КиберпанкДеталиТехнологии

Шотландцев пересаживают на автобус без водителя. Как беспилотный общественный транспорт захватывает крупные города

В Великобритании запустили автономные автобусы. Они будут ездить по фиксированному маршруту со скоростью до 75 км/ч.

По плану разработчиков, автономные автобусы должны повысить безопасность на дорогах.

Что произошло

В Великобритании запустили автономные беспилотные автобусы. Они будут ездить со скоростью до 75 км/ч.

Почему это важно

По плану разработчиков, автономные автобусы должны повысить безопасность на дорогах. Они потенциально могут снизить количество аварий, вызванных человеческими ошибками.

Мировая практика

Беспилотный общественный транспорт представлен практически во всех крупных городах мира, в том числе в Париже, Хайкоу и Малаге. В 2025 году автономные микроавтобусы появятся в Осло, Женеве и немецком городе Кронахе.

Контекст

Объем мирового рынка беспилотных автобусов оценивался в $6,81 млрд в 2019 году и, по прогнозам, достигнет $74,52 млрд к 2026 году. Росту рынка будут способствовать сокращение пробок на дорогах, повышение безопасности и развитие инфраструктуры.

Что произошло

В Великобритании запустили автономные беспилотные автобусы. Они будут ездить по фиксированному маршруту со скоростью до 75 км/ч. 

Фото: Stagecoach
  • Автобусы компании Stagecoach начинают курсировать между Эдинбургом и округом Файф. Тестирование беспилотного транспорта продлится до 2025 года. 
Фото: Stagecoach
  • СМИ отмечают, что в салоне автобуса Stagecoach работают по два человека: один продает билеты, а второй контролирует машину.
  • Маршрут беспилотников строго определен, его протяженность составляет 21 км. Автобусы будут ездить со скоростью до 75 км/ч.
  • Это первый субсидируемый правительством беспилотный маршрут в Великобритании.

Почему это важно

  • По плану разработчиков, автономные автобусы должны повысить безопасность на дорогах. Они потенциально могут снизить количество аварий, вызванных человеческими ошибками — например, рассеянностью или усталостью водителя.
  • В Stagecoach утверждают, что автобусы обладают широкой вместимостью — они способны перевозить до 10 тыс. человек в неделю. 
  • Также предполагается, что их внедрение позволит уменьшить износ транспортных средств. Такой транспорт может работать более эффективно, сокращая время работы на холостом ходу, экономя топливо и снижая выбросы вредных веществ.

Мировая практика

Беспилотники появились практически во всех крупных городах мира.

  • В 2017-м в Париже запустили два автономных мини-автобуса с электрическими двигателями. Они вмещают до 12 человек и ходят по выделенной линии в 13-м округе Парижа по короткому маршруту между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлиц. Беспилотники оснащены лазерными дальномерами и камерами, которые установлены по всему периметру.
  • В 2018-м в Германии на одном из маршрутов в Потсдаме прошли испытания первого в мире беспилотного трамвая. Проект реализовал немецкий оператор пассажирского транспорта ViP Verkehrsbetrieb Potsdam совместно с компанией Siemens Mobility.
  • В 2021-м в испанском городе Малага запустили автономный автобус, который работает на базе искусственного интеллекта и на основе данных о маршруте контролирует движение машины. Транспорт оснащен датчиками и камерами, которые сканируют все, что происходит вокруг. Вместительность автобуса составляет 60 пассажиров. 
  • В 2020-м московский департамент транспорта сообщил, что к 2040 году в столице появятся автономные такси без водителя, беспилотные рельсовый транспорт и автобусы. Согласно заявлению дептранса, это позволит разгрузить дороги, повысить уровень безопасности на них и улучшить движение в целом. Также в столице вскоре появится беспилотный трамвай.
  • В 2021 году в китайском городе Хайкоу запустили тестовую программу по испытанию автоматизированных беспилотных автобусов. Проект стал частью правительственной программы по строительству «умного»‎ города. 

Также ожидается, что в 2025 году беспилотные микроавтобусы появятся в Осло, Женеве, а также в немецком городе Кронахе. Тестирование автономного транспорта продолжается в Сеуле и Риме.

Контекст

  • Объем мирового рынка беспилотных автобусов оценивался в $6,81 млрд в 2019 году и, по прогнозам, достигнет $74,52 млрд к 2026 году.
  • Росту рынка, как ожидают аналитики, будут способствовать такие факторы, как сокращение пробок на дорогах, повышение безопасности и развитие инфраструктуры. В частности, появление «умных» городов предоставит новые возможности концернам. 
  • Ключевыми игроками на рынке беспилотных автобусов остаются Volvo, Volkswagen, Scania, Daimler, Proterra, Hyundai Motor Company, Hino Motors и другие.
  • Некоторые эксперты подчеркивают, что крупные компании продолжают сталкиваться с различного рода трудностями при создании беспилотного транспорта — начиная от высоких производственных затрат и заканчивая ДТП с участием беспилотников. В 2021-м компания Toyota, к примеру, извинилась перед японским дзюдоистом Арамицу Китадзоно, которого на пешеходном переходе сбил автономный электробус e-Palette. В результате ДТП слабовидящий спортсмен пострадал и из-за травм не смог принять участие в Паралимпиаде. Производитель решил приостановить выпуск e-Palette.

Фото обложки: Stagecoach