Колумнист

Как начать слушать классическую танцевальную электронную музыку

«Московские новости» продолжают цикл очень коротких путеводителей, которые без предвзятости и витиеватых терминов расскажут о мировых музыкальных жанрах.

В новом выпуске колумнист Олег Соболев — о той танцевальной электронной музыке, которая с течением времени уже стала классической.

Современная электронная музыка — индустрия на сотни миллионов долларов. Самые известные EDM-артисты поднимаются на верхушки чартов, а огромные, собирающие иногда под 100 тыс. человек фестивали танцевальной музыки проходят каждое лето чуть ли не во всех странах Европы, Америки и Азии.

Впрочем, когда-то, в 80–90-х, танцевальная электронная музыка была скорее не массовым, а контркультурным феноменом. Вот пять имен, с которых можно начать знакомство с тем ее периодом, когда она только начинала оформляться в большую коммерческую силу.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Хуан Аткинс

  • Один из «Бельвильского трио» — музыкантов, считающихся родоначальниками детройтского техно (вместе с Аткинсом в этот список входят Деррик Мэй и Кевин Сондерсон).
  • За почти 40 лет музыкальной карьеры Аткинс прошел путь от электро (в составе группы Cybotron) до жесткого роботизированного саунда, а потом, в последние годы творческого пути, свернул в сторону приджазованного, мягкого техно. Одно остается неизменным — тяга Аткинса к футуристичной и научно-фантастической тематике. Наиболее известный проект Аткинса называется Model 500
  • Послушайте сборник «20 Years of Metroplex» — ретроспективу творчества музыканта с 1985 по 2005 год: он дает хорошее представление о классических записях Аткинса.

Фрэнки Наклз

  • Так называемый «крестный отец чикагского хауса» — человек, сделавший крайне ощутимый вклад и в развитие жанра как отдельного стиля записываемой музыки, так и в каноны хаус-диджеинга.
  • Музыка Наклза — это что ни на есть самый классический чикагский хаус: с характерным неспешным ритмом, легкими крадущимися аранжировками, мощным соул-вокалом. Примечательно, что Наклз, хоть и оставался верен заповедям стиля, все равно старался чуть осовременивать звучание своей музыки вплоть до смерти в 2014 году.
  • Лучший сборник собственных продакшнов Наклза 80–90-х годов — «Greatest Hits from Trax Records». Оценить мастерство Наклза как диджея можно, например, по вот этому сету из 1993 года; тем, кому хочется чего-то посовременнее — два появления музыканта на Boiler Room, в Лондоне и в Нью-Йорке.

Мориц фон Освальд

  • Праправнук Отто фон Бисмарка, Мориц фон Освальд — ключевая фигура в развитии даб-техно. Это поджанр, в котором сочетается характерный для техно в целом минималистичный бит и элементы атмосферного звучания, присущего ямайскому дабу.
  • Выход самых передовых, революционных записей фон Освальда пришелся на начало 90-х годов. Это были синглы и EP, записанные им сольно под именем Maurizio или в паре с Марком Эрнестусом в дуэте Basic Channel. Для знакомства с Maurizio есть компиляция «MCD», а для открытия музыки Basic Channel — сборники «BCD» и «BCD-2».
  • Еще одна сторона творчества фон Освальда — странная смесь электроники и джаза, которую исполняет его трио. Попробуйте альбом «Horizontal Structures» (2011).

Эндрю Уэзеролл

  • Диджей и музыкант, ставший одной из главных фигур в истории британского эйсид-хауса и рейв-культуры. Но не только: Уэзеролл продюсировал рок-группы, делал широко известные ремиксы на поп-музыку и даже внес свою в лепту в золотой век трип-хопа и даунтемпо (продакшном на альбоме Бет Ортон «Trailer Park» 1996 года),
  • Собственная музыка Уэзеролла будет не самой простой для новичков. Лучше ознакомиться с его диджейскими миксами, записями выступлений на рейвах. Например, его Essential Mix, записанный в 1996-м для BBC. 
  • Самые примечательные продюсерские работы Уэзеролла на стыке танцевальной музыки и рока — альбом «Screamadelica» группы Primal Scream (1991) и «Morning Dove White» группы One Dove (1993).

4hero

  • Легендарный лондонский дуэт Марка Клера и Дениса Макферлейна, внесший огромный вклад в развитие джангла и драм-н-бейса. Конкретно — в эволюцию мощного, мрачного, дикого джангла в более приземленный и джазовый драм-н-бейс.
  • Музыка 4hero менялась от релиза к релизу: самые ранние их вещи — это хлесткий танцевальный хардкор; со временем музыка дуэта стала чуть более вычурной. Классический альбом 4hero — «Parallel Universe» (1994).
  • Если вам интересно более джазовое и спокойное звучание драм-н-бейса — музыка для вдумчивой концентрации или времяпровождения, — то попробуйте одноименный альбом (1995) проекта Клера и Макферлейна Jacob’s Optical Stairway. Если хочется более жесткого, классического джангла — у 4hero был хороший сайд-проект Tom & Jerry, выпустивший серию отличных мини-альбомов. Все они есть на YouTube в одном плейлисте.

Больше о классической «электронике» можно узнать на встречах «Пределы рейва», которые пройдут в Библиотеке «ГЭС-2» 10 и 24 октября. Олег Соболев будет обсуждать с участниками книгу Саймона Рейнольдса «Вспышка энергии» — увлекательную хронику электронной музыки в контексте танцевальной культуры.