Правила игрыДетали

В Госдуме поддержали законопроект о вынужденной коррупции в условиях пандемии

Поправки в несколько законов распространятся на судей, депутатов Госдумы и сенаторов, глав муниципалитетов и других представителей власти.

Законопроекту планируют придать обратную силу, чтобы срок освобождения от ответственности начинался с 1 марта 2020 года.

Комитет Госдумы по местному самоуправлению поддержал правительственный законопроект, позволяющий освобождать от ответственности представителей власти за коррупционные нарушения, совершенные «по вынужденным обстоятельствам», в том числе и во время пандемии. Об этом сообщил «Коммерсант».

Кроме того, депутаты предложили придать документу обратную силу — то есть чтобы срок освобождения от ответственности начинался с 1 марта 2020 года.     

Теперь законопроект должен рассмотреть профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Ожидается, что это произойдет в марте, уточняет издание.

Детали законопроекта

18 декабря 2020 года правительство России внесло в Госдуму законопроект об условиях освобождения госслужащих от ответственности за коррупцию. В документе перечислены случаи, когда чиновники могут не нести ответственность за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений. В их числе:

  • стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты;
  • другие происшествия, которые «нельзя было ожидать, избежать или преодолеть».

Поправки вносятся в несколько законов и будут распространяться на судей, депутатов всех уровней, сенаторов, членов избиркомов, сотрудников таможни, прокуратуры, Банка России, военнослужащих, глав муниципалитетов и местных администраций и госслужащих.

Определять, действительно ли человек вынужденно нарушил антикоррупционные правила, будет специальная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению.

Законопроект не затрагивает нарушения, предусматривающие уголовную ответственность, и речь в нем идет об исполнении мер по предотвращению коррупции — таких, как, например, подача деклараций в срок, урегулирование конфликта интересов и прочее, прокомментировал появление нового регламента «Коммерсанту» юрист некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл — Россия» (внесена в реестр НКО-иноагентов) Григорий Машанов. 

Коррупционные скандалы во время пандемии

Во время пандемии коронавируса в России в 2020 году разгорелось несколько крупных коррупционных скандалов, в основном связанных с поставками медицинского оборудования и защитных средств.

  • В апреле в больницы Владимирской области поставили 97 просроченных на 15 лет аппаратов искусственной вентиляции легких. Медтехнику купили на средства депутата Госдумы Григория Аникеева. Фигурантами уголовного дела стали руководители двух компаний из Костромы, а в ходе расследования по всей стране было изъято еще 1,5 тыс. устаревших аппаратов ИВЛ.
  • Тогда же власти Саратовской области заключили контракт на закупку около 10 тыс. медицинских масок стоимостью 425 рублей за одно изделие. Информация о закупке дошла до спикера Государственной думы Вячеслава Володина, который обратился в прокуратуру с просьбой проверить информацию о закупке «золотых масок». Он предположил, что в ситуации нужно искать возможный конфликт интересов и чью-то личную выгоду. После прокурорской проверки контракт расторгли, а главу аптечного склада отстранили от работы.
  • В октябре Следственный комитет Иркутской области возбудил дело о поставках в медучреждения поддельных масок на 40 млн рублей — они не соответствовали ГОСТу, а документы на маски были фальсифицированы. Задержали предпринимателей, имевших отношение к поставкам, а министр здравоохранения региона Наталья Ледяева ушла в отставку.

Коррупция в России

Согласно данным, представленным Генеральным прокурором России Игорем Красновым в декабре, уровень коррупции в России в 2020 году не изменился по сравнению с прошлыми годами. По его словам, в стране по-прежнему ежегодно совершается порядка 30 тысяч преступлений коррупционной направленности.

В международном рейтинге восприятия коррупции, составленном организацией Transparency International (TI) по итогам 2020 года, Россия набрала 30 баллов из 100 (чем ниже балл, тем выше уровень коррупции) и заняла 129-е место. Столько же баллов набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали.

  • По данным российского отделения TI, это самый высокий результат для РФ с 2012 года. В 2019 году страна занимала 137-е место (28 баллов), в 2018 году — 138-е (28 баллов). 
  • Причиной низких показателей России в индексе авторы называют «отсутствие системного противодействия коррупции», место которого занимают «единичные уголовные дела» и «точечные изменения в законодательстве».