Общие сведения про Живописный мост и его значение
Вантовый мост (висячий мост) — это значимая часть транспортной системы города. Он соединяет районы Крылатское и Хорошево-Мневники. Открытый в 2007 году, мост мгновенно привлек внимание масштабом и необычным дизайном.
Главное его назначение — разгрузка транспортных потоков с запада на север столицы. Однако помимо сугубо утилитарной функции мост выполняет и эстетическую роль. Он гармонично вписался в природный ландшафт Серебряного бора и Крылатских холмов. Его изображение часто используется в медиа для иллюстрации современного облика Москвы.
История и проектирование
Идея строительства моста в этом месте возникла в начале 2000-х. Необходимость была обусловлена интенсивным развитием близлежащих районов и хроническими пробками на действующих магистралях.
Строительство

Фото: Юрий Машков / ТАСС
Проект моста был разработан коллективом инженеров и архитекторов под руководством Николая Шумакова. Об архитекторе: Николай Шумаков — автор более 30 станций московского метро и футуристического терминала «А» аэропорта Внуково. Всемирную известность ему принес именно вантовый Живописный мост. В 2017 году в Сеуле Шумаков стал первым российским лауреатом престижной премии Огюста Перре, которую присуждают за высочайшие достижения в области современной архитектуры.
Строительство началось в 2004 году и стало одним из самых сложных и масштабных инфраструктурных проектов столицы того времени. Для возведения опор и монтажа пролетов применялись передовые технологии. Особую сложность представляли монтаж арочного пилона высотой более 100 метров и подъем гигантских пролетных строений. Торжественное открытие движения по мосту состоялось 27 декабря 2007 года.
Идея моста, где дорожное полотно крепится на тросах к пилонам, не нова. Еще в XVI веке Фауст Вранчич создал проект такого моста на цепях. С появлением стального троса в XIX веке технология стала активно развиваться в Европе и Америке. Несколько обрушений поставили надежность таких конструкций под сомнение. Однако следующие проекты — такие как мост через Ниагару, лондонский мост Альберта и нью-йоркский Бруклинский мост — доказали обратное и стали известными символами прогресса архитектуры.
Эксплуатация
С момента открытия мост исправно выполняет свои функции, пропуская ежедневно десятки тысяч машин. За состоянием моста ведется регулярный мониторинг. Конструкция доказала свою надежность и устойчивость ко всем климатическим условиям Москвы. Интересно, что изначально мост был платным, но уже через несколько месяцев от этой практики отказались и проезд стал бесплатным для всех.
Уникальные архитектурные особенности
Дизайн живописного моста — это синтез инженерии и искусства. Рассказываем о его основных элементах и необычных особенностях.
Пролетное строение
Мост имеет протяженность около 1,5 км, включая подходы. Главный речной пролет длиной 410 метров поддерживается системой вантов — стальных тросов. При этом крепятся они не к традиционным пилонам, а к огромной арочной конструкции, которая изогнута и расположена не перпендикулярно, а почти параллельно руслу реки.
Арка моста
Арочный пилон — визитная карточка сооружения. Его высота составляет 105 метров. Он выполнен из стали и покрашен в яркий красный цвет, что делает его заметным издалека.

Смотровая площадка
Самая интригующая деталь — это эллипсоидная стеклянная капсула, подвешенная в верхней части арки. Капсула задумана, чтобы уменьшить парусность конструкции. Она имеет несколько уровней и круговое остекление, открывающее захватывающие виды на городские панорамы.
Что находится внутри капсулы
Вопреки множеству городских легенд, внутри капсулы нет ни ресторана, ни ЗАГСа, ни ночного клуба, ни квартиры олигарха. Изначально планировалось открыть там именно смотровую площадку и даже зал для торжественных мероприятий. Однако по соображениям безопасности и логистики (из-за необходимости организации лифтов, систем эвакуации и противопожарной безопасности) от публичного доступа в капсулу в итоге отказались.
В настоящее время нет подтвержденных данных об организованной площадке для мероприятий в капсуле моста. Соответственно, нет ни сайта, ни контактов, при помощи которых можно забронировать место для торжества или экскурсии.
Технические характеристики
Тип моста: вантовый, с арочным пилоном.
Общая длина: 1460 метров (с подходами).
Длина основного пролета: 410 метров.
Высота арки (пилона): 105 метров.
Высота подмостового габарита: 30 метров (обеспечивает проход речных судов).
Количество полос движения: шесть полос (по три в каждом направлении).
Ванты: 72 стальных каната.
Вес стальных конструкций: около 15 тыс. тонн.
Интересные факты и легенды
- Живописный мост удерживает звание самого высокого вантового моста в Европе.
- Во время строительства для монтажа арки применялась уникальная технология: ее собирали на берегу, а затем с помощью плавучих кранов поднимали и разворачивали в проектное положение. Из-за своего цвета и формы мост получил в народе множество прозвищ: «Мост в будущее», «Мост с летающей тарелкой», «Мост с кепкой Лужкова» (во время строительства моста мэром столицы был Юрий Лужков).
- Существует даже городская легенда, что мост — это секретная энергетическая установка, которая притягивает НЛО.
- Мост любят российские кинематографисты. Он стал звездой нескольких фильмов и сериалов.
Как добраться до Живописного моста
Полюбоваться мостом и сделать впечатляющие фотографии можно с нескольких удобных точек.

На метро
Ближайшие станции метро:
- «Октябрьское Поле» (Таганско-Краснопресненская линия). У выхода из подземки можно сесть на автобусы №253 и 253к и добраться до остановки «Проспект Маршала Жукова», а потом пройти пешком 10–15 минут в сторону моста;
- «Полежаевская» (Таганско-Краснопресненская и Большая кольцевая линии). Отсюда ходит автобус №21. Нужно доехать до остановки «Проспект Маршала Жукова» и пройти пешком 10–15 минут в сторону моста;
- от станции метро «Крылатское» можно пройти пешком около 20 минут или доехать на автобусе №829 до остановки «Дворец ледового спорта»;
- от станции метро «Народное Ополчение» (Большая кольцевая линия) путь для пешехода займет около 15 минут;
- от станции метро «Хорошево-Мневники» до моста можно дойти за 10 минут.
На личном транспорте
Необходимо выехать на Краснопресненский проспект и следовать по нему в сторону области (из центра). Для того чтобы сделать снимки моста, рекомендуется свернуть в район Серебряного бора и найти парковку у одного из спусков к воде — оттуда открывается классический вид на архитектурный шедевр и его отражение в реке.
Пешком
Самый живописный пеший маршрут начинается от парка «Северное Крылатское». Пройдя через парк по набережной Москвы-реки, вы выйдете прямо под мост. С этой точки открываются величественные виды на его конструкции. Также приятная прогулка может начаться от жилого массива в Хорошево-Мневниках.
Фото обложки: Alexander Novikov / 500px.com / Global Look Press