Колумнист

Как и от чего мы защищаем детей

Ко Дню защиты детей «Московские новости» разбираются, как наше общество, долгое время воспринимавшее детей как собственность, осознало ценность детства и пришло к идее наличия у маленького человека прав. 

Кого мы считаем детьми

Исследователи определяют конец детства по разным физиологическим, психологическим и социальным параметрам. Поэтому для одних детство заканчивается половым созреванием в 14–15 лет, другие продлевают его до 20–22 лет. Более того, возрастные рамки меняются в зависимости от исторического периода и региона.

В рамках статистического учета ООН считает, что люди с 15 до 24 лет — это молодежь, однако Конвенция о правах ребенка ООН определяет, что до 18 еще длится возраст детства. 

При этом психологический возраст человека может не совпадать с возрастом биологическим, поэтому любая классификация — это упрощение и условность, не учитывающие индивидуальную норму развития человека.

Чтобы не запутаться, в данном тексте мы опираемся на текущие законодательные нормы России: согласно 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Как мы пришли к тому, что малолетних надо защищать

Говоря о защите детей, мы подразумеваем не столько защиту детства как, скажем, времени для роста и развития в заботе и любви, сколько оберегание маленьких людей от действий взрослых (включая родителей).

Хотя западное общество начало более или менее осознанно заботиться о детях с распространением христианской религии, в законодательные нормы их защита вошла лишь в конце XIX века.

Один из первых законодательных прецедентов — случай с Мэри Эллен Уилсон в Нью-Йорке. Над девочкой систематически издевались приемные родители, избивали и принуждали к труду. Из-за отсутствия норм, защищающих детей, Мэри забрали от приемных истязателей на основании закона о жестоком обращении с животными. После этого в 1875 году было создано Общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.
В продолжение благотворительной христианской традиции в Санкт-Петербурге основано Общество попечения о бедных и больных детях, или общество Синего креста. Он оберегало детей, являющихся «жертвами злоупотреблений» и находящихся «в дурных нравственных и материальных условиях», а также заботилось о детях, «впавших в преступления».
(По другим данным — 1876 год.) В Москве создано Общество попечения о неимущих детях, позднее переименованное в Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1897) отмечает, что «Комитет общества доводит до сведения властей о преступлениях против детей, принимает потерпевших на попечение общества, приискивает поверенного для защиты на суде интересов потерпевшего», однако деятельность общества ограничена «производством нескольких дознаний в год».

В дореволюционной России власть родителей над детьми была абсолютной, а о процедуре лишения родительских прав в патриархальной традиции не было и речи. Государство придумало забирать малолетних у нерадивых родственников уже после 1917 года.

После революции защита детей стала делом государственной важности — нужно было спасать популяцию, пострадавшую от войны, и воспитывать нового советского человека.

Создание Наркомсобеса (Народного комиссариата социального обеспечения), который косвенно занимался и вопросами детства (хотя в приоритете были взрослые, особенно инвалиды войн — сначала Гражданской, затем и Второй мировой). В раннем Союзе учредили детские пособия для «малолетних, подлежащих снятию с работы»; также поддерживали глухонемых и слепых, в том числе несовершеннолетних.
Учреждение Совета защитников детей для «сбережения подрастающего поколения», а в 1921 году и Комиссии по улучшению жизни детей под руководством Феликса Дзержинского. По всей стране открывались детские дома, школы-колонии, трудовые коммуны и другие учреждения проживания, временного пребывания и учебы. В 1935 году деятельность по ликвидации беспризорности, безнадзорности, устройству несовершеннолетних перешла в ведомство милиции; появились первые детские комнаты милиции.
В 1918 году брачный возраст мужчин составлял 18 лет, а женщин — 16. С 1 января 1927 года права уравняли по высшей планке, но чуть позже девушкам дали послабление, чтобы можно было выходить замуж на год раньше. Так боролись с ранними браками и насильственной выдачей несовершеннолетних замуж.

Постепенно в центре внимания оказывались не только беспризорники, малолетние преступники и маленькие люди в беде, но и дети, подвергающиеся насилию, в первую очередь домашнему. Советская агитация гласила: «Не бей ребенка!»

Дома пионеров и прочие организации детского досуга были не только инструментом воспитания идеологически правильного человека, но и безопасным местом с нормальными санитарными условиями, где на тебя не поднимут руку (по крайней мере, не изобьют). 

Страна выбиралась из бараков, вместе с тем уходила и «казарменная дедовщина» в семьях.

Важно понимать, что изменения ощущали в первую очередь жители больших городов. Подвижки в сельских и деревенских практиках требовали больше времени и контроля. К тому же законодательные и социальные нормы в разные периоды Советского Союза корректировались в соответствии с официальным курсом.

Запрет абортов, который принято представлять как меру для защиты детей, в советское время четко дал понять — он никого не защитит: с 1936 по 1955 год сфера абортов ушла в серую зону и была криминализована, выросли материнская смертность и бесплодие, как следствие — произошло сокращение рождаемости. Социальные последствия появления нежеланных детей неизмеримы: мы не знаем, сколько из них в итоге были приняты родителями и воспитаны в благоприятных условиях. 

После Второй мировой войны и создания ООН в 1945 году решение детского вопроса стало одним из приоритетов на международном уровне.

Иллюстрация: Анна Колмыкова
Конгресс Международной демократической федерации женщин в Москве установил День защиты детей — с тех пор он отмечается ежегодно 1 июня, преимущественно в коммунистических и посткоммунистических странах. (Всемирный день ребенка с 1954 года проходит 20 ноября.)

Однако идея такого дня появилась еще в 1925 году на Всемирной конференции женщин по вопросам благополучия детей в Женеве — после принятия Лигой Наций в 1924 году первого международного документа об охране, заботе и правовой защите детей, Женевской декларации прав ребенка.
Генассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая исходит из того, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». При этом документ призывает не только и не столько обеспечивать юридическую защиту, но и определяет нужду маленького человека в любви, заботе и понимании, в образовательных играх и развлечениях. 
Создание Советского детского фонда им. Ленина, впоследствии переименованного в Российский детский фонд. Сегодня его деятельность основана на положениях Конвенции ООН о правах ребенка, и он помогает в том числе детям-беженцам из зон боевых действий, детям с нарушениями слуха, а также больным туберкулезом.
Принятие Конвенции ООН о правах ребенка, которая декларирует: «Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав». Конвенция — наиболее широко ратифицированный договор в области прав человека в истории.
Европейская конвенция об осуществлении прав детей определила процессуальные права ребенка, в том числе в процессе судопроизводства по вопросам семейных отношений.
Принятие 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и введение должности уполномоченного по правам ребенка в регионах, задача которого — контроль за соблюдением прав детей государственными органами, то есть улучшение ситуации на системном уровне. В 2009 году введена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В числе задач детского омбудсмена — «содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей».

Ключевые законы, регулирующие права несовершеннолетних в России, — Конституция РФ, Семейный кодекс и другие — тоже не являются константами и периодически подвергаются изменениям, в том числе под эгидой «защиты детей». Так, поправки к Конституции 2020 года объявили малолетних «важнейшим приоритетом государственной политики».

В правовом поле от детей как родительской собственности до детей как важнейшего приоритета прошло меньше 150 лет. На практике все, конечно, сложнее. 

Например, в 2018 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2427, призывающую к защите детей во время вооруженных конфликтов. Россия заявила о решительном осуждении всех преступлений против детей, включая их вовлечение в качестве участников вооруженных конфликтов. На деле дети — самая уязвимая группа во время военных действий. 

В ряде регионов мира рабский детский труд — распространенное явление (так, часть слюды, используемой в наших косметике и смартфонах, вполне вероятно, добыта детьми и в не самых безопасных условиях). В России эта проблема тоже пока не решена. Глобальные конфликты вроде войн и пандемии коронавируса только усиливают проблему.

Защита — это ограничения 

В вопросе защиты детей мнение самих детей учитывается редко — решать, что хорошо, а что плохо, что можно и нельзя, продолжают взрослые. Мы исходим из того, что маленькие люди еще не готовы психологически и физически к принятию решений и несению ответственности.

Возникает несколько парадоксальная ситуация: мы, взрослые, защищаем права тех, кого сами в этих правах поражаем.

При этом зачастую мы ориентируемся на статистическую норму (норму большинства), не учитывая норму индивидуальную: усредняем возраст, в который наступает половое созревание, или рисуем общие образовательные траектории, по которым человек до 16–18 лет еще точно учится.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Векторы охраны детей могут изменяться сообразно общественно-политическому контексту. Скажем, сейчас мы куда больше «защищаем» новые поколения от «влияния Запада», чем еще несколько лет назад. При этом мы апеллируем к традициям — которые также могут идти вразрез со статистической нормой: так, государство представляет себе «традиционную семью» как многодетную, в то время как суммарный коэффициент рождаемости в России в 2022 году — 1,42 (с 1970 года он редко превышал 2,0).

Права и ограничения маленького человека в букве закона

Обеспечение детей правами — это постоянный поиск баланса между разрешением и ограничением, в котором свободы никогда не бывает много. Или все же бывает? Рассмотрим несколько примеров баланса между «можно» и «нельзя».

Право распоряжаться собой и право выбора

Пожалуй, одна из самых сложных для регуляции сфер: да, здорово дать ребенку право быть собой и возможности для самореализации, но не менее важно научить его «вписываться в общество» и быть «социально нормальным».

Причем «вписывание» — не только соблюдение некоторых широко принимаемых норм вроде «бить людей и обзываться — плохо», «слушаться старших и не шуметь — хорошо», но и готовность принять текущие запросы государства. Сегодня, например, оно нацелено прививать детям ценность семьи и рождения детей, а также знания о начальной военной подготовке — на это маленький человек никак не может повлиять.

До 14 лет ребенок не вправе изменить свое имя, с 14 до 18 лет — только с согласия обоих родителей. 

Человеку до 15 лет можно оказать психиатрическую помощь только с согласия одного из родителей. Если папа и мама не признают проблему или в принципе «не верят» в ментальные заболевания, придется как-то подождать до 15-летия. К тому же врачебная тайна несовершеннолетнего, за некоторым исключением, вовсе не является тайной для его родителей.

Зато с 15 лет дети могут сами соглашаться или отказываться от медицинских вмешательств: например, человек может пройти вакцинацию, не спрашивая мнения родителей. А еще ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, а с 14 лет — и обращаться в суд против них.

Право на образование

Маленький человек имеет право на получение бесплатного среднего, среднеспециального и, при определенных условиях, высшего образования. Он даже может не ходить в школу и учиться дома (хотя решение все равно за взрослыми).

Иногда родители не только не спрашивая отдают ребенка в школу, кружки и секции, но и самостоятельно выбирают ему вуз и специальности, да и в целом определяют факт обучения уже подросшего человека в вузе. При этом образовательные программы, учебники и нормативы для сдачи утверждает государство; оно же решает, кто может, а кто не может преподавать, — и это решение не всегда продиктовано только компетентностью специалиста. А еще государство может ограничить доступ несовершеннолетнего к какой-либо информации, если сочтет, что эта информация наносит вред или не соответствует возрасту.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Право на добровольный труд и финансовую независимость 

Ребенок имеет право на содержание от своих родителей и других членов семьи, а еще может пойти работать, если ему уже исполнилось 16 лет. Чтобы начать работать раньше, требуется согласие от кого-то из родителей или органов опеки.

При этом государство отдельно защищает права несовершеннолетних работников на продолжительность рабочего дня и условия труда.

Но до 14 лет человек не может сам совершать сделки (не считая разрешенных мелких покупок и карманных трат) и распоряжаться собственными деньгами и вкладами. А с 14 лет все равно потребуется согласие родителей на проведение любых крупных сделок.

А еще родители могут ходатайствовать об ограничении или лишении человека от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком. Правда, тут закон предоставляет несовершеннолетнему возможность эмансипации. 

Эмансипация

С 16 лет несовершеннолетний может стать полностью дееспособным и получить всю полноту имущественных прав, поскольку имеет право на эмансипацию, — при условии, что он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. 

Ускорить получение полной дееспособности может и вступление в брак (ст. 21 ГК РФ). Субъекты РФ сами устанавливают возрастные рамки (ст. 13 СК РФ). В Московской области нижний порог — 14 лет, при наличии беременности или уже рожденного общего ребенка, а также при непосредственной угрозе жизни одной из сторон.

При этом подросток теряет право на алименты от родителей (и получает обязательство выплачивать алименты престарелым недееспособным родителям) и приобретает ответственность за причинение вреда. Но даже после эмансипации человек остается несовершеннолетним, то есть ребенком — и остальные ограничительные и защитные нормы продолжают действовать.

А что с обязанностями несовершеннолетних? Исследователи права отмечают, что законодательное регулирование в этой области недостаточно. Если права регламентируются на государственном уровне, то обязанности прописываются, скорее, на уровне семьи и образовательных учреждений. 

Да, с 16 лет наступает административная ответственность, а с 14 лет — уголовная. Но в обоих случаях до совершеннолетия предусмотрены послабления в приговорах. При этом дети до 14 лет вообще не могут быть наказаны: ответственность перед законом несут их родители. Ведь за некоторыми исключениями мы признаем детей недееспособными, то есть в силу возраста не способными осознавать свои поступки и их последствия. Тем временем несовершеннолетние закон преступают, хотя и реже взрослых.

Иллюстрация: Анна Колмыкова

Итак, простого и универсального решения нет: мы находимся в постоянном поиске баланса между защитой прав маленьких людей — и поражением их в этих правах, между признанием их недееспособности и наделением обязанностями.

Но за полтора века мы прошли долгий путь к знаку равенства между правами ребенка и правами человека, а значит, способны идти дальше в создании более безопасного мира для всех людей — и маленьких, и уже выросших.