Колумнист

Как начать слушать сити-поп: очень короткий аудиопутеводитель

«Московские новости» продолжают цикл кратких путеводителей по музыкальным жанрам. На сей раз мы попросили Олега Соболева, ведущего Telegram-канала Sobolev///Music и упоительного лектора, не только собрать самых ярких представителей жанра, но и озвучить подборку; получился путеводитель в пяти голосовых сообщениях.

Что такое сити-поп

Говоря по-простому, сити-поп — старая японская попса 1980-х годов. Он отличался ориентацией на американский софт-рок, фанк, диско и ритм-н-блюз — то есть, в понимании японских журналистов и критиков того времени, урбан-музыку, «городскую» музыку — отсюда и название. Другая отличительная особенность сити-попа — влияние джаза, точнее джаз-фьюжна, совместившего традиционный джаз с другими, более эклектичными стилями музыки.

В самой Японии в 1980-е многие считали сити-поп низким жанром, чуть ли не образцом пошлости и плохого вкуса. Несмотря на коммерческий успех, которым пользовались отдельные его представители, репутация сити-попа среди критиков оставалась довольно плачевной вплоть до XXI века.

Лет 10–15 назад жанр заново открыли для себя американские слушатели: сначала — коллекционеры редкого винила, которых увлекли профессионализм, яркость звучания, грув. Потом — пользователи YouTube, которым отдельные альбомы подсовывал алгоритм. Некоторые из выложенных пластинок стали очень популярны: выяснилось, что многим они напоминают саундтреки из старых видеоигр. Это не случайно: как и японский фьюжн, сити-поп оказал большое влияние на мелодии многих композиторов, работавших с Nintendo, Sega, Square Enix, Konami и другими известными японскими компаниями-разработчиками видеоигр.

С чего же начать слушать сити-поп? Давайте познакомимся с несколькими ключевыми исполнителями этой музыки.

Тацуро Ямасита

Тацуро Ямасита — это король сити-попа. Человек, как никто другой, повлиявший на развитие жанра. В 1970-х он основал группу Sugar Babe, чей дебютный и единственный альбом под названием Songs (то есть «Песни») со временем вообще стал считаться первым образцом сити-попа.

Альбом Sugar Babe действительно прекрасен. Это живая, очень красивая и предельно наполненная красками музыка. Ровно эти же эпитеты можно использовать для описания сольных пластинок Ямаситы.

Причем практически любых: музыкант до сих пор не исписался, и в прошлом году у него вышла очень удачная полнометражная запись. Но в первую очередь мы посоветуем четыре классических альбома Ямаситы середины 1980-х: Ride On Time, For You, Melodies и Big Wave. Лоск, богатство, инструментальная виртуозность, сахарные мелодии и грув — на этих дисках есть все, чем славится сити-поп.

Есть только одна проблема: просто так послушать как сольные записи Ямаситы, так и альбом Sugar Babe невозможно. Артист не любит стриминги и очень пристально следит, чтобы на них его музыки не было вообще. Совсем никакой. Найти даже отдельные песни этого исполнителя на YouTube — еще та проблема. К счастью, если вас не беспокоит этичность вопроса, всегда есть торренты.

Таеко Онуки

Таеко Онуки — соосновательница все той же группы Sugar Babe, а значит, тоже стоит у истоков сити-попа. Но ее собственное музыкальное творчество — немного иного рода, чем у Тацуро Ямаситы. Ключевым в карьере Онуки считается альбом 1977 года Sunshower, аранжировал который известнейший музыкант Рюити Сакамото. Это куда более легкая и невесомая музыка, чем у Ямаситы, и куда сильнее наполненная джазовыми нотками. Вообще, Sunshower — это, вероятно, лучший способ познакомиться с сити-попом в принципе. И, в отличие от альбомов Ямаситы, Sunshower доступен для прослушивания на том же сервисе YouTube.

Дальнейшая карьера Онуки, впрочем, свидетельствует о ее нежелании оставаться в рамках одной и той же стилистики. Артистка продолжала делать музыку, которую можно легко назвать сити-попом, но часто меняла ее основу: иногда на альбомах Онуки 1980-х и 1990-х звучало больше синтезаторов, чем живых инструментов, иногда было куда больше баллад, чем ярких и бодрых композиций. В любом случае если кто-то рискнет погрузиться в дискографию Онуки дальше, то не пожалеет.

Анри

Певица Анри — один из тех случаев, когда музыкальные вундеркинды не выдыхаются и не ломаются под гнетом ожиданий. Выпустив свой первый альбом в конце 1970-х годов в возрасте 17 лет, Анри до сих продолжает сверхуспешную карьеру. Ее популярность в Японии всегда оставалась довольно большой: так, певица выступала на церемонии закрытия зимней Олимпиады 1998 года в Нагано.

Анри — уже более попсовая сторона сити-попа. Это не значит, что ее классические альбомы и песни лишены искусности, мудреных аранжировок, джазовых или ритм-н-блюзовых моментов. Это значит, что по своему голосу, композиторскому почерку и манере исполнения Анри была в первую очередь абсолютно эстрадной артисткой, ориентированной на чарты, — то есть делала такую музыку, какую можно записать еще и в образцы жанра J-pop. Все-таки главными вещами в творчестве Анри в первую очередь были запоминающиеся мелодии и убойные хуки. Это делает ее лучшие альбомы, — например, Timely 1983 года или Coool 1984 года, — практически сборниками вещей. Каждая песня — топ, каждая песня — хит.

Масаёси Таканака

Сразу признаемся: здесь мы немного схитрили. Творчество гитариста Масаёси Таканаки относится к сити-попу постольку поскольку. Да, его музыка насыщена все той же атмосферой невероятного отдыха на шикарном курорте. Но в целом Таканака — в первую очередь джазовый гитарист. Даже не так: скорее, гитарист, выступавший в жанре джаз-фьюжн. А если еще точнее — гитарист, чье творчество объединило в себе джаз-фьюжн и поп-музыку. Музыка Таканаки почти полностью инструментальна.

Но, как бы там ни было, Таканаку часто относят к сити-попу: уж очень хорошо его заводные композиции вписываются в общую эстетику жанра.

К тому же Таканака очень популярен, в том числе и у западных ценителей японской музыки. На YouTube его альбомы собирают по 400–500 тыс. прослушиваний, а на Spotify у Таканаки — за 700 тыс. слушателей в месяц. Результат для японской эстрады в целом вполне приличный.

Лучший вариант для знакомства с музыкой гитариста — сборник его лучших ранних треков All of Me. Уже с первых звуков он заряжает бодростью и хорошим настроением. Мелодии песен Таканаки отлично запоминаются, а его манера игры на гитаре радует отсутствием показной виртуозности. Если же хочется чего-нибудь посмелее — попробуйте концептуальный альбом The Rainbow Goblins, вдохновленный книгой «Радужные гоблины» итальянского писателя Уль де Рико.