Доходы российских блогеров в Instagram и YouTube выросли за 2020 год до 11,1 млрд рублей. Такие цифры приводит международная ассоциация The Interactive Advertising Bureau (IAB). Общая рекламная выручка всех издателей газет и журналов по итогам прошлого года составила 8 млрд рублей, об этом ранее сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России.
- В исследовании IAB учли данные о рекламных интеграциях 200 тыс. российских блогеров.
- Самыми популярными сферами для рекламы в интернете стали мода и красота, еда, путешествия и транспорт.
Как считали
Эксперты российского филиала IAB провели исследование совместно с рекламными и аналитическими агентствами BloggerBase, Insense, Kedoo Media, WIB и Yoloco. Для анализа они выбрали Instagram и YouTube как две самые крупные среди рекламодателей платформы. Остальные соцсети не учитывались, так как они занимают крайне небольшую долю рекламного рынка.
- Компании собрали базу из 200 тыс. популярных блогеров, распределили их по сегментам в зависимости от количества подписчиков и вычислили рекламные интеграции по тексту, комментариям, отметкам профилей, гиперссылкам и хештегам.
- По оценке аналитиков, им удалось собрать данные как минимум о 95% всех рекламных публикаций.
- Средняя стоимость размещения рекламы была рассчитана с помощью математической модели на основе собранных прайс-листов каналов-лидеров и блогеров в каждом сегменте и выявленной зависимости расценок от масштаба и активности блогеров. Точные цифры аналитики не сообщили.
Детали
По данным IAB Russia, в 2020 году объем рынка Influencer Marketing (продвижение товаров или услуг через людей, имеющих влияние) в Instagram и YouTube вырос по сравнению с 2019-м на 63,6% и составил 11,1 млрд рублей.
- Из них на Instagram приходится 7 млрд (рост 69,2%), а на YouTube — 4,1 млрд рублей (рост 54,7%). Для сравнения: в 2019 году рекламодатели потратили на Instagram 4,2 млрд рублей, на YouTube — 2,6 млрд рублей.
- Самыми популярными сферами для рекламы в Instagram стали мода, красота, обустройство квартиры, еда и напитки, а также транспорт. Наиболее распространенным форматом для интеграций стали Instagram Stories.
- В YouTube рекламодатели больше всего инвестировали в такие категории, как игры, еда и напитки, электроника, бизнес и финансы, образование, авто- и мототранспорт и путешествия. Основным источником распространения рекламы стали нативные видеоинтеграции со ссылкой на продукт в описании или комментариях.
Эксперты отметили, что у большинства топовых блогеров есть накрученная аудитория, которую привлекли с помощью ботов и розыгрышей призов.
В то же время, согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламы в СМИ и в сегменте Out of Home (реклама в кинотеатрах, наружная, транзитная реклама) снизился на 4% в 2020 году и составил 473 млрд рублей:
- на телевидение пришлось 169 млрд рублей;
- на радио — 11,2 млрд;
- на прессу (в том числе газеты и журналы) — 8 млрд;
- на сегмент Out of Home — 32,2 млрд;
- на интернет — 253 млрд.
Самые богатые российские блогеры по версии Forbes
В декабре 2020 года американский Forbes представил ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров в мире, на 7-м месте оказалась шестилетняя Анастасия Радзинская с 72 млн подписчиков. Девочка родилась в России, но переехала в 2018 году с родителями в США. Доход Анастасии в 2020 году составил $18,5 млн. В своих видео девочка с отцом играют в Lego, занимаются домашними делами и объясняют информацию о вирусах.
В рейтинге российских блогеров, больше всего зарабатывающих на рекламе в российском Instagram, Forbes выделил Ксению Собчак ($1,48 млн), Полину Гагарину ($0,89 млн) и Иду Галич ($0,85 млн). Рейтинг издание представило в августе 2020 года.
Богатейшими YouTube-блогерами в России, по данным Forbes, на октябрь 2020 года стали Нурлан Сабуров и соведущие (канал Labelcom, $3,55 млн), Валентин Петухов (Wylsacom, $3,41 млн) и Александр Гудков («Чикен Карри», $1,13 млн).
Налоговое регулирование деятельности блогеров в России
В настоящее время налоговое законодательство в РФ не регулирует поступления в бюджет от блогеров как таковых.
- Однако если блогер трудоустроен как наемный специалист, он обязан при оформлении декларации платить НДФЛ в размере 13% от гонорара.
- Если блогер оформил себя в качестве самозанятого, при поступлении ему доходов от физических лиц размер налога составит 4%, от юридических — 6%.
- Если инфлюенсер имеет статус индивидуального предпринимателя, он обязан заплатить налог 6% от дохода — в случае применения упрощенной системы налогообложения. Такие блогеры также обязаны делать отчисления в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.
В марте 2021 года стало известно, что Минцифры, Минфин, Минэкономразвития и ФНС готовят законопроект, обязывающий иностранные интернет-платформы платить налог на доходы с рекламы российских блогеров.
- В документе предлагается облагать НДФЛ иностранные юридические лица, в частности Facebook, YouTube, Instagram, Twitter и TikTok. При этом самих блогеров не будут обязывать отчитываться за каждое денежное поступление.
- Законопроект планируют подготовить к середине 2021 года.