Последние лет 5 большинство трендов на рынке задавали бизнесы с прорывными технологиями (их часто называют дизраптерами, то есть возмутителями установленного порядка). Сегодня посмотрим именно на них. И попрощаемся с самыми хайповыми трендами последних лет, о которых говорили инвесторы на всей планете.
5 трендов, которым приходит конец
1. Тренд на IPO
Если коротко, то рынок IPO сейчас лежит в руинах. Это общемировой тренд. Согласно данным Всемирного экономического форума в Давосе, рынок IPO в прошлом году упал на 44%. Основная причина — глобальная «турбулентность» на рынках, из-за которой инвесторы не готовы брать на себя большие риски (а IPO — это всегда большие риски).
На месте российского рынка IPO образовался глубочайший кратер, какие бывают после извержения вулкана.
Единственное IPO, которое прошло в России в 2022 году, провалилось — это был сервис электросамокатов Whoosh. Компания собрала во время размещения в 2 раза меньше денег, чем планировала. А на третий день акции Whoosh и вовсе обвалились на 25%.
Такие провалы на третий день после размещения — частое явление на рынке IPO, и в том числе именно поэтому он считается очень рискованным для частных инвесторов-обывателей. Предыдущий бум на рынке IPO был связан с тем, что к нему дали доступ именно обывателям. Интересно, сколько из них вернется к IPO, когда кризис кончится.
2. Секс на одну ночь
Самое популярное приложение для дейтинга Tinder теряет аудиторию второй год подряд: ряды поредели c 80 млн пользователей в 2020-м до почти 70 млн в 2022-м. Акции Match (владеет Tinder) упали на 70% за прошлый год. Но дейтинг никуда не делся, конкуренты Tinder, напротив, аудиторию нарастили. Что же случилось? Скорее всего, дело в токсичном контингенте, который собрался на сервисе.
Так, Bloomberg отмечает, что молодые пользователи решили сменить приложение в поисках «более прогрессивного опыта с уклоном в более серьезные отношения».
Если коротко, то репутация Tinder как приложения для секса на одну ночь сыграла с ним злую шутку.
Современная молодежь хоть и предпочитает знакомиться в онлайне, но все еще хочет настоящих любовных страстей, а не одноразовых партнеров.
3. Тренды пандемии
Пандемия подняла на гребень волны, а потом вынесла на берег много интересных бизнес-трендов. Среди них стриминговые сервисы с фильмами и сериалами (Netflix, Disney+, Apple TV+ и прочие), домашние тренажеры Peloton и печально знаменитый Clubhouse.
Все сервисы пока что живы, но прогнозы мрачны. Так, акции Netflix, Disney и Apple за прошлый год обвалились на 40, 30 и 20% соответственно. Виноваты отток пользователей, дорогие подписки и кризис контента.
Но где точно случился эпик фейл, так это в занятиях спортом дома. Акции Peloton упали c максимумов на 95%, вместе с падениями ковидных ограничений. Так в очередной раз тренажеры превратились в очень дорогие вешалки для одежды. История повторилась.
Что же касается так называемого «радио для миллениалов» Clubhouse, то на бирже оно не торговалось. Однако на пике популярности в апреле 2021 года в приложении было 10 млн пользователей, и на рынке его оценивали в $4 млрд (это в 40 раз больше, чем в 2020-м). В следующем году эта оценка упала более чем на 60%, по данным TechCrunh. Приложение просто не успело масштабироваться прежде, чем аудитория успела заскучать.
Эти кейсы войдут в учебники по инвестициям как жертвы рыночного хайпа. Хотя, кто знает, может они еще поплывут, когда мировой кризис закончится. Пока у стримингов на это больше всего шансов.
4. Искусственное мясо
Тренд на искусственное мясо с растительной основой из бобов муссировался в инвестициях очень долго — последние 10 лет. Локомотивами были Beyond Meat и Impossible Foods. Но они так и не смогли завоевать обещанные 10% рынка мяса, пишет Bloomberg.
Тренд на ЗОЖ никуда не делся, но возникли сомнения в «зожности» растительного мяса: помимо бобов в него входит с десяток усилителей вкуса, загустителей и других добавок. Оказалось, что полезнее есть обычный горох. Добила тренд высокая инфляция в США, из-за чего искусственное мясо стоит дороже обычной курицы. За последние 2 года акции Beyond Meat подешевели на 90%. Это провал.
5. Образовательные стартапы
Большинство модных и хайповых образовательных стартапов (EdTech) не становятся публичными, и их акции недоступны частному инвестору. Тем не менее такие стартапы влияют на стратегии и финансовые показатели крупных технологичных компаний (которые часто поглощают успешные «эдтехи», отчего их акции дорожают).
Если коротко, то таким небольшим бизнесам стало очень трудно привлекать деньги — по той же причине, что и проводить IPO. Никто не хочет рисковать. Особенно трудно придется стартапам, которые делали ставку на онлайн-курсы для взрослых. Ведь львиная доля клиентов приходила учиться на ИТ и все, что «около ИТ».
Во-первых, рынок ИТ сжимается: корпорации увольняют разработчиков буквально тысячами, среди них Amazon, Twitter, Google и другие. Во-вторых, удлинился период от начала обучения до реального трудоустройства. Эти тренды выделяет специалист по обучению и подбору разработчиков Алексей Гладков. По его словам, 5 лет назад в России можно было закладывать полгода на то, чтобы переучиться на разработчика и получить работу, сегодня — 2–2,5 года. Компании, делавшие ставку на курсы по этим специальностям, точно недосчитаются прибыли.
Бедствие терпят и совсем молодые проекты, например StudyFree. Стартап помогал выпускникам получать международные гранты в университетах развитых стран. Его основательница — россиянка Дарья Крошкина — привлекла $5 млн от венчурных инвесторов с 2018 года. О ней писал российский Forbes, включивший ее в список успешных предпринимательниц «30 до 30».
Но в 2022 году стартап забуксовал, погряз в убытках и перестал выплачивать сотрудникам зарплаты. Инвесторы покрывать убытки отказались. Это симптоматично и говорит о том, что деньги в стартапы и маленькие бизнесы сейчас привлечь очень трудно.
Что дальше
Частным инвесторам остается признать, что время инвестиций в хайп и тренды ушло. Теперь, вместо того чтобы вкладывать в интересные компании, многие пытаются обезопасить деньги, вложив их в валюту или облигации. И сейчас это звучит более чем разумно.
Но есть и другая стратегия на российском рынке — агрессивная. Речь сейчас идет о профессиональных управляющих и трейдерах. Большинство из них неплохо заработали на шортах (ставки на понижение — на них можно заработать, когда рынки падают). Некоторые российские частные фонды с небольшой капитализацией вовремя сменили стратегию на ультраагрессивную и уже показывают доходность 20–50% за последние 3–6 месяцев. Но поскольку ультраагрессивные стратегии мне не подходят, я пока просто наблюдаю за ними со стороны. За наблюдение денег не берут.