Культурный код

Вперед в прошлое

Как старинные московские особняки превращаются в новые культурные центры притяжения.

Промышленные объекты, перестроенные в элитные апартаменты или бизнес-центры, — обычное дело для современной Москвы. Но есть куда более нетривиальные способы вдохнуть новую жизнь в пустеющие здания, тем более если они имеют историческую ценность. Превращение старинных особняков в современные культурные хабы — одна из важнейших урбанистических тенденций последнего десятилетия во всем мире.

После распада Советского Союза содержание и использование дореволюционных особняков по назначению оказалось слишком дорогим. Многие из них оказались заброшенными. Но в последнем десятилетии стабилизация экономики и пресыщение москвичей тусовками в стенах бывших промышленных объектов открыли возможность для инвесторов и архитекторов спасти и заново контекстуализировать старинные московские особняки. Некогда пустующие роскошные здания стали новыми центрами притяжения в жизни горожан и туристов. «Московские новости» узнали, как некогда пустующие  городские особняки XIX века возвращают себе былой культурный статус и становятся новыми точками притяжения на карте Москвы.

Арт-особняк WIP 

В ноябре 2020 года на Яузском бульваре (дом 11с1)  открылся арт-особняк WIP, культурный центр и галерея. Год назад здание в полуразрушенном состоянии за 150 тыс. рублей в месяц арендовал столичный художник Павел Кузнецов. Вскоре при помощи друзей и команды Mutabor пространство отремонтировали, закупили мебель, а на стенах появились картины современных российских художников. Например, до 1 февраля в WIP открыта выставка Рината Мустафина «Абстрактные смыслы в визуальных формах» — незамысловатая инсталляция молодого российского художника, которая сопровождается специальным аудиофоном для воздействия на разные каналы восприятия. До этого в пространстве прошла многоактная выставка идейного вдохновителя проекта Павлика Кузнецова.

wip.msk; dmitry_chuntul / Instagram

WIP — это DIY-галерея, экспериментальная площадка для молодого искусства; это лекторий, кинозал и поэтический клуб; это собственная типография, виниловый магазин и шоурум; это вечерний музыкальный формат с концертами и танцевальные pre-party по пятницам и субботам; это городское кафе с качественной едой и бар с авторскими коктейлями.

Павел Кузнецов, идеолог проекта

Двухэтажный кирпичный особняк 1869 года — один из старейших сохранившихся домов на Яузском бульваре. В разное время в нем располагались банк, реставрационная мастерская и бордель. Вплоть до 1974 года здание было жилым: на каждом из этажей располагалась коммунальная квартира. Сегодня в особняке живет и развивается современное российское искусство. WIP — популярное место для тусовок молодежи. Здесь проходят образовательные мероприятия, показы авангардных игровых и документальных фильмов, видеоарта, вечера с выступлениями современных поэтов. Среди знаменитых гостей WIP — диджей и продюсер Никита Забелин, писатель и художник Павел Пепперштейн, кинорежиссер Игорь Поплаухин, композитор Кирилл Широков.

Дом Культур

В городской усадьбе 1917 года на Сретенке (дом 23/25) с 2017 года обитает кластер «Дом Культур» — плод совместных трудов рестораторов Игоря Подстрешного, Ольги Корнеевой и Петра Рабчевского (сеть Burger Heroes), актера и режиссера «Гоголь-центра» Никиты Кукушкина, его жены актрисы Анны Назаровой и предпринимателей Михаила Сенькевича и Натальи Стрижаковой.

За реставрацию особняка отвечали архитектор Ольга Лаврентьева и бюро «Новое» (авторы редизайна 3-го этажа ЦУМа и КМ20, объединяющего концептуальный магазин одежды и ресторан). Перед командой стояла задача создать многофункциональное пространство, которое бы объединило ресторан, клуб, бар и арт-площадку. 

До начала реконструкции помещение было разделено на небольшие офисы. В середине 2000-х годов здесь располагался клуб электронной музыки «Сахар». В процессе демонтажа старых панелей и перегородок, очищения стен авторам проекта «Дом Культур» открылась историческая ценность здания. Они восстановили старинные потолки Монье и чугунные колонны, скрывавшиеся под обшивкой, дополнили интерьер минималистичной мебелью и люстрой, имитирующей старинный хрусталь. 

Дом Культур / Facebook

Общая смета проекта составила около 50 млн рублей — половина из средств ушла на новые коммуникации. Сейчас «Дом Культур» занимает три этажа особняка (на первом работает кафе-бар «Лобби Культур», на втором — одноименный ресторан, на третьем — парикмахерская NOIR). Современная  кухня здесь уживается с интерьером, тяготеющим к нью-йоркскому Сохо, и с прихотливой культурной программой. Каждые выходные в «Доме Культур» проходят мероприятия при участии различных городских комьюнити и институций. Среди участников коллаборация Esquire, «Афиша Daily», «Гоголь-центр», «Болотов.Дача», Пушкинский музей, ММОМА, МАММ, Музей космонавтики, Levi’s и многие другие.

Усадьба Салтыковых-Чертковых

Небесно-голубой особняк в стиле рококо на Мясницкой улице (дом 7с1) имеет долгую историю. В усадьбе Черткова, которая обрела нынешний вид в 1899 году, в разное время располагались магазины, рестораны, химико-бактериологический институт, доходный дом, курсы для молодых советских руководителей и редакция журнала «Наука и жизнь». Самые блистательные годы усадьбы пришлись на середину XIX века, когда ею владел Александр Чертков.

Меценат превратил особняк в важный культурный центр, открыв в нем первую в Российской империи бесплатную частную библиотеку. Ее посещали Александр Пушкин и Николай Гоголь, постоянными посетителями читального зала были Лев Толстой и Константин Циолковский. В 1873 году Чертков продал усадьбу и передал книжную коллекцию в дар городу. На тот момент она состояла более чем из 22 тыс. книг и рукописей.

usadba_chertkova / Instagram

Несмотря на смену владельцев и неоднократные перепланировки, в усадьбе сохранились дореволюционные интерьеры: древесные панели и штукатурные декорации, лепнина, камин, созданный Михаилом Врубелем, готический зал, дубовая гостиная и курительная комната в «мавританском» стиле. Сегодня в усадьбе Салтыковых-Чертковых проходят выставки и экскурсии, что позволяет увидеть его изнутри. Кроме того, в особняке можно провести любой праздник — от свадьбы до корпоратива.

Культурный центр Андрея Вознесенского и чайная «Нитка»

В мае 2018 года в историческом особняке на Большой Ордынке (дом 46с3) открылся Культурный центр Андрея Вознесенского. Фасад здания, памятника архитектуры начала XIX века, выполнен в стиле ампир. Среди его владельцев в прошлом — штабс-капитан Евграф Демидов из рода богатейших российских предпринимателей. Место для музейно-культурного центра было выбрано неслучайно — в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел детство, а неподалеку, у «серого дома» в Лаврушинском переулке, произошла его судьбоносная встреча с Борисом Пастернаком.

voznesenskycenter.ru

Культурный центр меньше всего похож на рядовой мемориальный музей: здесь реализуют самые разные проекты, в том числе не имеющие отношения к наследию поэта. Творческая программа центра, благодаря техническим возможностям, постоянно меняется. Здесь регулярно проходят выставки, концерты, кинопоказы и творческие вечера. Кроме того, на первом этаже особняка расположилась современная русская чайная «Нитка».  

Нитка — Русская чайная традиция / Facebook

«У русских людей должно появиться какое-то ежедневное действие, которое бы их объединяло. Мне кажется, что чаепитие — главный претендент на эту позицию. Потому что чай можно пить несколько раз в день. Русский как главный эксперт в чае — тоже очень понятная концепция, причем она выгодна как для национального строительства, так и для имиджа России за рубежом», — считает основатель проекта «Нитка» Андрей Колбасинов. При этом он добавляет, что появление чайной способствует и формированию локального сообщества. Даже несмотря на то, что многие работники из близлежащих офисов до сих пор остаются на удаленке.

Конечно, есть люди, кто живет в Замоскворечье и постоянно к нам заходит. Но главное — формируется сообщество по интересам. Сюда приходят те, кому интересна русская культура и нравится визуально наш проект, те, кто любит атмосферу, тактильность, а главное — чай.

Андрей Колбасинов, создатель чайной «Нитка»

Особняк Спиридонова

Особняк Спиридонова получил новую жизнь в 2016 году, когда его окончательно отреставрировали и превратили в крупный выставочный центр. Здание в Малом Гнездниковском переулке (дом 9с1) было построено в 1895 году по проекту российского архитектора австрийского происхождения Семена Эйбушитца. После революции особняк отняла советская власть. В нем располагались приют и детский сад под личным патронажем Надежды Крупской, с 1919 года — литературный отдел Наркомпроса. Вскоре в доме вновь возобновил свою работу детский сад, который просуществовал вплоть до 1990-х.

Сейчас особняк функционирует как место для приемов и светских мероприятий. Именно так, как и задумывал его в конце XIX века статский советник Николай Спиридонов, известный своей меценатской деятельностью. При этом в советские годы особняк сильно пострадал: все фрески были уничтожены. Реставраторам удалось по сохранившимся архивным документам восстановить лепной декор, потолки и фасад. Сохранились филенчатые двери и консоли, рамы настенных зеркал.

spiridonovhouse.ru

В дореволюционных интерьерах проводятся в основном культурные и образовательные мероприятия, а также коммерческие презентации. Авторы проекта отказались от идеи проводить в помещениях дни рождения и корпоративы. Задача площадки — не зарабатывать деньги, а сохранить преобразованное пространство для культурного взаимодействия, даже несмотря на явные коммерческие риски подобного предприятия. 

Пространство «Рихтер»

«Рихтер» — особняк-трансформер, вместивший в себя бутик-отель на семь номеров, вермутерию, бар, пространство для проведения выставок, студию звукозаписи, кинотеатр, журнальный зал и ресторан. Название подсказано историей здания. «Рихтер» занимает особняк по адресу Пятницкая улица, 42, который приписывают архитектору и основоположнику русской научной реставрации Федору Рихтеру. Хотя доподлинно его авторство пока не доказано. Рихтер известен реставрациями Псковского крома, палат Романовых, а также залов Большого Кремлевского дворца.

Рихтер / Facebook

В интерьерах «Рихтера» предметы современного дизайна сочетаются с оригинальным историческим наследием. Архитекторы из бюро Ancollective, Pravda и p.m. (personal message) не стали восстанавливать образ особняка XIX века, но постарались максимально сохранить следы разных эпох, чтобы воссоздать ощущение исторического памятника. После реставрации 1998 года в помещениях сохранились столярные и латунные изделия, частично — паркеты и лепнина, а также литая бельгийская лестница начала XX века. 

Пространство «Рихтера» состоит сегодня из трех основных зон: отеля, общественных пространств и сада, который способен меняться под самые разные функции — от просмотра кино на открытом воздухе до fashion-показов. Поскольку площадка не может принять очень много людей, основной формат работы «Рихтера» — камерные мероприятия. Задачами просвещения и культурной программой здесь занимаются кураторы и резиденты. В июле при поддержке Design Hotels на площадке запустили новый масштабный проект — «Мастерские Рихтера»: программу с целью защиты ценностей присутствия, общения и офлайновости искусства.

Этот проект, как и само появление «Рихтера» три года назад, инициирован и создан нашими друзьями: музыкантами, художниками, кураторами, предпринимателями и просто гостями. Именно объединение людей вокруг схожих ценностей и процесса созидания — это идея, которая помогла нам получить такую поддержку у зарубежных партнеров и СМИ.

Анастасия Ефимова, основатель проекта

В июле при поддержке Design Hotels на площадке запустили новый масштабный проект — «Мастерские Рихтера»: в пространстве были открыты авторские резиденции, где проводят встречи, ужины и разговоры с приглашенными спикерами. Цель проекта — защита ценностей присутствия, общения и офлайновости искусства. Кроме того, площадка начала сотрудничать с локальными производителями одежды, украшений, косметики и посуды.

«Новая искренность»

«Новая искренность» — первый российский либертарианский клуб, расположенный в особняке на Мясницкой. Здесь команда политика и блогера Михаила Светова создала ресторанный зал, бар и концертную площадку. Особая деталь интерьера — цвет. Он отзывается оттенками либертарианского флага — «светящийся желтый и безупречный серый». Что интересно, спустя несколько недель после открытия «Новой искренности» Институт цвета Pantone объявил главные цвета грядущего года: в 2021 году именно серый и желтый будут символизировать надежность, надежду и оптимизм. 

iskrennost_club / Instagram

У нас концепт, не похожий ни на что из того, что в Москве сейчас существует. Хочется сделать это место одновременно и интеллигентным, и модным, создать пространство для молодого поколения, где оно сможет не только тусоваться, но и разговаривать, становиться осознанными гражданами.

Михаил Светов, основатель «Новой искренности»

«Это место, в котором современная музыкальная повестка встречается с авторскими коктейлями, образовательными и лекционными мероприятиями», — заявляют создатели площадки. По словам Михаила Светова, «Новая искренность» ориентируется не только на либертарианскую аудиторию, однако команда считает идеологическую составляющую важной частью идентичности своего проекта. 

Копировать ссылкуСкопировано