Культурный код

Приключения Джоанны в стране советов

Издательство АСТ выпустило новую книгу Джоанны Стингрей «Подлинная история русского рока». Это уже четвертая работа известной артистки и активистки советской рок-музыки, изданная на русском языке. Кто такая Стингрей и почему ее книги так востребованы?

Редкая коллекция пластинок эпохи перестройки обходилась хотя бы без одного винила Джоанны Стингрей. Американская девушка, приехавшая в 80-е годы в Ленинград, моментально стала видным деятелем питерской рок-музыки того времени. Стингрей встречалась с Борисом Гребенщиковым и вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна. Она привезла в Ленинград современное звукозаписывающее оборудование, которое тогда было в СССР не достать. Она всячески способствовала изданию в западных странах музыки советских артистов. В конце концов, Стингрей пела, — и успела записать в Советском Союзе и в России четыре альбома.

В 1996 году Стингрей уехала на свою родину, принялась воспитывать дочь и вообще жить жизнью зажиточной белой домохозяйки из пригородов. В 2007 году телеканал НТВ в рамках передачи «Очевидец. Невероятные истории» показал сюжет о главной американке русского рока: Стингрей охотно вспоминала подробности своей жизни в Ленинграде, но возвращаться в Россию не планировала. 

Густав, Борис Гребенщиков, Стингрей, Цой, Юрий, Тикомиров, Сфирка, Титов и Крисанов у Невы/ Ленинград,1987/joannastingray.com

Но в 2018 году, через тринадцать лет после своего последнего визита в Санкт-Петербург, Стингрей снова оказалась в стране, с которой связаны самые значимые события ее жизни. В переписке с «Московскими новостями» артистка рассказала, что, вернувшись в Петербург, нашла его тогда совершенно не изменившимся за прошедшее десятилетие с небольшим. Москва же, напротив, поразила Стингрей:

«Ритм жизни в Москве казался каким-то нью-йоркским. Я была ошеломлена новыми пятизвездочными отелями, невероятным ресторанами и невообразимым шоппингом. Но мне не понравилось, когда я в ГУМе не увидел ни одного магазина российской марки или бренда».

Причиной, по которой артистка снова оказалась в России, стал выход на русском языке первой части ее мемуаров «Стингрей в Стране чудес». Вторая часть, «Стингрей в Зазеркалье», вышла через год. В этих книгах артистка не только  описывала свою жизнь в СССР, но еще рассказывала о своем детстве и подростковом возрасте, о первых опытах музицирования и выступлениях в Лос-Анджелесе до поездки в Союз, о жизни в ельцинской России и Америке времен Буша-младшего.

Стингрей, Густав и Цой/ Ленинград, 1985/ joannastingray.com

Третьей книгой Стингрей, изданной в России, был увесистый том «Русский рок. История. Фотографии. Интервью. Документы», содержание которого исчерпывающе передано в названии. Теперь же издательство АСТ выпустило «Подлинную историю русского рока», которую можно считать фактическим сиквелом просто «Русского рока»: эта книга, как и ее предшественница, больше документалистика, чем мемуар.

«В мои книги я вложила всю душу», — рассказывает Стингрей.

«Каждый час, каждую неделю и каждый месяц, что я проводила в работе над ими, скрашивали мое существование и заставляли заново наполнять свою жизнь смыслом. Я всегда буду благодарна России за то, что она сделала меня такой, какая я сейчас есть».

Стингрей родилась в Лос-Анджелесе в 1960 году, в семье кинопродюсера и режиссера Сидни Филдса, по иронии судьбы занимавшегося производством пропагандистских картин по заказу правительства США. Как раз к окончанию школы в Лос-Анджелесе в жизнь Джоанны Стингрей пришел панк-рок. В «Стингрей в Стране чудес» артистка описывает свои ранние занятия музыкой, на которые главным образом повлияла калифорнийская девичья группа The Go-Go’s (несколько дней назад, кстати, включенные в Зал славы рок-н-ролла).

Борис Гребенщиков, Стингрей и Виктор Цой/ Лениград/ joannastingray.com

Первая группа Стингрей прекратила существование в 1984 году и, переживая распад, артистка вместе со своей сестрой Джуди отправилась в Москву. Просто так, без цели, посмотреть таинственный для каждого американца мир за железным занавесом. Муж сестры подруги Стингрей, эмигрант Андрей Фалалеев, дал девушкам контакт своего знакомого. Им был Борис Гребенщиков; Фалалеев описывал его как «героя советского музыкального андеграунда».

Джоанна, уже в будучи в Петербурге, нашла Гребенщикова, влюбилась, — и завязла в СССР надолго. Стингрей рассказывает:

«Мне посчастливилось пожить в России в три совершенно разные эпохи. Первая эпоха — коммунистическая, когда мало кто из иностранцев представлял себе, что происходит в СССР. Второй период — эпоха гласности, ставшая самой счастливой в моей жизни. И, наконец, третья эпоха — время ельцинского капитализма. Это было самое ужасное время, которое я успела застать. Люди стали одержимы деньгами. Казалось, что вокруг — настоящий дикий запад».

Стингрей сразу стала заметным лицом в ленинградском андеграунде. Она всячески помогала музыкантам, — например, привезла группе «Кино» из Штатов суперсовременную по тем временам портастудию. На ней впоследствии был записан альбом «Группа крови», считающийся одним из лучших в дискографии группы. Не было ли Стингрей страшно провозить такую аппаратуру в СССР?

«Мне нравилось снабжать музыкантов в Союзе оборудованием, которое они без меня не могли бы достать. Все мои друзья-музыканты обогащали своим творчеством мою душу, так что я чувствовала, — все не зря. Иногда приходилось трудно, но я была молодой, бесстрашной и мотивированной».

Другим важным делом Стингрей стало издание в 1986 году сборника «Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR», выпущенным в Канаде и США лейблом Big Time. «Red Wave» представлял из себя комплект двух пластинок, каждая сторона которых была посвящена одной конкретной советской группе: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры».

Stingray with David Bowie for her Red Wave Presents program/ начало 90х/ joannastingray.com

Разумеется, к Стингрей с подозрением относились советские спецслужбы. В своих мемуарах она часто описывает конфликты с разведывательной номенклатурой. Частыми были и слежки, которым подвергались артистка и ее муж Юрий Каспарян. Впрочем, сам факт таких слежек вряд ли может вызвать недоумение: вышедшая замуж за советского гражданина и проживавшая при этом в Ленинграде американка не могла не оказаться под пристальным вниманием спецслужб.

Стингрей продолжила в Советском союзе и свою певческую карьеру, успев записать по паре альбомов до и после распада СССР. Пожалуй, лучший из них — «Walking Through Windows» («Проходя через окна») 1991 года. На нем песни Стингрей, всегда отличавшиеся панковской прямолинейностью, оказались обернуты в аранжировки чуть в стиле модных по тем временам Depeche Mode, правда — не в духе их уже вышедшего хитового альбома «Violator», а более раннего периода пластинок «Blank Celebration» или «Music For the Masses». К сожалению, «Walking Through Windows» нет на стриминг-сервисах, так что для того, чтобы ознакомиться с записью, нужно искать обходные пути.

Энди Уорхол с альбомом Сергея Курёхина/ Нью-Йорк, 80е/ joannastingray.com

Ключевая тема «Walking Through Windows» — свобода. Стингрей пояснет:

«Как меня много лет назад научил БГ: не надо говорить о политике. Это не мое поле деятельности, а произносить какие-то лозунги во имя лозунгов — это моветон. Мои лозунги — в моей музыке, в моей работе. Я могу через свое искусство рассказать, что мне дорого, а другие уже могут сделать выводы обо мне на свое усмотрение».

Сольные альбомы, «Red Wave» и ввоз в СССР дорогой аппаратуры — это три главные вещи, которыми известна Стингрей. Но это не значит, что в советском этапе ее биографии не было других, чуть менее заметных, но столь же интересных моментов. Скажем, в 1990 году артистка вывезла Виктора Цоя и Юрия Каспаряна на кинофестиваль в Санденсе, где музыканты исполнили несколько своих песен после показа фильма «Игла», в котором Цой исполнял главную роль.

«Режиссера Рашида Нугманова (которого мы называли «Мамочкой») пригласили на Санденс. С ним вместе хотели поехать Виктор и Юрий, так что я подала заявку на грант в фонде Сороса, которым мы и оплатили поездку в Парк Сити, Юта. Было очень круто. Особенно запомнилось, как хорошо разные голливудские звезды и деятели реагировали после показа фильма. А еще — как тепло они встретили ребят, которые после показа вышли на сцену петь свои песни. Вы даже не можете себе представить, что было бы, если бы вся эта публика понимала русский и могла услышать, что на самом деле пел Цой».

Цой и Стингрей в Токио/ 90е/ joannastingray.com

Свою карьеру мемуаристки и писательницы Джоанна Стингрей считает отчасти долгом.

«В каком-то смысле я считаю себя хранительницей памяти о всех тех моих друзьях, которых с нами уже нет (Цоя, Курехина, Гурьянова, Тимура Новикова, Коли Васина и многих других). Мне доставляет удовольствие делиться с другими частицами своих воспоминаний».

Помимо книг, документы и фотографии из своих архивов Стингрей размещает на своем официальном сайте и в инстаграме.

Гарик Сукачёв, Стингрей и Гребенщиков на сьемках клипа «Come Together» / начало 90х/ joannastingray.com

В инстаграме, впрочем, находится место фото и видео, снятые Стингрей во время поездок в Россию последних лет. На них Джоанна чаще всего запечатлена вместе со своими старыми друзьями; особенно выделяются совместные фото с ее бывшим мужем Юрием Каспаряном. В связи с пандемией covid-19 артистка больше года не могла сама приехать в Россию, — и очень страдала.

«Я очень скучала по своим друзьям. Было такое дежа-вю по 1987 году, когда я была врагом СССР и не могла прилететь, чтобы расписаться с Юрием Каспаряном. Россия — это мой второй дом, поэтому когда нет возможности приехать, я очень сильно грущу. Но вообще стараюсь себе напоминать, что пандемия когда-нибудь закончится, — лучше раньше, чем позже».

Стингрей и Вячеслав Бутусов/ Москва, 90е/ joannastingray.com

Сейчас отношения между Россией и США находятся в кризисе, вызванном политическими расхождениями курса двух стран. Боится ли Стингрей, что через какое-то время она больше не сможет приехать в Москву и Петербург повидаться со своими старыми товарищами?

«Последнее десятилетие напряжение между этими двумя странами растет — многие даже говорят, что начинается новая Холодная война. Но я думаю, наши страны никогда не смогут больше по-настоящему поссориться, потому что интернет объединяет людей. Правительствам всего мира стало сложней распространять пропаганду, потому что в целом люди хорошо себе представляют, как у кого дела».