В цифрах
По итогам 2021 года продажи NFT подскочили в денежном выражении в 200 раз и достигли $17,7 млрд.
Контекст
По данным экспертов, количество продавцов токенов в прошлом году увеличилось на 3,6%. Собственные NFT уже выпустили Adidas, Снуп Догг и Нью-Йоркская фондовая биржа.
Но при этом
Некоторые специалисты считают, что рынок NFT начал «остывать» — с начала 2022 года средняя рыночная стоимость токенов упала в несколько раз.
В России
Сегодня доля российских игроков на мировом NFT-рынке составляет около 5%, однако этот показатель может существенно увеличиться к 2030 году.
В цифрах
По итогам 2021 года продажи
- В 2021 году 78% сделок с NFT совершалось с помощью блокчейн-сети Ethereum, 19% — с Ronin.
- Средняя рыночная стоимость токенов в прошлом году достигла $807, ранее этот показатель составлял $49,18.
- По сравнению с 2020-м, число покупателей NFT увеличилось на 3%, продавцов — на 3,6%.
- В 2021 году токены стали продавать быстрее. В среднем NFT хранились у владельца 48 дней, в 2020 году — 156 дней.
- Наибольший интерес к токенам в прошлом году продемонстрировала игровая индустрия, в которой с ними совершили 20,9 млн сделок на общую сумму в $5,1 млрд.
- По данным экспертов, в мире насчитывалось 112 игр на основе NFT в 2021 году. Самая популярная из них — Axie Infinity — занимала почти две трети рынка блокчейн-игр.
Контекст
В прошлом году многие компании и звезды шоу-бизнеса создали собственные невзаимозаменяемые токены.
- Например, американская фирма JumpStart Games выпустила NFT-коллекцию с виртуальными питомцами из игры Neopets. В нее вошли тысячи цифровых изображений животных на градиентном фоне, которые одеты в необычные наряды.
- Компания Adidas создала NFT-коллекцию под названием Into the Metaverse, включающую в себя цифровые копии фирменного спортивного костюма, виртуальной толстовки и оранжевой шапки. Держателям токенов Adidas также предоставили членство в эксклюзивном фан-клубе, участники которого имеют различные привилегии — от возможности приобрести лимитированные товары до участия в мероприятиях компании.
- Американский рэпер Снуп Догг выпустил NFT в коллаборации с цифровым художником Coldie. Работа представляет из себя анимированную картину из фотографий исполнителя.
- Нью-Йоркская фондовая биржа создала серию NFT в память о первых сделках с компаниями Spotify, Snowflake, Unity, DoorDash, Roblox и Coupang. Шесть токенов выпустили на базе блокчейн-платформы Crypto.com. Каждый NFT сопровождался коротким видео с информацией о первой сделке, включая дату, время и стоимость ценных бумаг каждой компании на тот момент.
При этом самым дорогим токеном в истории считается электронная картина «Каждый день: первые 5 тыс. дней» художника Beeple и привязанный к ней NFT. 11 марта 2021 года аукционный дом Christie’s продал его за $69,3 млн.
Но при этом
Некоторые эксперты считают, что рынок NFT начал «остывать».
- Согласно данным NonFungible.com, за последнее время средняя рыночная стоимость токенов резко упала — от рекордных $6,9 тыс. в начале 2022 года до менее чем $2 тыс. в марте. Стоимость самых популярных NFT снизилась примерно на 40%.
- В конце января ежедневный объем сделок с NFT составлял $160,2 млн, к марту этот показатель снизился до $26,2 млн.
- Некоторые коллекционеры начали продавать токены по сниженным ценам. Один из них отдал NFT из известной серии Bored Ape Yacht Club за $224 тыс., хотя ранее приобрел его на $67,8 тыс. дороже.
В России
По оценкам экспертов, доля российских игроков на мировом NFT-рынке — около 5%, что в абсолютном значении составляет сотни миллионов долларов.
- Рост российского рынка NFT к 2030 году прогнозируется до $10 млрд.
- На рост объемов могут значительно повлиять музеи. В 2021 году Эрмитаж разместил пять цифровых копий картин в виде NFT. Музей заработал на этом почти $450 тыс., однако сделку пришлось проводить через множество посредников. Наибольший доход музею принесла NFT-копия картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, которую продали за $150,5 тыс.
- Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что росту рынка может способствовать введение регулирования криптовалют в стране. В частности, это позволит музеям принимать оплату за NFT в традиционном для сферы формате — то есть криптовалютой, не используя посредников.
- В феврале 2022 года в Москве открылась первая NFT-галерея, на которой выставили, в частности, токены компании «Яндекс.Еда». Часть доходов с продаж NFT-коллабораций с брендами, по словам представителей галереи, хотят направить в Фонд поддержки художников цифрового искусства.