Мир в огнеДеталиЭкология

Ядерным реакторам нашли место на коммерческих судах. Почему атомоходы могут переполнить океаны и чем это грозит

Судоходная отрасль всерьез рассматривает возможность использовать ядерное топливо в коммерческих перевозках. Для того чтобы реализовать идею, по прогнозам, понадобится не менее 10 лет.

Предполагается, что такое решение позволит сделать суда более экологичными. Но риски, по мнению противников инициативы, тоже высоки.

Что происходит

Коммерческое судоходство рассматривает возможность перехода на ядерное топливо. Для внедрения таких решений, по прогнозам, понадобится не менее 10 лет. Об этом пишет Reuters.

Фото: Zuma / TASS
  • Опрос Международной палаты судоходства показал, что к ядерному топливу сегодня относятся с гораздо большим интересом, чем в 2021 году. Некоторые допускают, что коммерческие суда с ядерными двигателями будут использоваться уже в течение следующего десятилетия.
Фото: Bienvenido Velasco / EPA / TASS
  • Малогабаритные атомные реакторы, которые предполагается устанавливать на борту судов, имеют меньшую мощность и потребляют меньше ядерного топлива, чем традиционные ядерные установки. Однако их будет достаточно для обеспечения движения кораблей. 
  • «‎Разработка четвертого поколения модульных ядерных реакторов прокладывает путь для их будущего применения на борту», — заявил представитель итальянской судостроительной компании Fincantieri, имея в виду небольшие атомные установки. По его словам, сейчас ряд разработчиков уже занимаются их созданием.
  • По словам экспертов, в перспективе на ядерное топливо можно будет «‎подсадить» контейнеровозы.

Контекст

  • Разработка ядерных морских силовых установок началась еще в 1940-х годах. Атомный флот есть у США, России и других стран. Суммарно он насчитывает порядка 150 судов. 
  • Ядерную энергию используют, в частности, подлодки, крейсеры и ледоколы. Такие суда также называют атомоходами. Однако их массовое использование для коммерческих перевозок до сих пор не началось. Попытка запустить коммерческие суда с ядерным топливом предпринималась еще в 1950-х годах, но не имела успеха из-за нерентабельности. Как правило, на борту устанавливали реакторы с топливом из низкообогащенного урана.
  • Однако сегодня современные технологии позволяют вернуться к вопросу более широкого использования атомоходов. Так, за последнее время несколько компаний разработали небольшие ядерные реакторы: японская Toshiba создала установку мощностью 10 МВт, американская Hyperion — установку мощностью 25 МВт, а NuScale представила технологию мощностью 50 МВт. Ее даже сертифицировали в США.
  • Предполагается, что суда с такими установками смогут идти примерно на 50% быстрее, чем их аналоги того же размера, работающие на ископаемом топливе.
  • По данным исследователей из Penn State, число коммерческих рейсов вырастет, как и прибыль судоходных компаний, что, в свою очередь, компенсирует расходы, связанные с использованием ядерных реакторов.

Почему это важно

  • Традиционная энергетика сегодня находится в тяжелом положении из-за постепенного иссякания ресурсов и ужесточения экологических стандартов на законодательном уровне. Так, Международная морская организация (IMO) намерена добиться сокращения выбросов CO2 в судоходстве к 2030 году на 40% по сравнению с уровнем 2008 года, а к 2050 году — как минимум на 70%. 
  • Стратегия не имеет обязательной юридической силы, однако это может не касаться мер для ее реализации. Ранее IMO уже согласовала краткосрочные инициативы по регулированию выбросов, некоторые из которых вступили в силу в 2023-м: индекс энергоэффективности существующих судов (EEXI) и показатель углеродоемкости (CII). Они имеют обязательную юридическую силу, так как включены в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ).
  • В связи с этим ученые и власти разных стран возлагают все больше надежд на атомную энергию.
  • Например, в ноябре 2021 года в Еврокомиссию поступило обращение от группы стран, в котором они просили признать атомную энергию низкоуглеродной. В перспективе этим могут воспользоваться представители судоходной отрасли. Дело в том, что на его долю приходится почти 3% глобальных выбросов CO2. В связи с этим отрасль испытывает давление со стороны инвесторов и защитников окружающей среды, требующих поиска более чистых топливных решений.

Но при этом

  • Использование атомной энергии в коммерческом судоходстве подразумевает ряд рисков и сложностей. Так, МАГАТЭ сообщает, что неправильное использование ядерных реакторов может привести к катастрофе. 
  • Кроме того, отходы, образующиеся при использовании таких установок, крайне токсичны и способны вызывать серьезное загрязнение воды и уничтожать морскую флору и фауну. Также есть трудности с хранением атомного энергоблока в воде. Если он деформируется, то это может вызвать подъем неконтролируемой волны. 
  • Опасения есть и по поводу радиации — людям на борту, вероятно, понадобится дополнительная защита. Как отмечают эксперты, радиационное излучение у отработавшего ядерного топлива может представлять большую опасность для здоровья.
  • В то же время сторонники использования ядерной энергии говорят, что проблемы можно решить, использовав реакторы на расплаве солей. Они способны работать без воды под высоким давлением и подходят для серийного производства. Технология подразумевает применение твердого уранового топлива, смешанного с хлоридной солью, которая плавится при температуре почти 400 градусов в реакторе без давления. Предполагается, что любая смесь, которая вытечет из реактора, остынет, затвердеет, и взрыва удастся избежать. Разработкой прототипа такого реактора занимается британская компания CORE POWER.