Другая звездная война

Даниил Ротштейн о лучших книгах, играх, комиксах и мультсериалах из вселенной «Звездных войн», с которыми можно скоротать длинные выходные.

4 мая фанаты по всему миру отмечают День «Звездных войн». Дата выбрана исключительно на основе игры слов в английском языке: фраза May the Force be with you («Да пребудет с тобой Сила») созвучна с May the Fourth be with you («Да пребудет с тобой 4 мая»). Википедия подсказывает, что первое использование формулировки про 4 мая было зафиксировано в 1979 году — так британские консерваторы поздравили Маргарет Тэтчер со вступлением в должность. Почему бы и нет.

Фото: Lucasfilm Ltd. LLC

Джордж Лукас и Lucasfilm от праздника всегда были дистанцированы, долгие годы это была чисто фанатская история. А вот Disney, купивший Lucasfilm в 2012 году, почти сразу сделал 4 мая официальным мероприятием — в империи Микки Мауса умеют капитализировать фанатский задор. Например, сегодня на Disney+ выходит новый мультсериал «Бракованная партия» — спин-офф «Войн клонов».

В 2021 году «Звездные войны» как франшиза в странном положении. Бешеный конвейер полнометражных фильмов (пять фильмов за 2015–2019 годы!) поставлен на паузу, в следующий раз на большом экране мы увидим далекую-далекую галактику только в 2023 году. Благодаря «Мандалорцу» тысячи новых и вернувшихся к франшизе фанатов узнали то, с чем наиболее ярые приверженцы «Звездных войн» уже давно свыклись, — самые интересные и яркие истории из созданного Джорджем Лукасом мира можно и нужно искать за пределами полнометражных фильмов.

Майские праздники в совокупности с 4 мая — отличный повод поглубже окунуться во вселенную «Звездных войн» и поговорить о том, что еще заслуживает внимания, кроме фильмов и «Мандалорца», которого, кажется, посмотрели абсолютно все. Но сначала мы должны немного поговорить о каноне, великом и ужасном.

День «Звездных войн» в Московском метрополитене, 2017 год. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Давным-давно, когда Lucasfilm еще принадлежал Лукасу, а фильмов было всего три, «Звездные войны» начали обрастать тем, что называлось «Расширенной Вселенной». К 2012 году она включала в себя десятки книг, игр и комиксов. В Lucasfilm подошли к делу со всей серьезностью и вели специальную базу данных, в которой работы ранжировались по каноничности. На вершине, конечно, был сам Джордж Лукас, шесть полнометражных фильмов и спродюсированный им мультсериал «Войны клонов». Но подавляющее большинство остальных историй, описывающих события после свержения Императора в «Возвращении джедая» или конфликты тысячелетней давности, по умолчанию тоже считались каноничными — до тех пор, пока не противоречили Слову Лукаса.

Праздник коллективного творчества закончился в 2014 году, когда Disney объявил, что каноничными элементами из додиснеевской эпохи теперь считаются только снятые Лукасом фильмы и «Войны клонов». «Расширенную Вселенную» переименовали в «Легенды» и за исключением периодических переизданий отправили на свалку истории.

Таким образом, сегодня сосуществуют две параллельные вселенные «Звездных войн». Первая — официальная, каноничная, диснеевская и стремительно расширяющаяся. Вторая — «Легенды», больше не каноническая, но наполненная большим количеством интересного материала. 

Головная боль для тех, кто любит глубоко копаться в целостной, последовательной мифологии, но кладезь развлекательного контента для всех остальных. С «Легенд» и начнем, по праву старшинства.

«Легенды»

Книги

Трилогия о Трауне (1991–1993)

Фото: Издательство «Азбука»

Роман Тимоти Зана «Наследник Империи» и два его продолжения — возможно, самая значимая работа в «Расширенной Вселенной». В 1991 году поклонники изнывали от отсутствия новых историй из мира «Звездных войн»: «Возвращение джедая» было 8 лет назад, до «Призрачной угрозы» оставалось еще столько же. В «Наследнике Империи» было все, чего можно желать: продолжение истории Люка Скайуокера, новый харизматичный злодей в лице адмирала Трауна, возглавляющего армию имперских недобитков, злые клоны, интриги, убийцы и сражения. Настоящая отдушина для тех, кому не понравилось, как новые диснеевские фильмы обошлись с Люком, Ханом Соло и Леей.

Сам адмирал Траун оказался настолько популярен, что был заново введен в канон уже при правлении Disney. Зан даже написал о нем новую трилогию уже в рамках диснеевского канона, что создает дополнительную путаницу. А вот другому созданному Заном персонажу — агенту Императора и впоследствии соратнице и жене Люка Маре Джейд — повезло меньше. Несмотря на любовь фанатов, еще Лукас критически отзывался о самой идее вступления Люка в брак. Судя по VII–XIX эпизодам, в Disney с Лукасом солидарны.

Игры

Knights of the Old Republic (2003)

Фото: BioWare / Lucasfilm Games

Возможно, лучший пример пространства для фантазии, который даровала авторам «Расширенная Вселенная». KOTOR — до сих пор одна из самых любимых поклонниками игр по «Звездным войнам», несмотря на то, что действие в ней происходит за 4 тысячи лет до событий фильмов Лукаса. Все одновременно новое и знакомое. Световые мечи, бластеры, джедаи и ситхи вроде бы присутствуют, но персонажи, планеты, организации и правила игры — неожиданные и интригующие. Что важно, KOTOR — это полноценная ролевая игра от студии Bioware, которая дает игроку возможность выбирать между темной и светлой сторонами, принимать решения и мириться с последствиями.

С точки зрения геймплея KOTOR — дитя своего времени. Bioware на тот момент славилась играми во вселенной Dungeons and Dragons, и в KOTOR оттуда перекочевали неоправданно заумные системы расчета урона, вероятности нанесения удара и прочего. Но это низкая плата за возможность поучаствовать в одном из самых увлекательных приключений из мира «Звездных войн», а в интернете полно руководств и подсказок. Плюс в KOTOR сегодня можно поиграть даже на смартфоне. Был еще сиквел, Knights of the Old Republic 2, от студии Obsidian. В лучших традициях этой компании, амбициозный, куда более интересный с точки зрения сюжета и идей, но немного недоделанный. На ПК к KOTOR 2 можно легко найти фанатские патчи, исправляющие и восстанавливающие многие элементы, — и с ними сиквел вполне может дать фору оригиналу.

Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast (2002)

Серьезный претендент на самое перегруженное название во всей франшизе, Jedi Knight II мог бы называться еще сложнее, потому что на самом деле является третьей частью серии игр Dark Forces. По-хорошему, мы смотрим на Star Wars Jedi Knight II: Dark Forces III. Dark Forces начинался как шутер от первого лица про наемника Кайла Катарна, сотрудничающего с повстанцами в борьбе против Империи. Впоследствии Катарн стал джедаем и соратником Люка Скайуокера, и к моменту Jedi Outcast он уже неплохо обращается со световым мечом. Чтобы получить меч, правда, придется пару уровней отбегать с бластерами, но потом игра преображается. В Jedi Outcast грозное оружие джедаев ведет себя как полагается — отражает выстрелы, отрубает все, что можно отрубить, оставляет оплавленные разрезы на стенах.

Сиквел Jedi Academy, выпущенный в 2003 году, отличается более слабым сюжетом и переводит Катарна в статус вспомогательного персонажа, но зато дает доступ к световому мечу с первых секунд, а потом еще добавляет парные мечи и меч-посох. И, главное, позволяет выбрать цвет клинка! Кому нужен сюжет, если я могу превратиться в сиренево-золотой миксер смерти. Обе игры доступны на ПК, а также перевыпущены на PlayStation 4 и Nintendo Switch, но без мыши в них играть ощутимо сложнее.

Канон

Комиксы

«Звездные войны: Дарт Вейдер» (2015–2016)

Фото: Издательство «Комильфо»

Живое напоминание о том, что Disney владеет практически всем — с 2014 года комиксы по «Звездным войнам» эксклюзивно издает Marvel. Здесь все истории входят в текущий канон. Комиксов много, но один из наиболее интересных — серия про Дарта Вейдера писателя Кириона Гиллена и иллюстратора Сальвадора Ларокки. Действие происходит между IV и V эпизодами, когда после уничтожения повстанцами первой Звезды Смерти положение Вейдера начинает пошатываться. Это очень нехарактерное для «Звездных войн» направление и оттого интересное — эдакий «Карточный домик» в космосе.

Впавший в немилость Вейдер вынужден выполнять различные задания Императора, но параллельно ведет свою игру, рекрутирует собственных агентов и водит за нос имперских особистов. Именно в этой серии комиксов читателям представляют Доктора Афру, одного из наиболее интересных новых персонажей франшизы. Представьте себе смесь из Хана Соло и Индианы Джонс, но более бессовестную и в облике умеренно хрупкой девушки вместо Харрисона Форда. Если и этого недостаточно, то в «Дарте Вейдере» есть и злые, садистские версии C-3PO и R2-D2 — 0-0-0 и BT-1. Оба впоследствии перекочевали вслед за Афрой в ее сольный комикс.

Важно: «Дарт Вейдер: Темный лорд ситхов», выпускаемый Marvel с 2017 года, — это другой комикс с другим автором — Чарльзом Соулом. Действие в нем происходит раньше, сразу после III эпизода — это начало карьеры Вейдера в качестве Темного Лорда. Тоже неплохой, но не «Карточный домик» в космосе.

Сериалы

«Звездные войны: Войны клонов» (2008–2014, 2020)

Фото: Lucasfilm Ltd. LLC

Безусловно, второй по значимости автор за кулисами «Звездных войн» после Лукаса — Дейв Филони, создатель «Войн клонов», «Повстанцев» (о них ниже) и соавтор «Мандалорца». Действие «Войн клонов» происходит в эпоху приквелов, между II и III эпизодами, когда Республика и Орден джедаев ведут полномасштабную галактическую войну с сепаратистами и тайно поддерживающими их ситхами. Филони удалось отыскать в междустрочном пространстве, мягко говоря, спорных фильмов десятки интересных и захватывающих сюжетов. Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби, Йода и другие в «Войнах клонов» наконец-то получают истории, которых они всегда заслуживали, но которых сам Джордж Лукас не сумел им дать в рамках фильмов. А придуманные Филони новые герои — особенно ученица Энакина Асока Тано — прочно закрепились в списках самых любимых персонажей франшизы.

Основная проблема «Войн клонов» в том, что их много. С учетом выпущенного в прошлом году последнего сезона сериал насчитывает более сотни эпизодов. Это плата за разнообразие — джедайские истории в нем соседствуют с отдельно стоящими историями про разные отряды клонов, отголосками из разных уголков межпланетного конфликта. Часть эпизодов еще и не в хронологическом порядке. К счастью, для тех, кто хочет только познакомиться с персонажами, чтобы лучше понимать отсылки в последующих проектах, на просторах интернета есть множество гайдов по самым важным эпизодам и сюжетам.

«Звездные войны: Повстанцы» (2014–2018)

Еще один проект Дейва Филони, уже сделанный под эгидой Disney, одновременно продолжение «Войн клонов» и приквел к «Новой надежде». Действие происходит за несколько лет до старта оригинальной трилогии, на заре повстанческого движения. Здесь Филони смог разгуляться в плане создания новых — и крутых — персонажей. В центре сюжета — экипаж корабля «Призрак»: чудом переживший большую чистку джедай-недоучка Кэнан, капитан Гера Синдула, мандалорская воительница Сабин, демонстрирующий джедайские способности юнец Эзра и местный аналог Чубакки — большой, мохнатый, но несколько более разговорчивый Зеб. В отличие от «Войн клонов», «Повстанцев» можно рекомендовать безоговорочно — в них нет лишнего жирка, весь сериал смотрится на одном дыхании, и каждый герой проделывает свой собственный, неожиданный и оправданный путь. Ах да — в «Повстанцах» дебютирует диснеевская версия адмирала Трауна. И последний аргумент — очень многое в «Мандалорце» станет намного понятнее, если посмотреть «Войны клонов» и особенно «Повстанцев».

Игры

Star Wars Jedi: Fallen Order (2019)

Продолжатель традиции необъяснимо перегруженных названий, «Падший орден» — современное размышление на тему Jedi Outcast, щедро сдобренное наследием серии Dark Souls. История не самая примечательная — скрывающийся от Империи падаван Кэл Кестис вместе с группой друзей ищет по всей галактике волшебную флешку с очень нужной в борьбе со злом информацией, все как обычно. Но персонажи интересные, озвучка хорошая. Главное — это достаточно отполированный, разработанный под современные консоли экшен со световым мечом. Другого такого сейчас просто нет. Прицельно отразить бластерный разряд в одного штурмовика, сбросить Силой с утеса второго и тут же в прыжке рубануть третьего — бесценно. Для всего остального есть KOTOR.

Star Wars: Squadrons (2020)

Не мечами и бластерами едиными. Squadrons — это космический симулятор от первого лица, с любовно воссозданными кабинами повстанческих крестокрылов и имперских TIE-истребителей. Действие происходит где-то в середине оригинальной трилогии, но кому какая разница — знай, прыгай в кабину, перенаправляй всю энергию на орудия и пали. Если серьезно, все немного сложнее — в каждом корабле можно и нужно на ходу перераспределять ресурсы между оружейной системой, щитами и двигателями, постоянно выбирая между подвижностью, защитой и мощью в зависимости от ситуации.

На бумаге система простая, но на практике она придает безвоздушным боям дополнительный уровень сложности и динамичности. А еще в Squadrons можно играть в шлеме виртуальной реальности, и это даже дает тактическое преимущество — вертеть головой по сторонам, высматривая противников на фланге, получается быстрее, чем разворачивать весь звездолет контроллером.