НПО «Энергомаш» провело успешные огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Об этом в своем Твиттере сообщил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
- Разработка РД-171МВ стартовала в 2017 году. Первый двигатель был собран в феврале 2020 года.
- Получить летный образец двигателя планируют в 2021 году, его используют для первых испытаний ракеты-носителя среднего класса «Иртыш».
- До 2027 года предприятия «Роскосмоса» планируют изготовить 20 двигателей РД-171МВ.
РД-171МВ
- РД-171МВ — самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире. Его тяга составляет 800 тонн при массе в 10,3 тонны, а мощность — 246 тыс. л.с.
- В качестве основы для его создания был использован двигатель РД-171М — модификация двигателя РД-170, признанного самым мощным в мире. Его мощность — 230 тыс. л.с.
- Рогозин отметил, что двигатель будет использоваться на новой ракете-носителе «Союз-5». По сообщению директора самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Дмитрия Баранова, ее создание начнется в середине 2021 года. РД-171МВ также планируют устанавливать на сверхтяжелую ракету «Енисей».
- Гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов отметил, что мощный двигатель пригодится для выведения на орбиту тяжелых грузов, которые будут необходимы для реализации миссий на Луну или к дальним планетам. Он добавил, что РД-171МВ сертифицирован для десятикратного многоразового использования.
Мощность против многоразовости
Возможность многоразового использования ракетных двигателей семейства РД-170 вызывает скепсис у некоторых экспертов.
- По мнению одного из них, создать такой многоразовый двигатель невозможно, если ступень ракеты не получит крылья. Без них мягкая посадка затруднительна ввиду его мощности.
- В компании SpaceX для обеспечения вертикальной мягкой посадки первой ступени ракеты Falcon 9 и ее девяти двигателей Merlin 1D+ используется всего один центральный двигатель, в том числе на минимально допустимой мощности на конечном этапе возвращения ступени на Землю.
- Однако двигатели «Энергомаша», по утверждению эксперта, не способны на это ввиду того, что даже на минимальной мощности удерживают ступень в воздухе, пока не закончится топливо. После этого она вместе с двигателями совершит жесткую посадку.
Зарубежные разработки
Параллельно проекту российского «Энергомаша» работа над космическими силовыми агрегатами ведется и в зарубежных компаниях.
- В июле 2020-го США получили первый ракетный двигатель BE-4 от аэрокосмической компании Blue Origin. Он был создан для замены российского РД-180, который до введения санкций и отказа от импорта поставлялся американцам для использования в ракетах семейства Atlas. В отличие от керосиновых РД-180 двигатели BE-4 работают на кислороде и метане, ими оснастят ракеты Vulcan Centaur. Отмечается, что два однокамерных BE-4 в совокупности позволяют развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180.
- В сентябре SpaceX провела первые огневые испытания вакуумной версии двигателя Raptor для космического корабля Starship. От обычной версии двигателя вакуумный вариант отличается более габаритным соплом, повышающим эффективность в космосе. Raptor также разрабатывался как лучшая альтернатива РД-180. В частности, от российской альтернативы его отличает то, что этот двигатель — метан-кислородный. Это может быть плюсом с учетом планов SpaceX использовать агрегат для полетов на Марс, где есть сырье для получения метана.