Мир в огнеДетали

Железнодорожная катастрофа в Греции спровоцировала многотысячные протесты. Власти признали «хронические сбои в госсекторе»

Число погибших в результате столкновения пассажирского поезда и грузового состава 1 марта достигло 57 человек, еще почти столько же числятся пропавшими без вести.

Что происходит

Тысячи протестующих вышли на улицы греческих городов после крушения поезда, железнодорожники и работники метро объявили забастовку.

Контекст 

Пассажирский поезд столкнулся с грузовым составом на маршруте Афины – Салоники в ночь на 1 марта. Погибли 57 человек. Подозреваемым в аварии стал начальник ближайшей станции. 

Что говорят 

Аналитики и представители профсоюза машинистов возлагают вину за катастрофу на власти страны. 

История вопроса 

Железнодорожная сеть Греции начала работать со сбоями с начала 2000-х: система предупреждений установлена не везде, работники станций вручную регулируют движение поездов, несмотря на многомиллионные гранты от ЕС.

Что происходит

В Греции после крушения поезда тысячи протестующих вышли на улицы городов, а железнодорожники устроили забастовку. Митинги переросли в массовые беспорядки и столкновения с полицией. 

Протесты начались через несколько часов после того, как греческое правительство признало, что железнодорожные проекты по всей стране страдают от «хронических болезней государственного сектора». Теперь манифестанты требуют справедливого расследования аварии. 

  • В Афинах сотни молодых людей устроили массовую акцию у штаб-квартиры железнодорожной компании. Когда полиция попыталась оттеснить демонстрантов, те оказали сопротивление. Молодежь забрасывала силовиков камнями и петардами, жгла мусорные баки. Правоохранители отвечали слезоточивым газом и светошумовыми гранатами. 
  • В Салониках и Патрах собрались тысячи граждан, бросая камни и бутылки с зажигательной смесью.
  • Свою акцию протеста устроили железнодорожники, объявив забастовку на несколько дней. К ним присоединились и работники афинского метрополитена. По мнению профсоюзов, в катастрофе виноваты сменяющие друг друга правительства, которые закрывали глаза на бедственное положение отрасли. 

Контекст 

  • Пассажирский поезд, следовавший по маршруту Афины – Салоники, столкнулся с грузовым составом в ночь на 1 марта. ЧП произошло рядом со станцией Эвангелизмос в 200 км к северо-западу от Афин.
  • По оценкам, поезд с пассажирами двигался со скоростью 150 км/ч, и машинист не знал о приближающемся товарняке. В пассажирском поезде находились 352 человека, в грузовом — еще двое. 
  • Произошедшее стало одной из крупнейших железнодорожных катастроф в стране за последние годы — число жертв достигло 57 человек, еще 56 числятся пропавшими без вести. 48 человек остаются в больницах. 
  • По официальной версии, причиной столкновения поездов стала неисправная система предупреждения на железной дороге. Подозреваемым в нарушении работы транспорта стал начальник станции в Ларисе — ближайшем к месту аварии городе. Как сообщали СМИ, он был назначен на эту должность месяц назад после трехмесячного курса обучения. 
  • После крушения поезда власти отменили поезда по 14 направлениям. А греческий судья призвал провести срочное расследование о работе сигнализации на железной дороге — и, в частности, участка, ведущего к международному аэропорту Афин, которым ежегодно пользуются миллионы иностранных туристов.

Что говорят 

  • Ушедший после аварии в отставку министр транспорта Греции Костас Караманлис заявил, что железнодорожная система, унаследованная правительством, «не соответствует стандартам XXI века».
  • По словам греческих аналитиков, ответственность за крушение поезда должны взять на себя все, кто руководил модернизацией сети, в том числе и представители нынешнего правительства, «а не только начальник станции, оказавшийся рядом с аварией». 
  • Некоторые эксперты высказали предположение, что правительству выгодно найти сейчас крайних, не перекладывая вину на себя, ведь впереди парламентские выборы — они намечены на апрель 2023 года.
  • Председатель профсоюза машинистов поездов Костас Генидуниас заявил, что у организации даже есть доказательства политической ответственности за нарушения безопасности. «Есть много документов, которые мы обнародуем в ближайшее время», — сказал он. 

История вопроса 

Пассажирскими и грузовыми поездами в Греции управляет частная железнодорожная компания Hellenic Train (до 2022 года называлась TrainOSE), при этом надзор и финансирование сети осуществляет государство, в частности регулирующий орган железных дорог Греции (RAS). 

  • Проблемы железнодорожной отрасли начались еще в 2000-х, когда оборудование сети стало изнашиваться, а заменять его не спешили. 
  • В начале нулевых греческие власти закупили радарную систему безопасности на железной дороге, однако на многих участках сети она так и не была установлена. На некоторых отрезках дорог не работают светофоры, а поездами в основном управляют вручную — информация передается между начальниками станции по радио.
  • Большинство местных жителей не ездят на поездах и предпочитают путешествовать на машине или автобусе. Эксперты связывают это с тем, что Греция — одна из самых небезопасных стран Европы с точки зрения железнодорожных путешествий. Как говорится в отчете Агентства железных дорог ЕС за 2022 год, у Греции самый высокий уровень смертности на железных дорогах среди стран Евросоюза.
  • С 2014 года ЕС поддержал 16 железнодорожных проектов в Греции на сумму почти €700 млн, однако сеть, по заявлениям профсоюзов, по-прежнему нуждается в обновлении.
  • Проблемы усугубились после пандемии — профсоюзы заявляли о серьезных сокращениях персонала, из-за чего закрывались целые станции, пассажиры жаловались на переполненные платформы, задержки и отмену поездов.

Фото обложки: Kostas Tsironis / EPA / TASS; IMAGO / Vasilis Ververidis / TASS

Копировать ссылкуСкопировано