Демонические лисы и майоры Громы: как живет российский косплей

Культура масок, перевоплощений и маскарада с человечеством давно. А вот косплей как явление появился только в XX веке. В России оно начало развиваться только с 90-х годов и потому довольно остро переживает любые околокатастрофические для сферы события — например, закрытие крупнейших фестивалей. Но все ли так грустно?

По просьбе «Московских новостей» Анастасия Никушина погрузилась в мир косплея и узнала все подробности у тех, кто сам им увлечен.

Карнавал как способ эскапизма

Случайно я попадаю на фестиваль Bubble Comics Con. Формально — это не косплей-фестиваль, а мероприятие, которое устраивает издательство комиксов Bubble. Впрочем, на книжную ярмарку это явно похоже только совсем уж издали: главное место занимает сцена, на которой в какой-то момент начинается конкурс косплееров.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

С помощью фанатов оживают персонажи и особенно популярного в последнее время «Майора Грома», и разнообразных аниме, и компьютерных игр. Вот вышагивает Тракса из Dota 2, за ней следуют оригинальные персонажи, существующие где-то в мире Dungeon and Dragons. У кого-то костюмы настолько продуманные, что даже крылья, обильно украшенные натуральными перьями, выглядят как настоящие. Есть даже феи Winx. Словом, я понимаю, что этот фестиваль старается не ставить вообще никаких границ — что поколенческих, что фэндомных.

«Косплей, на мой взгляд, это место, где можно на какое-то мгновение освободиться от привычных социальных взаимодействий и примерить на себя роль персонажа, которым ты восхищаешься — к примеру, в плане внешнего вида или характера», — говорит Илья Кудрин, занимающийся косплеем больше пяти лет.

Нельзя создать фоторобот типичного косплеера. Это может быть маленькая девочка 12 лет, а может — мужчина 40 лет. И хотя может показаться, что большая часть косплееров — это молодые люди, то лишь по той причине, что в последнее время данное хобби становится все более популярным.

Другая косплей-актриса Дарья Трубецкая считает, что это хобби — занятие неоднозначное, и каждый индивидуально находит себе причину в связи со своими увлечениями и потребностями: «Кто-то видит это как творческую реализацию вроде актерского кружка, кому-то нравится шить или делать бутафорию — смотреть, как из горки ткани или из-под 3D-принтера получается что-то очень осмысленное и красивое. Кто-то смотрит на косплей как на средство для заработка, а для кого-то это — способ временного ухода от реальности. Для кого-то — все вместе».

Сама Дарья стала активно заниматься косплеем через несколько месяцев после того, как сменила творческую профессию на офисную работу — косплей она называет своим спасением от творческого кризиса и выгорания.

При этом косплей не ограничивается переодеванием в персонажей, созданием образов — люди начинают заниматься им как создатели аксессуаров или, например, как фотографы. Без всех элементов вместе косплей в любом случае представить нельзя. Как пишет Александра Рябинина, исследовательница косплея из НИУ ВШЭ, этот феномен порождает разнообразные проявление «культуры соучастия» — активного аналога культуры потребления, благодаря которому фанаты могут не только наблюдать за любимыми героями, но и становиться ими.

краткая история косплея

Первый задокументированный случай переодевания в персонажа комиксов случился 17 декабря 1908 года, когда У.А. Фелл и его жена посетили карнавал в образах Скайгака с Марса и Дианы Диллпеклс, созданных американским комиксистом Армундо Кондо.

Спустя 31 год, тоже в США, прошел первый фестиваль по сути косплея — World Science Fiction Convention (Worldcon). Иными словами, явлению — больше века, и появилось оно в США. Уже к 1956 году фестивали проходили регулярно, а некоторые люди уже увлекались переодеваниями полупрофессионально.

А вот само слово «косплей» было придумано гораздо позже — в 1983 году. Впервые его использовал японский журналист Нобуюки Такахаши, который фактически переложил английское costume play (в переводе «костюмированная игра») на японский манер — «косупурэ», которое и использовал в своей статье для журнала My Anime. Слово подхватили другие японские журналы, и в итоге о косплее заговорили во всей Японии — а в США говорить и не переставали.

К 2007 году посещаемость Comic Con International — самого крупного фестиваля комиксов — выросла до 125 тыс. человек.

В конце 1990-х и в начале 2000-х, благодаря развитию интернета, культура косплея, которая включала в себе не только собственно костюмированные показы, но и создание фанфиков и другого фанатского контента, распространилась повсеместно.

В Россию же косплей пришел в 1999 году, когда в журнале «Великий Дракон» опубликовали статью, посвященную феномену и его первым представителям в России. Через 2 года появился русскоязычный сайт, где публиковали творчество отечественных отаку, а весной 2002-го в Воронеже прошел Всероссийский фестиваль японской анимации (VRNFEST) с первой крупной косплей-фотосессией.

«В целом косплей не имеет каких-либо рамок в создании образов. Ограничение — лишь фантазия человека. Хотя можно разделить косплей на некоторые категории», — говорит фурсьют-мастер Александр (или, если обращаться по нику, Эрвин). Строгой типологизации нет, но ее можно представить так:

  • Классический косплей. Прямое воспроизведение образа из конкретного визуального источника, будь то кино, сериал, игра, мультфильм, аниме. В этом виде косплея авторы могут использовать элементы крафтового косплея, то есть самостоятельно создавать костюмы.
  • Книжный косплей. Косплеер опирается только на авторское текстовое описание, а в некоторых случаях — на концепты и иллюстрации.
  • «Ориджинал». Хуманизация или создание уникального образа на основе собственного персонажа.
  • Фотокосплей. Образ, который готовится не для фестивалей или показов, а для фотосессий. Как правило, сопряжен с «антуражным» косплеем — он требует воссоздания не только одежды и грима персонажа, но и деталей окружения, пейзажа.
  • Боди-арт косплей. Подразумевает минимальное использование одежды и прорисовывание костюма на голой коже.
  • «Закос». Воссоздание образа персонажа без использования полноценного костюма.

Внутри — еще множество подвидов и жанров, от стимпанка до школьной эстетики и бальных платьев. Каждый выбирает то, что интересно ему больше всего.

Способ выразить себя

Самое сложное и увлекательное в косплее — создание костюма, образа. Это занятие сами косплееры описывают как нервное, сложное, но при этом максимально увлекательное. «Даже если ты заказываешь костюм в мастерской, а не делаешь его сам, ты все еще ответственный за остальной процесс — от идеи до результата, от поиска швеи до поиска фотостудии, от референсов для съемки до финального отбора фотографий, от первой примерки костюма и до выкладывания фотографий в готовом образе в интернет», — говорит Дарья Трубецкая.

Именно все, что связано с костюмами, их создание или использование — источник денег в косплее. Рассматривать увлечение как постоянный способ заработка сложно, поэтому и профессиональных косплей-артистов в России мало. Большинство воспринимают косплей как отдушину или в крайнем случае подработку. Что именно приносит деньги?

Изготовление костюмов или их атрибутов

«В первую очередь это все-таки занятие для души, однако не вижу причин отказаться от применения своих способностей для получения прибыли. У меня нет большой мастерской — я работаю на заказ, так что для меня это скорее хобби», — говорит Ивер, который больше пяти лет занимается не только косплеем, но и созданием атрибутов для него — звериных ушей и хвостов.

Забавный факт: для того чтобы лучше понять форму ушка и направление ворса с его длиной, пришлось вежливо просить кошку побыть моделью, с которой я изучал тонкости анатомии ушей. 

Ивер говорит, что стоимость работы зависит от ее сложности и затраченного времени, но обычно цена за пару ушек начинается от 2 тыс. рублей: «Я делаю их довольно реалистично, из хорошего искусственного меха». При этом весь костюм обходится, как правило, дороже — от 5 тыс. рублей. Если проект индивидуальный, он стоит больше. Так, например, хороший рыцарский доспех обойдется как минимум в 50 тыс. рублей.

Способ сэкономить — найти костюм на китайских маркетплейсах. «Нужна насмотренность: не каждый китайский фабричный костюм плох, но и не каждый хорош — нужно уметь видеть косяки и анализировать, что будет выглядеть лучше», — говорит Дарья Трубецкая. Ивер рассказывает, что его самый бюджетный косплей обошелся в 3 тыс. рублей, а самый дорогой — в 30 тыс. По словам других героев материала, в среднем костюм обходится в 20–25 тыс. рублей.

Тем не менее заработок на создании аксессуаров построить сложно. Популярных мастерских мало, и они почти полностью покрывают пользовательский спрос: самих косплееров, которые тщательно создают образы, тоже не много. «Нужно иметь репутацию, быть известным в сообществе, иначе тебя не найдут и не посоветуют, — говорит Илья MusColder Кудрин, который делает атрибуты с электронными элементами. — Во-вторых, далеко не каждый образ требует встроенных диодов или иного электрического оснащения. В-третьих, не каждый готов платить за заказ вплоть до 15 тыс. рублей».

Чаще всего артисты готовят образы самостоятельно — получается своеобразная школа жизни. Дарья Трубецкая рассказывает:

Почти за 10 лет в косплее у меня уже есть опыт: визажиста и гримера, фотографа и ретушера, монтажера, продюсера, SMM-менеджера, организатора групповых проектов. Работа с укладкой париков дала мне базовые парикмахерские навыки, а при создании оружия пришлось глубоко покопаться в видах сантехнических труб. Мой отец очень благодарен такому хобби: у меня всегда найдется кусок трубы, саморез, аэрозольный лак или дрель с десятью насадками. Ну и конечно опыт модели — уметь встать в красивую позу и показать что-то соответствующее персонажу.

Создание платного контента

Косплеер может не уметь укладывать парик или сшивать латунные элементы костюма, но точно должен обладать навыками актерского мастерства. Без них не получится подобрать нужную позу, изобразить характерное поведение персонажа.

«В хорошем отыгрыше персонажа недопустимы скованные движения и эмоции (если это не является каноничной чертой персонажа). Играя персонажа, приходится порой делать то, что не свойственно самому тебе. К примеру дурачиться и танцевать на сцене с широкой улыбкой или же выйти с серьезным и благородным видом с мечом наперевес», — объясняет Ивер. 

Это тоже можно монетизировать. Правда, для этого нужно стать блогером: говорить на большую аудиторию, готовую присылать донаты, выигрывать конкурсы и максимально хорошо отыгрывать своих героев.

«Бывают донаты от моих подписчиков, а иногда появляется возможность поработать в костюме на каком-нибудь стенде на конвенте или турнире по игре, но это как повезет, подойдет ли заказчику — организатору турнира или стенда — именно твой костюм, или же он отдаст предпочтение кому-то другому, — говорит Дарья Трубецкая, на VK-паблик которой подписано чуть больше 2 тыс. человек. — Так не работает: «Имеешь красивое личико — будешь купаться в деньгах». Умение преподносить и раскручивать себя как медиа-персону дано не каждому, и что бы ты ни выбрал — нужно долго и муторно потеть, набирая популярность. И хорошо, если это сработает».

Техническая помощь по созданию контента

Наконец, еще одна важная и коммерциализируемая часть творчества в косплее — работа фотографом, дизайнером, монтажером. В теории сэкономить можно и на этом, но часто артисты договариваются с людьми, специализирующимися на косплей-фотографии. Все потому, что это довольно специфический и трудоемкий жанр съемки. Помимо навыков фотографа обязательно нужно уметь хорошо работать в фоторедакторах, а еще знать Blender и уметь создавать в нем 3D-объекты и сцены. 

«Как только я начала заниматься косплей-фотографией, передо мной начали возникать задачи, с которыми раньше сталкиваться не приходилось. Например, добавление магии на фото, повторение кадра из фильма или создание динамичной картинки, — говорит косплей-фотограф MIVA (Софья Миханова), которая начала заниматься съемкой год назад. — Сейчас я могу менять и создавать фон на фотографии с помощью коллажирования, работать с тремя и более источниками света, понимать объемы, светоотражаемость и формы предметов, рисовать брызги и передавать определенную атмосферу с помощью цвета и теней».

Впрочем, и за эту трудоемкую работу MIVA (Софья) получает не так много, как могла бы за аналогичное рабочее время, например, на свадьбе. Обработка одной косплей-фотографии стоит от 500 рублей до 2500 рублей, хотя «просидеть над ней можно 8–12 часов». «Поэтому, на мой взгляд, в сферу косплей-фотографии идут истинные энтузиасты и творцы, для которых важно проявить себя и создать что-то красивое и уникальное», — говорит Софья.

Комикконы — как это выглядит

Сегодня косплей в России — прежде всего сообщество. Многие из героев этого текста рассказывают, что в хобби их привели именно друзья, а сейчас большинство их приятелей и близких людей — тоже косплееры. 

«Я пришла в косплей благодаря подруге. Однажды она попросила меня помочь ей с задумкой и побыть моделью в паре, — вспоминает Дарья Трубецкая. — Фотосессия была на улице в октябре в атласном платье, было интересно, сложно, холодно, но мне понравилось, и потихоньку я начала обрастать своими идеями и искать собственный путь в косплее. Сейчас почти все мое окружение это косплееры или очень близкое к этому комьюнити — например, фотографы, крафтеры, швеи или организаторы ивентов». При этом работать девушка продолжает в сфере, с косплеем не связанной.

Например, специфический вид дружественных объединений — косбэнды — это объединения косплееров, которые регулярно вместе делают костюмы персонажей из одного фэндома. А потом вместе участвуют в съемках или — в фестивалях.

Главное место встречи для всех косплееров из разных городов, регионов или стран — местные косплей-фестивали, на которые съезжаются все желающие показать себя в образе. Традиция фестивалей тоже зародилась в США, где сначала существовало разделение на любителей и нанятых профессиональных актеров: San Diego Comic Con, Dragon Con, Anime Revolution. 

Некоторые из американских фестивалей впоследствии стали работать по франшизе и перекочевали в другие страны. С 2014 года в России проводился местный Comic Con Russia, который в 2019 году посетили 183 тыс. человек. Фестиваль был не только точкой притяжение сообщества, но и огромной площадкой для рекламодателей. В 2021 году фестиваль не стали проводить из-за коронавируса, а в 2022-м компания-организатор ООО «КРИ» фестивалей Comic Con Russia и «Игромир» начала процедуру банкротства. Долги, правда, появились еще раньше, но в прошлом году надежда на их выплату или по крайней мере продажу компании исчезла.

Но несмотря на уход больших игроков рынка, косплей-фестивали из России вряд ли исчезнут — они слишком нужны сообществу.

«Фестивали — знаковые точки этапов личностного роста, — говорит организатор Тульского фестиваля косплея Мария Лебедева. — Многие из нас не могут с обыденным графиком закрывать какие-либо задачи, которые ставят для себя, будь то косплей, ролик, песня, танец и что угодно еще. Но именно у фестиваля ограниченные сроки подачи заявок, так что это катализатор творчества. С каждым закрытым дедлайном мы становимся более опытными, умелыми. Так что это отличный мотиватор прогресса. А еще возможность не только себя показать, но и на других посмотреть».

Отвечая на вопрос о том, на какие деньги, учитывая уход многих крупных рекламодателей, существует фестиваль, Мария отвечает, что все это дело добровольное: «Мероприятие проходит исключительно за счет наших средств — нам только немного помогает местный аниме-магазинчик».

Словом, фестивали продолжают создавать своеобразное «безопасное» пространство для самых разных косплей-художников и развивают сферу гик-развлечений в РФ. В них можно поучаствовать! 

Фестивали косплея в России в 2023 году

«Тогучи» — 14 мая, 26 ноября (Москва)

Epic Con Russia — 1 июля (Москва), 3–4 июня (Санкт-Петербург)

FAN FAN 2023 — 3 июня (Нижний Новгород)

Kanon Fest — 18 июня (Санкт-Петербург)

OHAYO FEST — 20 августа (Киров)

Здесь можно узнать о других косплей-фестивалях