Культурный код

Что смотреть на Хэллоуин

Десять не самых очевидных хорроров

Хэллоуинская пора — самое подходящее время, чтобы смотреть хорроры, а желательно еще и с кем-то в компании. Советовать что-то очевидное вроде того же «Сияния» не так интересно, поэтому, пользуясь случаем, этот список был составлен из не самых очевидных, за парой исключений, способов провести мрачные ночи октября.

«Дом» / Hausu

1977, режиссер Нобухико Обаяси

Культовое японское кино о том, как прошлое пожирает будущее, о летающих головах и дьявольских котах. Задуманный студией Toho как своеобразный ответ недавно прогремевшим «Челюстям» Спилберга, хоррор в руках молодого дебютанта Обаяси превратился в психоделическую смесь из кайдана и современной на тот момент поп-культуры вроде телевизионных рекламных роликов. По сюжету главная героиня с подругами приезжает на каникулы в стоящий посреди лесной глуши старый дом тетушки. Дом по законам жанра старый, так еще и оказывается проклятым. Несмотря на классическую завязку, фильм получился ни на что не похожим благодаря своим причудливым визуальным решениям, странным сценам (известно, что Обаяси при написании сценария консультировался со своей дочерью, предполагая, что детский взгляд на страшное значительно отличается от взгляда взрослого) и общему настроению, блуждающему между пугающим и смешным. «Дом» — это веселый, но при этом очень эстетский фильм, стоящий особняком от всего остального жанра.

«Хэллоуин 3: Сезон ведьм» / Halloween 3: Season of the witch

1982, режиссер Томми Ли Уоллес

Самый недооцененный фильм из известной франшизы об убийце в белой маске, в котором — внезапно! — не было убийцы в белой маске. Отец оригинального «Хэллоуина» Джон Карпентер, посчитав, что история Майкла Майерса окончена на второй части, хотел продолжить сериал в виде антологии, где каждый следующий фильм рассказывал бы новую историю. «Сезон ведьм» был первым и единственным таким экспериментом, после провала которого студия решила вернуться к истории Майерса (зря). Можно много размышлять о причинах провала «Сезона», но однозначно он не заслуживает всей той обрушившейся на него критики на момент выхода. Сейчас он воспринимается как утерянный фильм из трилогии апокалипсиса Карпентера (хоть и вышел раньше), в котором была и мрачная атмосфера последней ночи на Земле, и странный заговор, и замешанные на использовании магии технологии, и люди в черных костюмах, которые не то, чем кажутся. Неожиданный оккультный сай-фай, расположенный где-то между «Фантазмом» и «Вторжением похитителей тел», вполне может и сейчас удивить зрителя, если дать ему шанс. Тем более что смотреть его можно будучи незнакомым с остальными фильмами франшизы.

«Встречи с привидениями» / Encounter of the spooky kind

1980, режиссер Саммо Хун

Фильм, с которого началась волна успешных гонконгских хорроров. Отдельно стоит отметить, что это был дебютный проект студии Саммо Хуна, известного всем напарника Джеки Чана по боевикам, выступившего здесь еще и в качестве режиссера. Фильм представляет из себя классическую для Гонконга тех лет смесь мистики, слэпстика и боевых искусств. По сюжету это вариация на тему гоголевского «Вия»: неудачливому персонажу в исполнении самого Саммо Хуна нужно провести несколько ночей в компании рвущихся наружу из своих гробов вампиров. Да, кажется, здесь впервые появились знаменитые прыгающие вампиры цзянши, ставшие впоследствии своеобразным символом гонконгского хоррора (в полной мере их тему раскроет франшиза «Мистер Вампир», которую также можно рекомендовать к просмотру). 

«Тайны старого отеля» / The Innkeepers

2011, режиссер Тай Уэст

История о том, как два молодых человека проводят свои последние рабочие дни в дряхлом, готовящемся к закрытию отеле. По слухам, в нем помимо единичных живых постояльцев имеются еще и мертвые, которые совсем не мертвы. Чтобы как-то скоротать время перед бессрочным отпуском, главные герои начинают охоту на призраков. Однако фильм только лишь притворяется фильмом ужасов (страшного здесь буквально минут на десять экранного времени). На деле это такой slice of life, медленное и тихое кино, скорее расслабленное, чем напряженное. Местный отель дышит уютом, а не дьявольщиной, не в пример кинговскому «Оверлуку». Потому и неудивительно, что фильм больше про приглушенные и забавные разговоры неустроенных в жизни людей, чем о потустороннем. Тем страшнее, когда тишину пустых коридоров прерывают гости с той стороны.

«Злое» / Malignant

2021, режиссер Джеймс Ван

Главное жанровое сокровище этого года. Оставив позади классические в своей сути франшизы «Заклятия» и «Астрала», Ван окончательно ударился во все синефильские тяжкие. Кто бы мог подумать, что новый фильм хитмейкера, недавно только вернувшегося со съемочной площадки «Аквамена», будет построен на кинематографической игре, состоящей из отсылок к классическим джалло и андеграундным боди-хоррорам. Смешивая в одном котле визуальный стиль Дарио Ардженто («Суспирия», «Кроваво-красное») и боди-хоррор Фрэнка Хененлоттера («Существо в корзине», «Повреждение мозга»), Ван жонглирует жанрами, постоянно обманывая ожидания зрителя (потому и о сюжете лучше ничего не знать заранее). Находясь где-то на самой грани, за которой уже кончается хороший вкус (чего стоит только один местный саундтрек), «Злое» являет собой пример того, как можно сейчас снимать кино, близкое по духу тому самому дикому эксплуатационному кино из 70-х, не ударяясь при этом в банальную реконструкцию, а наоборот, делая его современным, ничего не ломая. Кровавый аттракцион Джеймса Вана стал, пожалуй, самым лихим экспериментом в мейнстримном хорроре за долгое время и неожиданно лучшим представителем жанра в этом году.

«Час оборотня»

1990, режиссер Игорь Шевченко

Фото: kinopoisk.ru

История о том, как обычного пенсионера, живущего в обычном поселке, укусила бродячая собака, после чего в нем начали происходить метаморфозы, напоминающие ликантропию. Впрочем, все в этом фильме не так просто, как кажется, и не совсем ясно, кто же здесь настоящий оборотень: главный герой, раскрывающий свою звериную натуру, скрываемую годами под маской добродетели, или же его сын, милиционер, променявший идеалы юности на цвет денег. Не столько хоррор, сколько грустная социальная драма о том, как новые времена ломают людей, что, безусловно, роднит «Час оборотня» с современным подходом к жанру. Этот представитель перестроечного кино долгое время считался утерянным, вследствие чего имел почти мифический статус. Лишь буквально в этом году благодаря усилиям самого режиссера и неравнодушных граждан удалось найти сохранившуюся его копию. Теперь любой заинтересованный зритель прямо на YouTube-канале может убедиться, что на территории бывшего СССР еще во времена перестройки вполне успешно снимали так называемые пост-хорроры.

«Мессия зла» / Messiah of Evil

1973, режиссеры Уиллард Хайк и Глория Кац

Молодая девушка приезжает в удаленный прибрежный городок, чтобы навестить своего отца-художника. Отцовский дом оказывается пустым, а оставленный им дневник намекает на то, что с местным населением происходит что-то нехорошее.
«Мессия зла» довольно уникальный фильм. Взяв за основу фильмы о зомби Джорджа Ромеро, авторам удалось создать мало на что похожий сюрреалистичный сон, в котором немногое поддается общепринятой логике (толковых объяснений происходящему вы тоже не дождетесь). К тому же влияние на фильм творчества Лавкрафта сложно не заметить. Отдельно стоит отметить прекрасный визуальный стиль, напоминающий больше об итальянской школе хоррора тех лет. Похожий на липкий сомнамбулический кошмар, фильм очаровывает своей психоделической атмосферой обреченного городка и отлично подойдет всем, кто устал от обычных фильмов про зомби.

«Кровавая вечеринка» / The Slumber party massacre

1982, режиссер Эми Холден Джонс

Изначально этот фильм задумывался как пародия на женоненавистнические слэшеры. Сценарий к нему был написан известной писательницей-феминисткой Ритой Мэй Браун. Студия, естественно, испугалась радикализма получившегося результата, попытавшись сделать все-таки серьезные слэшер, но дебютантка Эми Холден Джонс все же смогла сохранить дух изначальной версии. «Вечеринка» — это все еще кровавый (и местами веселый) слэшер, который не боится при этом делать комментарии по поводу мужского взгляда на жанр и ломать привычные для слэшеров рамки консервативной морали, прокладывая тем самым тропу не только для будущего женского хоррора, но и для волны ироничной деконструкции жанра Уэсом Крейвеном в хитовой серии «Крик». 

«Повелители Салема» / The Lords of Salem
2012, режиссер Роб Зомби

Роб Зомби, известный многим в качестве лидера метал-группы, один из самых недооцененных режиссеров современности. Во-первых, ему единственному за многие годы удалось снять действительно хороший фильм во франшизе «Хэллоуин» (получилось даже лучше оригинала), а во-вторых, его трилогия о Капитане Сполдинг, начатая фильмом «Дом 1000 трупов», — одно из самых оригинальных и интересных выступлений в жанре хоррора за последние десять лет. «Повелители Салема» — самый нетипичный фильм автора, получив абсолютную свободу при работе над ним, режиссер создал медленное, довольно грустное кино, разглядеть которое за макабрической эстетикой и безжалостным сюрреализмом происходящего удалось не всем. Скрестив наследие «Суспирии» и «Ребенка Розмари» с тошнотворной жестокостью, присущей всем своим работам, Роб Зомби создал самый странный пункт в своей фильмографии, одновременно тревожный и грустный.

«Поезд ужасов» / Horror Express

1972, режиссер Эухенио Мартин

1906 год. Поезд, направляющийся из Шанхая в Европу по Транссибирской магистрали, везет самую разную публику — от ученых до графов и графинь. А где-то в багажном вагоне хранится ящик с останками неизвестного гуманоидного существа, найденными во льду Маньчжурской пещеры. Только, как вскоре выяснится, существо это совсем не мертво и не так примитивно, как кажется на первый взгляд. «Поезд ужасов» — это классическая на первый взгляд история о приключениях на железной дороге, которая бросает в один котел все на свете — здесь есть и иностранные шпионы, и безумные ученые, и казаки обычные, и казаки-зомби, и дьявольские пришельцы из открытого космоса. В довесок к этому идет отличный актерский состав, включающий Питера Кушинга и Кристофера Ли, — главных звезд британского хоррора тех лет. Ну и великолепная главная музыкальная тема, куда ж без нее.

Копировать ссылкуСкопировано