Почему так сложно выходить с каникул?
Рассказывает Анна Полионова — психолог, руководитель тьюторской службы онлайн-школы Европейской гимназии, классный руководитель 9-го класса.

Потому что каникулы — это свобода, а школа — это режим и структура, и не всегда эта структура соответствует личности ученика. Летом ребенок — это ребенок, он имеет право играть, баловаться, поздно ложиться спать, сколько угодно встречаться с друзьями. А сентябрь — это значит собраться, застегнуть верхнюю пуговичку рубашки и на следующие 9 месяцев стать учеником.
Каникулы — это праздник (конечно, если лето было насыщенным), а школа — это, скорее, полезная рутина. Даже нам, взрослым, сложно долго выдерживать рутину. Что уж говорить о детях!
Почему 1 сентября — это стресс для родителей?
Тут есть несколько факторов. Во-первых, для поколения самих родителей школа, советская и постсоветская, часто была травмирующим опытом, поэтому все, связанное со школой, априори окрашено в тона тревоги.
Во-вторых, школа — это общество, где принято оценивать и ранжировать. Родители поневоле начинают волноваться и чувствовать неуверенность: хороший ли я родитель, достаточно ли мой ребенок умный, приличный, успешный? Как он выглядит на фоне остальных? Причем тревожатся все.
Если ребенок адаптированный и академически успешный, родители переживают о том, как больше его развивать. Если у ребенка сложности с учебой или с отношениями в классе, переживают из-за невозможности повлиять на ситуацию.
Полезно ли заниматься учебой на каникулах?
Я против учебы на каникулах. Это просто нечестно: ведь сами родители в отпуске не хотят заниматься работой. Зачем заставлять детей? Повторять пройденное за год не нужно — в большинстве школ первый учебный месяц дети занимаются именно повторением.
Да, бывают ситуации-исключения: например, если итоговая оценка по нему вышла совсем уж плохой, меньше тройки. Или если ребенок переходит в другую школу. Тогда по общей договоренности можно запланировать учебу на каникулах. Очень важно, чтобы родители оставались любящими и близкими, а не становились дополнительным к школе контролирующим органом.
Как это происходит у нас в школе: если мы видим, что у ученика проседает, к примеру, математика — мы можем договориться с учеником и его семьей, что в такой-то конкретный учебный период он занимается несколькими конкретными темами.
Как правильно договариваться об учебных занятиях на каникулах
1. Договориться должны все три стороны: школа, ученик, родители. В любом другом случае это будет не договоренность, а повинность.
2. Нужна конкретная и согласованная с учеником цель занятий на каникулах. Тревога родителей, желание хорошо выглядеть в глазах классного руководителя — это не цель. А вот исправить двойку в году — это понятная цель, к которой действительно нужно стремиться.
3. Важно, чтобы учеба занимала конкретную и небольшую часть каникул, например 3 недели в июле. Тогда остальное время ребенок сможет использовать на свое усмотрение.
Как помочь ребенку настроиться на учебный год?
Чтобы ребенок спокойно вернулся в школьный режим, нужно его спокойно к этому подготовить. Родителям важно выделить вторую половину августа на спокойное возвращение в режим. Плавно вернуть утренние подъемы, заранее купить новую школьную одежду и принадлежности. Причем включать самого ребенка в эти задачи: пусть выбор красивых тетрадей и ручек скрасит для него тот факт, что каникулы заканчиваются.
Секрет успеха — спокойствие и комфорт родителя. Вместо того, чтобы суетиться и нервничать, попробуйте выдохнуть и обсудить с ребенком: каким хочется, чтобы был этот год? Чем ты хочешь его наполнить? Как сам себя хочешь в нем чувствовать?
Что точно НЕ нужно делать:
— игнорировать режим до последнего, мол, «пусть деточка поотдыхает побольше»;
— прилетать из отпуска накануне 1 сентября, а с утра паниковать, что ничего не готово;
— откладывать покупки, ждать до последнего. Чем ближе сентябрь, тем больше очереди и суматоха.
Как родителям настроиться на хороший учебный год?
Рассказывает Татьяна Шаталова — учитель математики, академический директор онлайн-школы Европейской гимназии.

Тут есть три основных шага: отделить от ситуации ребенка собственные сложные переживания из-за школы, продиктованные личным опытом, дать место ответственности ребенка и перестать видеть в нем только ученика.
Разделить чувства
Очень часто сложности со школой, которые переживают дети, заставляют родителей «проваливаться» в собственные переживания страха и вины из собственного школьного прошлого. Тут важно осознать свои собственные чувства и поговорить о них, но не с ребенком, а с другим равным — с супругом, с кем-то из друзей или с психологом. Также помогает писать в дневник или наговаривать себе аудиосообщения, а потом прослушивать.
Отдать часть ответственности
Ребенок стал на год старше, следовательно, ему необходимо передать часть ответственности. Это может быть пробуждение по будильнику, сбор вечером портфеля, самостоятельная дорога в школу или на секцию, разогрев обеда — все индивидуально и зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать. Чем больше маленьких действий будут родители постепенно отдавать ребенку, тем спокойнее они будут себя в дальнейшем чувствовать, осознавая, что могут довериться маленькому члену семьи.
Увидеть ребенка в его многогранности
Давайте перестанем сводить всю богатую личность ребенка к одной-единственной функции — ученической! Ваш ребенок — кто он? Спортсмен, художник, юморист, романтик, хороший друг? Сядьте с листком бумаги и напишите 10 разных ответов. Очень важно видеть своего ребенка позитивно — тогда школьные сложности не собьют вас с ног.
Что поможет меньше выгорать в учебном году
- Общайтесь за ужином, отложив гаджеты и назначив это время «для укрепления семьи».
- Расскажите, как у вас дела на работе. Поделитесь своими неудачами или глупостями — пусть дети знают, что всем свойственно ошибаться, и им легче будет говорить о своих проблемах
- Если у вас несколько детей, то можете каждому назначить 15–30 минут тет-а-тет, когда вы будете заниматься тем, чего хочет ребенок. Возможно, сыграете в настолку или посмотрите ролик на его вкус (весьма полезно узнать, какой именно контент потребляет школьник).
Такой совместный отдых позволяет больше полагаться друг на друга, поговорить о возникших трудностях и просто укрепляет доверие и любовь.
Ребенок говорит «Не хочу в школу». Когда это нормально, а когда стоит начать волноваться?
В конце августа мало кто хочет возвращаться в школу (даже учителя). Не стоит вставать в назидательную позу, лучше попробуйте задать ребенку такие вопросы:
- Что для тебя школа?
- Почему ты считаешь, чувствуешь или думаешь, что ты не хочешь в школу?
- Как ты определяешь, что в школе хорошо, а что нет?
- Что в школе для тебя важно?
- Что в школе ты хотел бы убрать, а что точно хотел бы оставить?
- Может, дело не в школе в целом, а в какой-то конкретной проблеме? Можешь ли рассказать?
Другое дело, если нежелание связано с небезопасной атмосферой в классе, буллингом со стороны одноклассников или учителей. Не бойтесь спросить у ребенка, почему он не хочет идти в школу. Если организовать поддерживающее пространство вокруг ребенка, он будет рад рассказать о своих страхах и переживаниях, понимая, что ему помогут.
Когда есть поводы для беспокойства
- Ребенок регулярно просыпает школу, приходит ко второму-третьему уроку.
- Ребенок регулярно прогуливает: идет в школу, но не доходит, уходит гулять в городе.
- Ребенок постоянно болеет и много времени проводит на больничных.
Какие практики семье школьника полезно добавить в новый учебный год
Рассказывает Екатерина Чугунова, учитель химии, победитель телешоу «Классная тема!»

Маленькие радости. Совместный завтрак, мини-игры, обсуждение интересных событий делают день приятнее.
Отмечать успехи. Похвала за маленькие достижения поддерживает мотивацию и позитивный настрой.
Перестраивать режим. За 7–10 дней до школы стоит постепенно сдвигать время отхода ко сну и подъема хотя бы на 15–20 минут. Так организм успевает перестроиться без стресса. Хорошо помогают вечерние ритуалы: чтение, спокойная музыка, отказ от гаджетов за час до сна.
Движение и свежий воздух. Короткие прогулки, разминка или легкие упражнения помогают снять усталость и поддерживать концентрацию.
Планирование дня. Вместе с ребенком распределять задачи: учеба, отдых, хобби — это снижает стресс и ощущение хаоса.
Чередовать отдых с легкими образовательными моментами: читать интересные книги по предметам, разгадывать кроссворды, обсуждать научные эксперименты или наблюдения. Так ребенок сохраняет интерес к знаниям.
Не пугать, а вдохновлять. Можно вместе купить красивые тетради, придумать маленький ритуал первого дня, например завтрак с любимым блюдом.
Поддерживать словами: «Я рядом, у тебя все получится. Школа — это не только уроки, но и друзья, открытия, новые возможности».
Фокусироваться на успехах и маленьких ежедневных победах. Не принимать как должное, а радоваться, когда ребенок вовремя встал, сделал домашнее задание, проявил инициативу. Я как мама двоих детей отмечаю эти моменты, благодарю и поддерживаю их. Это создает ощущение успеха и энергии вместо постоянной усталости и стресса.
Что нужно успеть перед 1 сентября: чек-лист
1. Свяжитесь с классным руководителем и узнайте о закупке учебников и рабочих тетрадей на будущий год: будет ли централизованная закупка или нужно покупать все самостоятельно.
2. Составьте список канцелярских принадлежностей. Купите все заранее, чтобы избежать ажиотажа и потратить деньги разумно.
3. Проверьте ученическое место для ребенка: комфортны ли стол, стул, лампа? Может, пора менять мебель? Дети растут быстро.
4. Узнайте о расписании мероприятий 1 сентября: как будет устроен день, нужно ли ваше присутствие?
5. Поговорите с ребенком об общении со сверстниками и взрослыми, финансовой грамотности, дисциплине и аккуратности.