Индийский кинематограф давно перестал ассоциироваться с яркими музыкальными драмами в стиле «Танцора диско» с его ача-ача. Современное индийское кино — это смелые эксперименты, глубокие социальные темы, уникальные истории и высокое качество производства. Заметно это стало с середины 2010-х, когда их фильмы вышли на по-настоящему мировой уровень, заявив о себе невероятным «Миллионером из трущоб» с Девом Пателем в 2008-м и с тех пор выпуская почти каждый год столь же успешные в разном плане фильмы, удивляющие не только местного зрителя, но и весь мир.
Сегодня вспомним (или откроем, для кого как) 10 главных фильмов, которые Индия представила на суд широкого зрителя, покоряя сердца уже не танцами, но качеством, игрой, задумкой и сценариями, максимально доказывая, что Индия — это не только Болливуд. К слову, стоит отметить, что почти все фильмы из списка имеют на «Кинопоиске» минимум 7 баллов. Что тоже о чем-то да говорит.
«Звездочки на земле»
Добрая история про поддержку и наставничество
На этот фильм я наткнулся благодаря коротким форматам соцсетей — несколько кадров зацепили, и, погуглив, я оказался у экрана, где внезапно для самого себя смотрел индийское кино. Чувства были странные — с одной стороны, я не был поклонником контента из этой страны, помня танцы и песни из фильмов, что видел когда-то в детстве по ТВ. С другой, в фильме этого не было, и, если не учитывать колорит, это была достаточно типичная мелодраматическая голливудская история. Так что просмотр доставил мне не только удовольствие, но и приоткрыл закрытый ранее стереотипами целый новый мир кино.
А о чем фильм? О мальчике, странном и особенном, чья семья не понимает его, сверстники отвергают, из школ исключают, и в итоге он оказывается в интернате, где, как это часто бывает в фильмах, его талант раскрывает один из учителей, показывая и мальчику, и его близким истинную суть и красоту ребенка.
Повторюсь, достаточно тривиальная история, но в плане знакомства с кинематографом новой страны — самое то.
«3 идиота»
Про дружбу, взросление и систему образования
Еще одна картина, которая запросто могла бы быть американской комедией. Но, наверное, хорошо, что это не так. Американцам свойственно максимально клишировать фильмы про студенчество, либо опошляя каждый кадр, либо доводя до абсурда происходящее.
А вот киношникам из Индии удалось сделать не просто забавный и легкий фильм про трех друзей-студентов, но и наполнить его смыслами, темами и вопросами весьма не учебного толка — про давление общества, погоню за успехом, цену знаний, предназначение человека... Картина проходится по системе образования, затрагивая болевые точки, знакомые всем студентам, министерствам и странам. При этом оставаясь достаточно дурашливой комедией с трогательными и лиричными моментами.
Фильм получил признание критиков и несколько наград, в частности премию Filmfare за лучший фильм.
«Дангал»
Жизнеутверждающий спортивный байопик
Не чужды индийскому кино и спортивные фильмы на основе реальных историй. «Дангал» — как раз одна из таких.
Картина рассказывает о бывшем борце Махавире Сингхе Пхогате, который мечтал, что сын пойдет по его стопам. Но у него четыре дочери… Однако, видя их бойкий нрав, он решает тренировать их, чтобы они стали чемпионками по борьбе. В итоге семья преодолевает кучу преград, сражается с гендерным неравенством, борется с традициями и показывает всю силу родительской любви и поддержки на пути к Олимпийским играм.
Мощная мотивационная история, на фоне которой свежий «Король Ричард» с Уиллом Смитом кажется не таким уж настоящим.
«Пикей»
Про современную Индию глазами инопланетянина
«Пикей» — это фантастическая драматическая комедия о пришельце, который отправляется изучать землян и приземляется в Индии. В силу ряда обстоятельств оказывается без крова и средств к существованию. И вынужден приспосабливаться.
Кажется, что это еще одна клишированная история. Однако, в отличие от собратьев по жанру, картина не скатывается уж слишком в абсурдизм и комедию положений на контрасте. Она действует тоньше и контраст использует более разговорно, более объектно, через главного героя расшатывая устои и задавая неудобные вопросы про традиции, правила, значения слов и поступков.
В итоге получается сатирическая драма о вере в самом широком смысле, заставляющая зрителя переосмыслить вечные постулаты.
«Стреляйте в пианиста»
Черная комедия с кучей неожиданных поворотов
«Андхадхун», как сленгово называется этот фильм, что в вольном переводе может звучать как «палить без оглядки», — это мастерски сделанный триллер с элементами черной комедии, рассказывающий историю слепого пианиста, который становится свидетелем преступления.
Здесь много неожиданных поворотов, отсылок на классику индийского кино, много динамики, много музыки, отличная развязка, и при этом картине не чужда толика романтики и осмысленности.
Фильм получил множество наград и стал одним из самых кассовых в Индии в 2018 году.
«Джерси»
Трогательный байопик о любви, семье и спорте
Еще одна спортивная история в этом топе, что, на мой взгляд, тоже очень устаканивает, казалось бы, такой далекий кинематограф, говоря, что есть общие темы и многое знакомо, понятно и интересно людям по всему миру.
В данном случае — история о бывшем игроке в крикет, а ныне примерном семьянине и отце, который решает вернуться в спорт ради сына. Фильм отвечает всем стандартным требованиям к жанру — он трогательный, милый, душевный, вдохновляющий, мотивирующий, в меру легкий, в меру драматичный. Он говорит со зрителями о втором шансе, родительской любви и преодолении трудностей. И, безусловно, напоминает почти все похожие картины.
Фильм получил высокие оценки за актерскую игру и эмоциональную глубину.
«Меня зовут Кхан»
Наверное, самый важный фильм из Индии
Немного выйдем из заявленного круга картин. Эта — более включенная в мировой, даже американский кинематограф, и это притом что она, наоборот, про «выключение» граждан Индии из юрисдикции США. Перемудрил, да, но я специально, потому что тема и в самом деле острая.
Фильм рассказывает о жизни живущего в США мусульманина Ризвана Кхана, женатого на Мандире, исповедующей индуизм. У них свой бизнес, дом с лужайкой, все хорошо. А потом случается 11 сентября, и все меняется. По всей Америке громят магазины мусульман, их увольняют с работы, досматривают в общественных местах. Мандира уходит от Ризвана. Так долго строившаяся комфортная и нормальная жизнь рушится просто за считаные дни. Ризван решает не мириться с этим и отправляется в путешествие по Америке, чтобы встретиться с президентом и доставить ему месседж от лица всех мусульман: «Меня зовут Кхан, и я не террорист».
На выходе мы получаем эдакое роуд-муви, с, наверное, как никогда глубоким и масштабным посылом: маленький человек здесь не просто борется с чем-то, что больше него (в данном случае целая Америка), а пытается доказать всему миру, что нельзя грести всех под одну гребенку. И как минимум зрителю показать это получается — доброта и сострадание Кхана, которые он демонстрирует на фоне многочисленных проблем на своем пути, не могут не воодушевлять и не подтверждать тот посыл, который он несет.
Удивительно, но фильм, снятый четверть века назад, все еще актуален — глобализация не сплотила человечество, а лишь подчеркнула различия, которые в итоге становятся проблемами из сводок новостей.
«Инглиш-винглиш»
О возможности перемен в любом возрасте и статусе
Несмотря на забавное название, фильм, который за ним стоит, крайне непростой. Это история про домохозяйку из среднего класса Шаши, весьма консервативную индийскую мать, над которой подшучивает вся семья, ведь она не знает английского. И, честно сказать, поводы для шуток и правда есть, а жизнь главной героини без знания языка сильно ограничена. Эта часть фильма не выглядит драматичной завязкой для вражды и боли — Шаши добрая и неглупая женщина. Но когда у нее получается найти время и возможность для изучения иностранного, она цепляется за него, и это меняет ее жизнь.
Это очень простая история, однако она об очень многом — о знании и понимании себя, об отношениях к и с другими, об уверенности в себе и самоуважении. И этого тут хоть отбавляй.
В итоге — любовь зрителей за наполнение и чувственность, любовь критиков за изображение пути женщины из патриархального мира к самопознанию, а исполнительницу главной роли Шридеви назвали «индийской Мерил Стрип» за легкость, обаяние и очарование.
«Четверг»
Напряженный и сложный триллер, поднимающий важные темы
Внезапный триллер в этом списке. Да-да, не только душевное и доброе. И триллер необычный.
В центре сюжета воспитательница частного детского сада. Она возвращается из отпуска раньше срока, приходит на работу — и берет в заложники детей и свою коллегу. Детский сад, в котором она работает, принадлежит ее жениху, родители детей — богачи. Происходящее она транслирует в Сети. Так что история вызывает большой резонанс, и дело быстро доходит до премьер-министра. Что ей движет и чем все закончится — главные вопросы, которые не дают покоя зрителю. Однако не только финал интригует — повествование не дает заскучать, ведь на экране постоянно что-то происходит, много событий, много информации.
Это камерный клаустрофобический триллер, в котором нет ни песен, ни плясок, зато есть напряжение, хороший сценарий и съемки европейского уровня.
«Миссис Чаттерджи против Норвегии»
Фильм, который не оставит равнодушным ни одного родителя
А вот драматическая картина по мотивам реальной истории. 2011 год. Деббика Чаттерджи живет в самой счастливой стране мира — Норвегии — и тоже очень счастлива, ведь ее муж работает на местную компанию и рассчитывает в скором времени получить гражданство. Они живут в очаровательном белом домике для среднего класса и воспитывают трехлетнего сына Шубха и пятимесячную дочь Шучи. Их патронируют местные органы опеки, которых очень заботит, чтобы дети получали правильный уход.
И вот в один из своих визитов опека, посчитав, что воспитание не соответствует высоким европейским стандартам, забирает детей и увозит из дома в неизвестном направлении — потрясенные родители не успевают даже среагировать. А затем супругам Чаттерджи сообщают, что отныне их детей будет опекать правительство Норвегии — вплоть до совершеннолетия. Тогда Дебика подает на власти в суд и требует вернуть ей детей. Однако простым судом это не решится…
Эта совершенно душераздирающая история. Это эмоциональная атака. Это крепкая судебная драма с элементами мелодрамы.
Минус всего один — кажется, в формате мини-сериала история смотрелась бы более уместно, ведь упаковать в фильм многолетние судебные тяжбы очень трудно.
Бонус
RRR
Эпический блокбастер, покоривший мир. Не могу не упомянуть и эту картину, хотя она вряд ли нуждается в отдельном представлении.
RRR стал самым громким и масштабным проектом современного индийского кинематографа. RRR стал настоящим феноменом, объединив в себе зрелищность, эмоциональную глубину и патриотический пафос. RRR не только побил кассовые рекорды в Индии, но и завоевал любовь зрителей по всему миру, включая западную аудиторию.
Фильм взял «Золотой глобус» и «Оскар», и, посмотрев, вы поймете за что: за масштаб, размах, визуальный ряд, яркие моменты, ассорти жанров, трогательные сцены, танцы… В общем, я даже сюжет рассказывать не буду, это надо видеть.
«Блестящая кража»
Максимально современное индийское кино
Пусть не самый шедевральный проект в этом списке, но один из самых свежих, самых современных, самых драйвовых, но главное — это «Нетфликс».
Да, Индия не просто набрала обороты на мировой киносцене, но и наравне с Испанией и Кореей влилась в вещание и производство для стримингов, что, как по мне, говорит и про уровень вовлеченности, и про качество контента. А именно эту картину я выбрал просто потому, что люблю жанр афер и ограблений — здесь мог быть любой другой фильм, выпущенный страной для платформы.
И ради справедливости стоит отметить, что картина действительно вышла не хуже других по теме — здесь есть и драма, и триллер, и криминал, и ограбление, которое выходит из-под контроля.