Мир в огне

Тернистый путь

«Московские новости» рассказывают, на какие хитрости идут путешественники, кто помогает им «прорубить окно» в Европу, несмотря на ограничения, и рискнут ли россияне встретить Новый год за рубежом.

Быть или не быть? Вот главный вопрос, который сейчас задают себе россияне, когда думают о праздновании Нового года за рубежом. Испугаться ежедневно растущей статистики по заболеванию коронавирусной инфекцией и остаться дома? Или же вспомнить знаменитое русское «авось» и купить билеты в эпицентр «царствующего ковида»?

Туроператоры уже открыли продажи новогодних и рождественских туров, которые разлетаются как горячие пирожки. В это непростое время наибольшим спросом у россиян ожидаемо пользуются поездки внутри страны. Как рассказали «Московским новостям» в Ростуризме, для путешественников подготовлена богатая программа: от курортов Краснодарского края и Крыма до регионов Русского Севера.

Mustafa Kaya / XinHua / Globallookpress

Но есть и те, кто не желает менять свои планы и пытается во что бы то ни стало выбраться за границу. Страной-лидером международных направлений, похоже, никого не удивить. Несмотря на ужесточение карантина в Турции, который может существенно повлиять на празднование туристического Нового года, наши соотечественники продолжают бронировать отдых в республике. 

Турецкий бум

Турция стала одной из первых стран, с которой Россия в начале августа возобновила международное авиасообщение, прерванное из-за пандемии коронавируса. И многие воспользовались возможностью слетать на отдых к морю. В сентябре почти каждый третий турист в Турции был из России.

Правда, уже в ноябре глава Роспотребнадзора Анна Попова выразила обеспокоенность по поводу того, что большинство случаев завоза COVID-19 из других стран в Россию приходится как раз на Турцию:

Здесь, очевидно, необходимо предложить определенные меры, потому что основной ввоз – 90% всех ввезенных из-за рубежа – это ввоз из Турецкой Республики.

Анна Попова
Глава Роспотребнадзора

Однако далеко не всех заинтересовал относительно доступный all inclusive турецких курортов. Как отметили туроператоры, россияне прилетают в Турцию не только для отдыха, но также активно используют аэропорт Стамбула для путешествий в другие страны, с которыми авиасообщение пока не возобновлено. Для тех, кто привык к римским каникулам и соскучился по Лазурному берегу Франции, турецкая столица стала «окном в Европу».

Самолетом, поездом, машиной

На российских форумах последние несколько месяцев люди делятся друг с другом всевозможными «лайфхаками» на тему европейских поездок. Среди основных локаций, куда хотят попасть наши соотечественники, – Италия и Франция. Страны Евросоюза, в которых властям становится все сложнее взять вирус под контроль. 

Всего во Франции с начала пандемии коронавируса диагностировали свыше 2,1 миллиона случаев заражения, более 49 тысяч людей с COVID-19 скончались. В Италии число зараженных превысило отметку в 1,4 миллиона человек, более 50 тысяч инфицированных скончались. В обеих странах введен комендантский час.

Но далеко не все россияне отказались от рискованных поездок в Европу и в связи с отсутствием прямых авиарейсов изобретали более длинные и дорогостоящие маршруты. Одним из самых популярных стал перелет через Стамбул и Загреб. В связи с тем, что Хорватия не входит в зону Шенгенского соглашения, но считается еврозоной, туристы, несмотря на коронавирусные ограничения, после прохождения паспортного контроля в Загребе практически свободно перемещались в другие города Европы. 

Такой же путь выбрали для себя Сергей и Варвара Евсеевы, которые решили отпраздновать годовщину свадьбы:

Турист Сергей Евсеев во Франции

«У нас с женой была мультивиза и огромное желание погулять по Парижу. Не могу сказать, что нас сильно пугали ограничения, связанные со всей этой «ковидной» историей. Заразиться можно было хоть в своем подъезде. Поэтому в начале сентября мы несколько дней мониторили ценовую политику авиабилетов. В итоге билеты из Москвы в Стамбул обошлись нам в районе 10 тысяч рублей на одного человека. В самом Стамбуле достаточно жестко требуют предъявить справку с отрицательным результатом на коронавирус. Делают там же, в аэропорту. Там мы провели почти сутки, после чего вылетели за 13 тысяч рублей в Загреб, а уже оттуда за 9 тысяч рублей приобрели билеты в Париж».

Популярную схему также проверила на себе пользовательница Instagram Елена Тришанкова, которая решила отправиться в Италию. Правда, приземлившись в Загребе, путешествие до Турина она продолжила на автомобиле. 

Амур в воздухе

@LovesNotTourism / Twitter

Некоторое время назад в соцсетях стал набирать популярность хештег #ЛюбовьНеТуризм (#LoveIsNotTourism) в поддержку воссоединения разлученных коронавирусом влюбленных. Те, кто не успел связать себя брачными узами до пандемии или ввиду разных обстоятельств оказался в разлуке, благодаря этому флешмобу получили шанс попасть за границу к своей второй половинке. Все, что требовалось, – получить специальное приглашение от партнера, представить доказательства предыдущих встреч за рубежом (например, фотографии, билеты на самолет в одном направлении или бронь в одном отеле), сдать тест на COVID-19 и паковать чемоданы. На данный момент на призывы влюбленных откликнулись около 13 стран.

Так, студентка из Санкт-Петербурга Виктория Здоровилова решила отправиться в Берлин к своему молодому человеку, с которым не виделась почти полгода. Для перелета в Германию ей понадобились: шенгенская виза типа C, приглашение от партнера, заявление о том, что они состоят в отношениях и хотели бы увидеться, а также совместные фотографии и предыдущие билеты из Санкт-Петербурга в Берлин.

Студентка Виктория Здоровилова в Санкт-Петербурге

«Мой перелет был довольно длительным: сначала из Санкт-Петербурга в Стамбул. В Стамбуле была смена аэропорта, и уже затем – вылет в Берлин. Чтобы прилететь в Турцию в начале сентября, никакого теста на коронавирус не понадобилось, но на рейс в Берлин он был необходим, и об этом я узнала за 5 часов до вылета. Мне повезло, что в аэропорту имени Сабихи Гёкчен удалось достаточно оперативно сделать тест. При регистрации на рейс в Берлин особое внимание уделяли документам, которые подтверждали отношения. У служащих турецкого аэропорта возникли сомнения в возможности перелета по такой программе, но в итоге все прошло хорошо. При этом на паспортном контроле в Берлине уже не нужно было объяснять подробности, вопрос был в другом – когда я собираюсь обратно».

Но не всем влюбленным удалось воспользоваться этим шансом. Из-за постоянно меняющейся эпидемиологической обстановки власти некоторых стран меняют правила. Марте Лебедевой не повезло, ей отказали во въезде во Францию, где живет и работает ее жених. Но это не остановило девушку, и она составила новый маршрут, продумав его до малейших деталей:

«Я смогла собрать достаточно дешевый маршрут из того, что предлагали сайты-агрегаторы: самолетами Россия – Турция и Турция – Сербия – Хорватия, а из Хорватии взяла автобус в Париж через Словению, Австрию (с пересадкой в Германии). Была возможность взять напрямую авиарейс из Хорватии во Францию, но мне хотелось избежать возможного увеличения риска слиться на пограничном допросе, поэтому выбор пал на рейсовый Flixbus. Наиболее настороженно меня встретили уже в самом Загребе, уточняя все факты – почему у меня французская виза, была ли я ранее в Хорватии и с какой целью сюда приехала, но обошлось. Мой российский паспорт, кстати, все автобусные полицейские разглядывали куда с меньшим интересом, чем сербские ID, вот такая интересная деталь».

Antonio Pisacreta / Keystone Press Agency / Globallookpress

Судя по рассказам российских путешественников, у которых изначально была виза, вылететь в закрытые страны Евросоюза при соблюдении некоторых правил и формальностей вполне возможно. Помимо излюбленного транзита через Турцию и Хорватию, спросом пользуется транзит через Великобританию. Вот только не всегда преодолеть препятствие в виде закрытых границ получается самостоятельно. Иногда для того, чтобы попасть туда, куда в ближайшее время из-за COVID-19 не должна ступать нога иностранца, приходится платить посредникам. 

Рабочее D-ело

Одним из самых гарантированных способов улететь за границу в период пандемии, по словам сотрудников визовых центров, является получение визы категории D, то есть приглашения на работу в Европу. Она позволяет перемещаться по всей шенгенской зоне без дополнительных ограничений.

Реклама на сайте одной из компаний, которая занимается оформлением виз и ВНЖ в страны ЕС

Сотрудник одного московского агентства рассказал, что в период пандемии такая опция пользуется спросом, и ее можно оформить «всего» за 590 евро. И, вместо того чтобы отправиться, например, на «работу» в Польшу, человек просто планирует доступный маршрут в любую другую страну ЕС. 

Формально вы едете на работу в Европу. Мы готовим для вас пакет документов, делаем приглашение от мифического работодателя, якобы он ждет вас в качестве сотрудника у себя в стране, и все. С вас требуется только фотография разворота паспорта. Несрочная виза стоит 590 евро. 10 дней делается приглашение на работу, и 10 дней заявку рассматривает консульство. Срочная виза стоит 790 евро. Рассмотрение займет всего 6 дней. Справку с отрицательным «ковидом» тоже поможем сделать, если потребуется. Бесплатно. Это входит в стоимость обслуживания. 

Юрий
Сотрудник визового центра

Сотрудница другого агентства в центре столицы Екатерина пообещала гарантированную польскую визу категории D, можно сказать, на VIP-условиях. 

Отдельно гарантированная виза стоит огромных денег. Агент идет напрямую к консулу и просит у него лично поставить визу. Соответственно, это стоит больших денег, потому что консул не возьмет 5 тысяч рублей. Это ему неинтересно и не нужно. Единственное, что все это дело нужно будет заранее согласовывать. Стоит от 2 тысяч евро.

Екатерина
Сотрудник туристического агентства

Мне бы в небо

Самый дорогой способ попасть за границу – путешествие на железной птице. Другими словами, услуги бизнес-авиации. Спрос на VIP-перелеты с начала пандемии стремительно взлетел.

Cамолет GLOBAL 6000 / aviapages.com

Для того чтобы добраться до закрытых стран, обеспеченные россияне заказывали бизнес-джеты. Если раньше клиенты арендовали один борт целиком, то в разгар COVID-19 рынок дорогой авиации пошел путешественникам на уступки: коммерсанты начали продавать в самолетах места по 4,5 тысячи евро за одно кресло.

Рынок подстроился под запрос, появились собирательные рейсы. Люди собирали заявки у желающих улететь, допустим, в Ниццу в пятницу и под них ставили обычный бизнес-джет. До пандемии такое обычно не практиковалось. Правда, чтобы улететь из страны, у человека должны быть резкие основания: двойное гражданство, вид на жительство в другой стране, справка об уходе за родственником на территории другого государства, учеба или медицинский аспект. Первыми, кто прибегнул к нашим услугам, стали как раз те, у кого был далеко не один паспорт. 

Константин Евсюнин
Управляющий партнер Skypro Aviation

Константин рассказывает, что раньше аренда самого дешевого частного самолета обходилась бизнесменам от 17 до 24 тысяч евро за один прямой полет. Вылетали все, без ограничений. В условиях пандемии разрешение на вылет получали далеко не все, клиентам частных компаний в любой момент могли отказать представители Росавиации. Сотрудники отправляли списки людей в Роспотребнадзор, и если ведомство не видело объективных причин для перемещения российских граждан между странами, то услуги самолета становились для клиентов недоступными. Правда, лазейки нашлись и здесь. 

Вот как, вы думаете, люди летали в закрытую для нас Европу? Кто-то начал покупать справки, якобы летит лечиться за границу. Потом, когда чартеры собирали в Ниццу, а это было самым популярным направлением у россиян в пандемию, в самолет сажали человека с иностранным паспортом либо с двойным гражданством. В Росавиацию отправляется заявка на иностранца, который имеет полное право улететь из России, те согласовывают рейс с Роспотребнадзором и дают зеленый свет. Но в итоге вместе с этим иностранцем во Францию или в Италию вылетают еще 12 человек с самым обычным шенгеном в паспорте.  

Константин Евсюнин
Управляющий партнер Skypro Aviation

По словам Константина, за один только летний месяц его компания осуществила более 30 рейсов. Летали в основном в Ниццу, Ригу, Стамбул, Ларнаку и Лондон. Из-за того, что прямые перелеты для граждан других государств были запрещены, применялись схемы обхода. Например, если люди хотели долететь до Лазурного берега, то бизнес-джет вместе с таким же иностранцем на борту доставлял их в Ригу. Там клиенты получали необходимую печать в паспорт и позже уже без каких-либо препятствий перемещались внутри Европы. Такую же схему использовали с Лондоном до того, как Великобритания официально открыла для россиян границы.  

Быть или не быть

Пока туристы определяются, где же провести новогодние праздники, статистика по распространению коронавирусной инфекции продолжает свой стремительный рост. На сегодняшний день в России выявлено более 2 миллионов случаев заболевания COVID-19. В мире этот показатель дошел до 55,6 миллиона человек. Летальных исходов с каждым днем становится все больше.

Похоже, многих такие цифры остановили от поездок за рубеж. По данным интернет-сервиса Biletix, на путешествие за границу надеются всего около 12% опрошенных россиян. 

Те же, кто все-таки решился сменить обстановку, чаще выбирают страны, с которыми Россия возобновила авиасообщение. 

Москвич Антон Лужин так же, как и многие другие, почти полгода оставался дома. Перед Новым годом все-таки не выдержал – зашел на сайт туристического агентства и приобрел билеты, чтобы восхититься неповторимой экзотикой Танзании. Туда, как и в Турцию, для россиян возобновили рейсы еще 1 августа. 

Турист Антон Лужин в Ялте

«Я очень долго выбирал между Сочи и Занзибаром. Танзания мне показалась интереснее и, как ни странно, дешевле. Новогодний тур обошелся мне почти в 230 тысяч рублей. На отеле не экономил. За год мы так устали от этого сидения дома, что не жалко было раскошелиться на адекватный отдых. Семья, конечно, моих «хотелок» не оценила. В мае от вируса умер мой дедушка. Он стал одним из тех пациентов, которых подключили в больнице к аппарату ИВЛ. Это оставило сильный отпечаток, какое-то время я, так же как и все, старался сидеть дома, заказывал доставку еды на дом, но потом понял, что жить надо здесь и сейчас. Я фаталист, поэтому смело заявляю: что будет, то будет». 

От различных ухищрений и обхода запретов за счет использования стыковочных рейсов в Российском союзе туриндустрии все же предостерегают, отмечая, что безопасность может быть гарантирована только в организованных турпоездках. В случае болезни за границей туроператор поможет с лечением, а при закрытии границ возьмет на себя расходы по эвакуации. Кроме того, многие страны совершенствуют свои системы контроля, и если кому-то удалось беспрепятственно пробраться в закрытую страну один раз, это не значит, что в следующий раз тоже повезет.