Культурный код

Я — Бог

Для чего Канье Уэст на самом деле баллотировался в президенты США

Всю прошлую неделю в США решалась судьба поста президента страны: в ночь со вторника на среду все успели тихо смириться с неизбежностью второго срока Дональда Трампа, к четвергу из его лагеря начали доноситься истеричные обвинения демократов в фальсификации выборов, в пятницу Байден каким-то чудом выиграл. Интересные казусы, связанные с президентским голосованием, этим не исчерпываются. Битва между двумя главными кандидатами заслонила собой политиков меньшего масштаба, но не менее интересной судьбы. Например, Канье Уэста, вышедшего на выборы в 12 штатах, но объявившего о своем — предсказуемом — поражении досрочно. Речь, которую проигравшие кандидаты обычно произносят перед журналистами на пресс-конференции, рэпер, как ему свойственно, просто выложил в твиттер. Лимит в 280 знаков для Канье, мастера лаконичных формулировок, не помеха — его речь состояла из одного слова: WELP, что можно примерно перевести как «БЛИН». Некоторое время спустя Уэст затвиттил еще одно сообщение, перевода уже не требовавшее: «КАНЬЕ 2024».

Все это — как и вся кампания Канье в принципе — было воспринято в мире как анекдот. Никто уже давно не удивляется эпатажным выходкам музыканта: ни в текстах его песен, ни где-то еще. Если поначалу его безумие вызывало искреннее любопытство и легкие опасения, то к 2020-му более-менее любой его публичный жест расценивается в приличном обществе как очередное чудачество богача-эксцентрика.

Осторожно, спойлер

Абсолютное большинство американских политических комментаторов, которым пришлось рассматривать кампанию Уэста всерьез, считают, что ее смысл был в том, чтобы ударить по потенциальным голосам чернокожих американцев за Джо Байдена. Иными словами, Уэст, по мнению аналитиков, выступил классическим спойлером, сыгравшим на руку Дональду Трампу. Канье с Трампом встречались неоднократно, музыкант несколько раз публично выражал свою поддержку и даже приезжал в Белый дом. Кроме того, за последние несколько лет Канье успел сильно подружиться с Кэденс Оуэнс, молодой чернокожей американской политкомментаторкой консервативных взглядов, чьи воззрения все чаще идентифицируют в СМИ как «крайне правые». 

Kanye West Announces Presidential Bid
Ron Sachs / Keystone Press Agency / Globallookpress

Любой публичный жест Канье к 2020 году расценивается в приличном обществе как очередное чудачество богача-эксцентрика

Кроме того, агитационная работа кампании Уэста была направлена на избирателей из южных штатов США, причем даже тех, где он не был представлен в итоговых бюллетенях, например в Южной Каролине. Традиционно именно в этой области идет самая активная работа с чернокожими американцами, которые по большей части предпочитают не голосовать или же просто не имеют такой возможности (избирательное право в США не является общим). Но зачастую именно их волеизъявление определяет судьбу выборов в конкретных округах штатов, а затем и в самих штатах. Среди этого электората популярны кандидаты от Демократической партии.

Логика специалистов по американским выборам понятна: спойлер он и есть спойлер, даже под брендом Yeezy. Версия, что Уэст был в своеобразном сговоре с Трампом, таким образом, имеет куда более вескую доказательную базу, чем популярная трактовка кампании Канье как пиар-хода, рассчитанного на привлечение внимания к его блистательной персоне. У сторонников такой точки зрения, впрочем, тоже есть вполне легитимные аргументы. Во-первых, и не такое видали; во-вторых, едва ли Уэст выпустит в этом году новый альбом или коллекцию одежды, так что широкие жесты, привлекающие публичное внимание, нужны ему для поддержания стоимости своих котировок на бирже мирового селебрити-хайпа.

Дорога к церкви

Все это звучит крайне разумно, но не стоит упускать еще одну возможную мотивацию Канье для заявки самого себя в качестве кандидата в президенты: это укрепление не только имиджа городского сумасшедшего, но и его позиций как религиозного деятеля. А конкретно — как, вероятно, самого известного представителя евангелического христианства в мире на данный момент.

https://www.youtube.com/watch?v=Ge33hrlN2Uc

Канье Уэст, когда-то выпустивший песню I Am a God, да и в целом никогда не стеснявшийся объявлять себя Богом, 2 года назад совершил довольно внезапный для большинства его поклонников поворот в религию. Речь не о поклонении самому себе. Музыкант со свойственным ему обсессивно-компульсивным энтузиазмом ударился в христианство, обязал свою семью жить по библейским законам и отошел от хип-хопа. В конце прошлого года он выпустил альбом Jesus Is King, подававшийся слушателям как госпельная запись. От госпела Уэст действительно взял довольно много, но рэп, биты и фирменный саунд-продюсерский почерк тоже никуда не делись. Неважно, как именно выдержано звучание пластинок Уэста стилистически, некоторые аспекты его музыки не менялись на протяжении всей его карьеры. Например, резкая, неаккуратная, совсем не мейнстримовая работа с сэмплами и битами. Альбомы Канье обычно обрушиваются на слушателя нескончаемым потоком грандиозных музыкальных жестов, изломанных эффектами и голосами приглашенных контрибьюторов. Так же звучит и Jesus Is King, хоть там есть несколько интроспективных, даже тихих треков. 

Не стоит упускать еще одну возможную мотивацию Канье для заявки самого себя в качестве кандидата в президенты: это укрепление не только имиджа городского сумасшедшего, но и его позиций как религиозного деятеля.

Прошлый год вообще выдался для Канье весьма плодотворным: вместе со своим госпел-проектом Sunday Service Choir, собранным для записи Jesus Is King, он написал целые две оперы, которые поставила в Майами и Лос-Анджелесе итальянская художница Ванесса Бикфорт, — «Мария» (про зачатие Иисуса Христа) и «Навуходоносор» (про вавилонского царя). Религиозное просвещение при помощи музыки, естественно, не было единственным увлечением такого разностороннего человека, как Уэст: в американских медиа широко освещались его многочисленные технологические и социокультурные проекты. Но именно деятельность Канье как звезды американского христианства легче всего связать с его последующей президентской кампанией.

Кто такие евангелики

Мало кто обращал внимание, насколько эта кампания (как, впрочем, и альбом Jesus Is King) парадоксальна с теологической и просветительской точек зрения. Большинство чернокожих американцев, идентифицирующих себя как верующих (почти 60% от общего числа), являются последователями мейнстримовых ветвей классических американских протестантских движений — баптизма, методизма или пятидесятничества. Каждое из них делится на отдельные церкви, подчас специфические для конкретных регионов, демографических групп или трактовок принципиальных вопросов теологии протестантизма. Евангелики выделяются в отдельную группу среди протестантских движений и церквей. Их основная доктрина — открытие индивидуальной веры внутри каждого человека — идет вразрез с идеями остальных ветвей евангелического протестантизма, который обычно подразумевает некую общность устремлений и надежд паствы. К примеру, в баптизме это полный отказ от грехов, в пятидесятничестве — ожидание Второго пришествия, а у свидетелей Иеговых — вера в вознесение в Царство Божие. 

Евангелики верят в личный успех: материальное богатство, по их мнению, не просто дает возможность избавиться от греха, но и расценивается как знак поощрения Богом и даже может обеспечить попадание в рай или вознесение (в случае Второго пришествия).

Условно говоря, евангелики верят в личный успех: материальное богатство, по их мнению, не просто дает возможность избавиться от греха, но и расценивается как знак поощрения Богом и даже может обеспечить попадание в рай или вознесение (в случае Второго пришествия). Самый известный евангелик в истории — телепроповедник Билли Грэм, которого Ричард Никсон мечтал сделать своим вице-президентом, а на его стадионные проповеди (в том числе в Москве) собирались рекордные по меркам таких мероприятий толпы. Грэм нес в массы так называемое «евангелие процветания», обращаясь не только к евангеликам, но и к христианам других конфессий. Проповедник умер в феврале 2018 года, но его учение оказало существенное влияние на все основные идеи, которые в Jesus Is King транслирует миру самый известный евангелик из ныне живущих — Канье Уэст. 

https://www.youtube.com/watch?v=TfpiHv1kP5E

За подтверждением связей Канье Уэста с различными организациями евангеликов далеко ходить не придется: практически все крупнейшие СМИ, представляющие интересы этой когорты христиан, в том числе сайт billygraham.com, после выхода Jesus Is King опубликовали либо восторженные рецензии на альбом, либо манифесты, сообщающие, что обращение Канье в веру — признак возвращения в мир истинных христианских ценностей. Один из главных друзей Уэста — Джерри Фолуэлл-младший, сын одного из самых успешных телепроповедников-евангеликов и основателя Университета Либерти, крупнейшего в мире вуза, преподающего стандартные дисциплины через призму евангельского взгляда на мир. Фолуэлл-младший стал президентом Либерти после своего отца, но в этом году был вынужден уйти после скандала, связанного в равной мере с сексуальным харассментом, кумовством и коррупцией. Связан Канье и с самым популярным сейчас проповедником евангельского христианства Джоэлем Остином, и с загадочной вашингтонской организацией «Братство», известной также как «Семья» или «Международный фонд».

Кажется, Канье не просто мыслит себя звездой американского евангелия процветания, а куда шире — одним из главных евангельских деятелей планетарного масштаба

Акции Канье как религиозного деятеля, взять хотя бы госпельный хор, были явно обращены еще и к темнокожим американцам, судя по интонациям, языку и форматам, в которых бывший рэпер то проповедовал, то совершал музыкальные приношения вере, то выступал как сценический артист. Большинство белых евангеликов далеки от способов, которые Уэст избрал для службы евангелию процветания. Да и серьезное количество голосов чернокожих американцев на выборах, особенно на не-евангельском Юге (где хип-хоп не особо популярен среди чернокожих баптистов или методистов), он бы не смог выиграть.

Так для чего это все? 

Кажется, Канье не просто мыслит себя звездой американского евангелия процветания, а куда шире — одним из главных евангельских деятелей планетарного масштаба. Евангеликов в мире насчитывается от 700 до 800 миллионов. Более того, согласно новейшим демографическим исследованиям, они являются самым быстрорастущим религиозным течением вообще. Организацией работы евангелических церквей, помимо прочего, занимается «Братство», лоббирующее в правительстве США выделение денег евангелическим общественным организациям из разных стран мира. 

Например, из Уганды, страны с населением в 42 миллиона человек, где евангелики, пришедшие туда в начале 1990-х, фактически обратили в свою веру большинство граждан, включая президента Йовери Мусевени, правившего к тому моменту уже 32 года. Влияние евангеликов на Мусевени настолько огромно, что в прошлом десятилетии он провел через основные органы власти страны закон о криминализации гомосексуальности. Главный международный пропагандист запретов на гомосексуальные отношения в лагере американских евангеликов Скотт Лайвли в открытую называл угандийский закон своим собственным детищем. Надо отметить, что особенно близко с Лайвли сошлась Елена Мизулина — настолько, что некоторые американские коллеги принимают участие в разработке ее высоконравственных законопроектов о запрете гей-пропаганды среди молодежи.

Уганда — не самая главная для евангеликов страна в Африке. В Нигерии, например, их насчитывается более 80 миллионов. Но именно туда приезжали Канье Уэст и Ким Кардашьян еще в октябре 2018-го и встречались в ходе своего визита с президентом Йовери Мусевени (что резко критиковалось западными СМИ из-за его ярой гомофобии), который фактически был первым, кто публично рассказал международной прессе о планах Уэста баллотироваться в президенты США. Возможно, этому не уделялось особое внимание из-за того, что Канье еще в нулевых неоднократно заявлял в интервью о том, что планирует когда-нибудь поучаствовать в президентской гонке. Но непосредственная связь Мусевени и Уэста с евангеликами, скорее всего, намекает, что президент Уганды не просто так высказался на тему. Участие в выборах планировалось как минимум самим Канье основательно загодя.

Участие в выборах планировалось как минимум самим Канье основательно загодя.

В Европе евангельское христианство расширяется за счет серьезных показателей иммиграции чернокожих африканских евангеликов на континент. Им тоже нужна яркая звезда веры одного с ними цвета кожи, и Канье пытается таковой быть. За выборами президента США следили в большинстве англоязычных стран Африки: кампании Канье уделялось непропорционально большое, по сравнению с западными, внимание со стороны африканских СМИ. 

Идея расширения влияния какого-нибудь христианского течения посредством использования сил, времени, таланта, известности и труда популярных американских чернокожих музыкантов сама по себе совсем не нова. Так, свидетели Иеговы когда-то совершенно беззастенчиво пользовались связями с семьей Майкла Джексона. В 1980-х уже эмансипированный Джексон от религии отошел, и тогда они призвали к себе Принса, исторически главного конкурента Джексона (крайне известного музыканта).

Селебрити и евангелист

У такой стратегии, безусловно, есть препятствия для реализации. В случае Канье это раскол, происходящий между американскими евангеликами, в частности «Братством», и евангеликами бразильскими, которые мыслят своим собственным успехом. В самой большой южноамериканской стране насчитывается 90 миллионов евангеликов (при населении в 210 миллионов). Среди них такие звезды футбольной сборной, как Кака, Давид Луиз и Неймар и, что самое главное, — одиозный бразильский президент Жаир Болсонару. Безусловно, это самый известный в мире евангелик-глава государства. Кроме того, Болсонару считается одной из ключевых фигур планетарного переворота в лидерство консерваторов второй половины 2010-х наряду с Трампом, Борисом Джонсоном и индийским премьер-министром Нарендрой Моди. 

Болсонару можно считать главным конкурентом Канье за место лидера общемирового рекрутинга христиан в евангельскую веру. Для «Братства» и американских евангеликов это проблема: крупнейшая бразильская организация этого течения христианства, Всемирная церковь «Царство Божие», давно активно не сотрудничает с остальными евангеликами, а предпочитает увеличивать сферу своего влияния, не делясь успехом с кем-либо еще. В частности, «Царство Божие» особенно сильно в Британии, но и в той же Африке оно давно делает поползновения на монополию американского евангельского движения.

Сделать из Канье не просто селебрити-евангелика, а политика-евангелика — куда более важная для американских деятелей веры задача, чем с его помощью забрать голоса у Джо Байдена

В таком раскладе сделать из Канье не просто селебрити-евангелика, а политика-евангелика — куда более важная для американских деятелей веры задача, чем с его помощью забрать голоса у Джо Байдена. Важно помнить, что это Дональду Трампу пришлось искать поддержки белых американских евангеликов, а не наоборот. Ко всему прочему стать президентом США — это, если следовать логике американских евангеликов, вообще главное, чего последователь их доктрины в принципе может добиться. Ничто так не сообщает о любви и содействии Бога, как близость к президентскому посту. Твит про «КАНЬЕ 2024» уже не кажется очередным эксцентричным обещанием, не так ли?