Колумнист

Как начать слушать советские ВИА 70-х: очень короткий путеводитель

Вокально-инструментальные ансамбли СССР 70-х переживают небольшое возрождение исторической памяти. По крайней мере, на экранах: 2 года назад режиссер Айдын Сахаман снял фильм «Дос-Мукасан» про одноименный казахстанский ансамбль, а в прошлом году вышел сериал «За полчаса до весны» о группе «Песняры».

При этом наследие советских ВИА — общее название официальных советских ансамблей, игравших совершенно разную музыку, от вокального джаза до прог-рока, — вообще требует серьезного переосмысления, поскольку за последние 50 лет слишком обросло культурными стереотипами. Начать нужно со знакомства непосредственно с музыкой.

«Московские новости» попросили ведущего телеграм-канала Sobolev///Music Олега Соболева отобрать пять ВИА, с которых стоит начать.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

«Песняры»

  • Лучшая группа Советского Союза 1970-х — минские классики фолк-рока, работавшие под руководством гитариста, певца и аранжировщика Владимира Мулявина. Между прочим, совсем не белоруса, а уроженца Свердловска.
  • «Песняры» золотого периода — уникальный состав, совмещавший невероятную инструментальную виртуозность с разнообразием прекрасных вокалистов (помимо Мулявина — Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров, чуть позже в состав влился Валерий Дайнеко).
  • Музыка «Песняров» — это очень часто переработки белорусских народных песен или белорусских стихов в совершенно непредсказуемом ключе, от психоделического рока («Каханне») до эпической драмы («Крик птицы»). При этом «Песняры» не чурались эстрадного материала, тоже экспрессивно его перерабатывая: так, например, родились хиты «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и «Беловежская пуща».
  • Можно прослушать любой сборник хитов «Песняров», но для более глубокого и способного удивить знакомства лучше слушать второй или четвертый их номерные альбомы.

«Ариэль»

  • Челябинский ансамбль, который делал с русскими народными песнями примерно то же самое, что делали «Песняры» с белорусскими: переосмыслял их порой в самом неожиданном ключе или вдохновлялся русским фольклором для создания оригинальных, ни на что не похожих произведений.
  • Пик «фольклорного» ВИА «Ариэль» — диск-гигант «Русские картинки», — вполне возможно, просто лучший песенный альбом РСФСР 1970-х за исключением «Зеркала души» Пугачевой. Уникальный, лишенный явных западных влияний, романтичный и романтический арт-рок.
  • Но одним фольклором творчество «Ариэля» не ограничивается. Среди их хитов есть песни совершенно иного рода: «Тишина», «Уходишь ты» или «В краю магнолий». Отдельного упоминания как хорошая стартовая точка заслуживает синт-роковая сюита «Утро планеты», написанная композитором Александром Морозовым, кстати — автором тех же «Магнолий».

«Самоцветы»

  • Легендарный московский ансамбль, основанный бас-гитаристом и аранжировщиком Юрием Маликовым. В числе прочих участниками «Самоцветов» в разные годы были еще два других звездных родителя, Владимир Пресняков-старший и Елена Преснякова, и Валентин Дьяконов — один из самых пронзительных вокалистов эстрады времен застоя.
  • Ранние «Самоцветы» — идеальный синтез советской эстрадной песни с западными влияниями. Даже в самых известных их хитах вроде «Мой адрес — Советский Союз!» легко можно расслышать грув в стиле зарубежного фанка и соула.
  • Первые два альбома «Самоцветов» — одноименный 1973 года и «У нас, молодых» — обязательны для прослушивания всеми, кто ценит классические песенные формы и качественное эстрадное исполнение.

«Дос-Мукасан»

  • Алма-атинская группа, считающаяся на родине главным ВИА времен Казахской ССР. Музыка — снова фолк-рок, но при этом с куда более сильным психоделическим креном. Лидер — замечательный гитарист Мурат Кусаинов.
  • Как это часто бывало в СССР, свой дебютный альбом «Дос-Мукасан» записали довольно поздно: основана группа была в 1967 году, а первый диск-гигант вышел в 1976-м. Зато именно он считается у западных меломанов и коллекционеров чуть ли не самым лучшим рок-альбомом Советского Союза брежневской эпохи. Спасибо ютюб-каналу Funked Up East, который познакомил зарубежных слушателей с музыкой казахстанского ансамбля.
  • Альбом этот и правда гениальный, его стоит бежать и слушать на всех парах: «Дос-Мукасану» удалось зафиксировать на пленке по-настоящему самобытную трактовку «космического» рока. Представьте себе Pink Floyd, но из страны степей и гор.

«Орэра»

  • ВИА «Орэра» — чуть ли не главная песенная гордость и главный культурный экспорт Грузинской ССР. Участниками «Орэра» были, в частности, Нани Брегвадзе и Вахтанг Кикабидзе. Основанный аж в 1961 году, ансамбль за эти годы прошел множество стилистических трансформаций, но в целом главный вектор его творчества оставался неизменным: изящная эстрадно-джазовая музыка, часто — с фирменным фольклорным многоголосием на первом плане. 
  • Еще одна важная особенность золотой эпохи «Орэра», продлившейся до 1975 года, — фантастические аранжировки Роберта Бардзимашвили, умевшего насытить любые, как народные, так и западные песни яркими цветами и необычными инструментальными приемами. Даже слушать «Сулико» в исполнении «Орэра» — значит удивляться богатому и одновременно немного нестандартному звучанию. 
  • На стримингах есть два ключевых альбома «Орэра»: «Песни народов мира» (их пластинка-гимн культурному многообразию) и диск 1970 года, на котором нет ни одной даже мало-мальски проходной песни.