли. Выставка проработала несколько месяцев. Одновременно у меня была насыщенная культурная программа: меня возили по региону, знакомили с местным арт-сообществом, я посмотрела наконец дольмены. Сейчас, из позиции, в которой мы все находимся, я вспоминаю это время с чрезвычайным теплом», — рассказала Бусова.

Мотивы Варвары для поездки в «Голубицкое» были следующие. По ее словам, российские музеи испытывают острый дефицит междисциплинарных методов экспонирования. Кроме того, в них почти отсутствует институт кураторства археологических выставок. А смешение подходов в презентации научной информации — это интересный способ популяризации археологии.

Варвара продолжила работу над этой выставкой уже по приезде из творческой резиденции. Она писала для нее научное обоснование — рассматривала феномен вторичного использования в истории человека. Некоторое время спустя выставка попала в экологический тренд, и ей заинтересовались экоактивисты.

«Резиденции очень важны, — подчеркнула археолог. — Это смена оптики, возможность побывать в новом месте и контексте. В резиденциях можно как научиться чему-то новому, так и воплотить в жизнь свои идеи».

Картина четвертая, мотивационная 

Мотивы для того, чтобы отправиться в творческое путешествие, у всех разные. Кто-то руководствуется желанием испытать новые эмоции, кто-то мечтает получить вдохновение от того или иного места, а кто-то просто хочет уединения и отстранения от рутины обыкновенной. Одна из таких творческих натур — сценарист и драматург Екатерина Жмырова. Вскоре она отправится в художественную усадьбу «Оскуй.Арт» в Новгородской области, чтобы работать над детской пьесой, синопсис которой был написан еще несколько лет назад, но до реализации никак не доходили руки.

Художественная усадьба «Оскуй.Арт». 
Хозяева усадьбы — художники-керамисты
Вероника Сушко и Владимир Никифоров.
Фото: oskuy.art

«Если верить Вирджинии Вулф, женщине для того, чтобы заниматься творчеством, нужна свободная комната и пансион. И, простите за сексизм, думаю, не надо подробно объяснять, почему это особенно важно именно женщине. Довольно трудно совмещать творчество и ежедневные рутинные дела в привычной нам версии реальности, особенно когда у тебя есть дети. В итоге ты живешь в формате «многорукий Шива», все время откладывая в стол идеи и замыслы, на которые не хватает времени и сил, в надежде, что когда-нибудь все оставят тебя в покое и силы появятся», — отметила литератор.

По мнению Екатерины, арт-резиденции прекрасно помогают решать такие проблемы хотя бы на непродолжительный период, поскольку пары недель вполне достаточно и для работы, и для перезагрузки. Жмырова точно знает, о чем говорит, ведь у нее уже был опыт написания пьесы в резиденции «Щелыково» — это санаторий в Костромской области, расположенный в лесу на территории усадьбы Александра Островского. Тогда буквально за десять дней у нее «сложилась» пьеса «Барин», которая позже вошла в шорт-листы двух серьезных драматургических конкурсов.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник
А. Н. Островского «Щелыково».
Фото: museumschelykovo.ru

Картина пятая, научная

Если бы искусствовед, руководитель отдела научной коммуникации Института физиологии им. Павлова РАН Ирина Актуганова не приняла однажды участие в исследовании экстракта морского ежа, не ходила бы по лабораториям и не смотрела эксперименты с улитками, мухами, пиявками и мышами, она бы наверняка не встретила единомышленников, которые интересовались симбиозом науки и искусства. И тогда, возможно, мир так и не получил бы Лабораторию технологического искусства «Биостанция» — арт-резиденцию для сотрудничества ученых и художников в деревне Колтуши (Ленинградская область).

По мнению искусствоведа, научные практики не должны существовать в отрыве от традиционных человековедческих дисциплин — искусства, литературы, философии, социологии и антропологии.

«Необходим тесный диалог между естественно-научными и гуманитарными сферами. Особая роль в этом диалоге отводится современным художникам. Искусство за последние 30 лет наработало немалый инструментарий для междисциплинарной работы: гибридные формы сайнс-арта и медиа-арта, рефлексии в пограничных зонах между наукой и искусством. Кроме того, соединение науки и искусства необходимо для того, чтобы эти направления развивались. Сотрудничество художников и ученых последние 30 лет — это довольно распространенная практика», — отметила Ирина Актуганова.

Биостанция стала платформой для такого сотрудничества. Это не совсем обычная творческая резиденция, она создана специально для практической подготовки и проектной деятельности технологических и Art&Science художников в сотрудничестве с учеными Института физиологии РАН. Еще одна особенность в том, что в творческой обители есть постоянный резидент, — это арт-группа «Куда Бегут Собаки», которая изучает механизмы взаимодействия человека и различных форм реальности.

Кроме того, «Биостанцию» не обходят стороной и гости. Как правило, они очень разные. В Лабораторию технологического искусства приезжают режиссеры, исследователи и художники. По словам Ирины, часть приходит на стадии идеи, потому что ищет научный базис, который впоследствии будет использовать для своих работ.

Картина шестая, культмассовая

Арт-резиденции работают в разных форматах. Некоторые, например, базируются на проектах, посвященных населенным пунктам, в которых расположены. По таким постулатам работает и творческая резиденция «Выкса», она находится в Нижегородской области в городе с таким же названием. Помимо того что эта площадка собирает профессионалов в сфере искусства со всего мира, она привлекает к сотворчеству горожан.

Выставка «Ночь Козерога» художника
Миши Гудвина в арт-резиденции «Выкса».
Фото: Арт-резиденция «Выкса» / «ВКонтакте»

Как рассказывает пиар-менеджер организации Александра Наумова, добиться этого помогает одно из обязательных условий для приезда в «Выксу»: резиденты должны провести приветственную лекцию и любую активность для жителей города, например мастер-класс.

«Выкса — небольшой город, и в нем не так уж много возможностей для культурного досуга, а творческая резиденция здорово помогает приблизиться к большому миру современного искусства. Когда в наш городок приезжают профессиональные художники, которые делятся своими знаниями и опытом, создают выставки и проводят мастер-классы для горожан, это всегда очень здорово», — рассказала Александра.

Ориентированность арт-резиденции на местный контекст важна не только для жителей, но и для самого города.

Поскольку резиденты в процессе работы над своими проектами изучают Выксу с разных сторон, это часто открывает новую точку зрения на населенный пункт. Исторические моменты, визуальная культура, традиции — все это рассматривается с новых, прежде неизвестных горожанам ракурсов, что всегда удивительно, считает собеседница.

«Например, несколько недель назад у нас закончилась резиденция воронежского художника Миши Гудвина. Ее итогом стала инсталляция «Ночь Козерога», которая возникла как результат исследования-вымысла на тему появления на гербе города единорога. В своем проекте Миша объединил эзотерические и астрологические знания, выксунские мифы, истории и современность, так что получилась еще одна фантастическая легенда о городе», — рассказывает Александра.

Картина седьмая, вдохновляющая

Популярность арт-резиденций растет. Их участники делятся впечатлениями и рассказывают о невероятных творческих успехах, инсайтах и внезапно найденных ответах на свои самые главные вопросы. Похоже, места для творчества действительно «работают», чудеса случаются, а искусство продолжает жить.