Культурный код

Как делают русские сериалы: Эпизод III, как сериалы превращаются в фильмы

В конце прошлого года в кинотеатрах, а затем на стриминг-платформе Premier вышел фильм «Реальные пацаны против зомби» — одновременно и продолжение популярного сериала, и пародия на фильмы о зомби. В начале января сразу на «КиноПоиск HD» вышел «Мажор. Фильм» — еще одно продолжение, только на этот раз популярный детектив был превращен в боевик. Культурный критик и соавтор канала «Everybody's Doing It Now» Артем Макарский разбирается в том, что заставляет создателей российских сериалов выпускать полнометражные фильмы на больших экранах.

Прямое продолжение происходившего ранее — самый частый формат взаимодействия сериалов и кино в нашей стране. Создатели «Реальных пацанов» вернули героев из Москвы в Пермь в одиннадцатом сезоне, чтобы сразу обрушить на них зомби-апокалипсис. Фильм «Мажор», вышедший на «КиноПоиск HD», начинался там же, где заканчивался третий сезон популярного сериала, — и превратил неглупый процедурал практически в фильм серии «Форсаж». К сожалению, уступающий ей как в зрелищности, так и интересности.

Источник: телеканал ТНТ

Куда лучше выступили создатели сериалов «Кухня», «Отель Элеон» и «Гранд», образующих целую вселенную ситкома «Кухня». «Кухня в Париже», «Кухня. Последняя битва» и «Отель «Белград» получили как благосклонные отзывы критиков, так и стали хитами проката — и все благодаря тому, что создатели меняли место действия, но не тон, за который полюбился фанатам оригинал. Впрочем, традиция переноса полюбившихся героев на киноэкран началась далеко не вчера.

Как было раньше?

Поворотной точкой можно считать 2010 год — именно тогда на экраны вышли «Глухарь в кино» и «Наша Russia. Яйца судьбы». Стоит отметить, что сериалы про полицейских пытаются превратить в боевики, как это было с «Глухарем», а комедии сохраняют общий тон, иногда позволяя себе чуть больше, чем на телеэкране, как это было с «Яйцами судьбы» (впрочем, это самое «чуть больше» может привлечь и людей, которые обвинят создателей в полном отсутствии толерантности). Первый метод, судя по средним отзывам и совсем не рекордному прокату, не очень-то и работает, зато успех двух частей «Новогоднего беспредела», специальных продолжений комедийного сериала «Полицейский с Рублевки», показал, что в кино зрителям, пришедшим посмотреть на полюбившихся героев, нужен не зрелищный боевик, а расслабляющая комедия.

«Что заставляет создателей сериалов пробовать себя в формате полнометражного фильма? Кажется, это не только экономические причины — конечно, кино в перспективе принесет создателям больше, чем сериал, однако это еще и шанс рассказать историю иначе, совсем под другим углом».

Более сжатый хронометраж как удобное ограничение и возможность показать историю под новым, неожиданным углом — это основные работающие причины. Случай с «Наша Russia» уже невозможно представить в современной России — более острый сезон с шутками за гранью можно было бы просто выпустить в стриминговом сервисе: большая свобода тут уже не работает. Безусловно, о консервативности телепродюсеров до сих пор ходят легенды — но если это уже успешный и состоявшийся проект, то, скорее всего, ему бы больше сошло с рук и без кино.

Продолжение годы спустя

Удивительный пример пересказа сериала для тех, кто его не смотрел — фильм «Как я стал русским», который, в отличие от оригинального сериала, рассказывал о приключениях в России уже не американца, а китайца. Съемки начались после того, как с создателями сериала связался китайский продюсер — выяснилось, что сериал стал популярен в Китае, и они хотели бы сделать версию с новыми героями.

«Сложно пока представить, какой современный российский сериал можно было бы переснять таким образом, поэтому эта история пока остается единственной в своем роде».

«Как я стал русским» и его киноверсию разделяли три года — однако есть пример и продолжения, снятого десять лет спустя. Фильм «Бригада. Наследник», который сейчас уже кажется личной инициативой почетного каскадера России Александра Иншакова, провалился в прокате и был разгромлен критиками. А робкие попытки Иншакова говорить о третьей части не увенчались успехом. Режиссер фильма Денис Алексеев в итоге был осужден на два года условно — в расхищении денег его обвинил, что удивительно, как раз Александр Иншаков.

С киноэкранов в телевизор — и обратно

Создателей продолжения «Бригады» можно понять: иногда история кажется рассказанной не полностью — и очень хорошо, когда так кажется не тебе одному, но и зрителям. В таких случаях фильм становится сериалом, поскольку отснятого материала хватает на то, чтобы дать большее погружение в мир героев.

Источник: «Первый канал»

Хотя телеверсия «Мастера и Маргариты» Юрия Кары легко найдется в сети, но первопроходцем такого формата был «Первый канал» — с легкой подачи Константина Эрнста успешные фильмы о сыщике Эрасте Фандорине в итоге превращались в сериалы. Так произошло и с «Турецким гамбитом», и со «Статским советником» — «Азазель» тоже предпочитают называть телефильмом, хотя это, конечно, мини-сериал из четырех эпизодов. Каналу «Россия» тоже было чем ответить — там, например, вышла в свое время телеверсия «Охоты на пиранью».

«Можно с уверенностью сказать, что такой формат среди русских режиссеров наиболее любим Никитой Михалковым».

Его «12» был показан на «Первом канале» спустя год после выхода, в 2008 году, а «Утомленные солнцем 2» — уже на «России-1» — в 2011. Действительно, оба сериала куда лучше отражали логику тех или иных персонажей, а также включали в себя вырезанные на монтаже диалоги, в которых раскрывалась их мотивация. Телекомпания «Россия» взяла на вооружение такой прием и выпустила сериал «Тобол» уже после киноэкранизации романа Алексея Иванова. В этом году одновременно в виде сериала и фильма выпустит свой новый проект и Тимур Бекмамбетов — «Девятаев» расскажет о подвиге летчика в период Великой Отечественной войны.

«Интереснее всего к слиянию кино и сериалов подходит телеканал ТВ-3, по всей видимости, находящий кинопотенциал в своих проектах».

Вышедший вначале в кинотеатрах «Аванпост» оказался пилотом сериала, чей сценарий переписали для полнометражного фильма. Возможно, это происходило в спешке, поскольку некоторые сюжетные повороты были напрямую позаимствованы создателями из фильмов Ридли Скотта. Однако нельзя не отметить беспрецедентный случай для российской киноиндустрии.

Источник: PREMIER

Подобный (однако не с пилотом, а с целым сериалом) случай происходил на ТВ-3 и раньше: они уже выпускали готовый сериал как серию кино — франшиза «Гоголь» настолько полюбилась зрителям, что готовящемуся к выходу продолжению (уже сразу в виде полнометражного фильма) помешала только эпидемия. Ироничным образом фильм пока носит название «Гоголь 2» — при том, что будет четвертой частью серии.

В начале десятых продюсеры сериалов и кино видели в переходах с телеэкранов в кино (и обратном) лишь выгоду, то теперь ситуация, кажется, меняется — в первую очередь это истории о большем количестве экспериментов или попытки рассказать знакомую историю под другим углом.

Безусловно, такой подход все равно приносит им доход — но если раньше за этим стоял лишь холодный расчет, то теперь ситуация начинает меняться, хоть и с переменным успехом.

Копировать ссылкуСкопировано