Тенденция
В США усугубляется проблема неоплаченных поездок — из-за безбилетников транспортная система теряет миллионы долларов ежегодно.
Детали
Один из методов борьбы с «зайцами» — установка высоких турникетов, через которые невозможно перепрыгнуть. Так в стране пытаются восстановить предпандемийный пассажиропоток и преодолеть кризис.
Но при этом
Скептики считают, что огромные траты транспортных ведомств на решение проблемы с «зайцами» не соответствуют упущенной выручке.
Мировая практика
В Индонезии для борьбы с безбилетниками придумали своеобразный «боулинг», а в Польше с них взимают штрафы в 78 раз больше самой стоимости поездки.
Тенденция
В США усугубляется проблема неоплаченных поездок — из-за безбилетников американская транспортная система лишается сотен миллионов долларов ежегодно. Операторы общественного транспорта в крупных городах стали ужесточать контроль за тем, чтобы пассажиры оплачивали проезд, однако траты на эти цели, по мнению ряда экспертов, неоправданно высоки. Об этом пишет Bloomberg.

- Один из распространенных методов борьбы с «зайцами» — установка высоких турникетов, через которые невозможно перепрыгнуть. Например, они появились на некоторых станциях метро в Вашингтоне, проект обошелся в $35 млн.

- В Нью-Йорке, где проблема неоплаченных проездов стоит особенно остро, оператор транспортной системы MТА решил нанять частную охранную фирму, чтобы она следила за правопорядком на «самых печально известных» станциях метро, а также в автобусах. Реализация программы обходится компании в $1 млн ежемесячно.
- Оператор транспортной сети в Сан-Франциско BART сообщил, что из-за безбилетников он теряет до $25 млн в год. В апреле компания объявила, что установит в метро высокие турникеты и потратит на это $90 млн.
- А вот чикагский оператор подписал контракт на сумму в $30 млн, чтобы за правопорядком на станциях метро ежедневно следили 100 охранников и 50 служебных собак. По словам экспертов, их присутствие отпугивает безбилетников.
Детали
- Как отмечает Bloomberg, с помощью ужесточения контроля над безбилетниками операторы пытаются восстановить предпандемийный пассажиропоток и преодолеть финансовый кризис.
- Специалисты считают, что основная причина, почему люди не хотят платить за проезд, — это нехватка денег. Однако, по их словам, ужесточение контроля в первую очередь необходимо для того, чтобы удержать пассажиров, которые вполне способны заплатить за себя, от искушения проехать «зайцем».
- Как отмечают в МТА, люди, покупающие проездной, «чувствуют себя лузерами», когда видят, что за безбилетниками почти никто не следит — в конечном итоге многие из них тоже решают нарушить закон.
Но при этом
- Скептики считают, что огромные траты транспортных ведомств на решение проблемы с «зайцами» не соответствуют недополученной выручке и потенциальной выгоде.
- «Многие программы, связанные с улучшением системы контроля над оплатой проезда и повышением уровня безопасности, обычно неэффективны с точки зрения затрат», — считает Крис Ван Эйкен, директор по исследованиям и политике правозащитной группы TransitCenter. «Меры по борьбе с безбилетниками, предпринимаемые операторами, лишь увеличивают их финансовые потери».
- Кроме того, модернизированные турникеты, которые устанавливают транспортные ведомства, приводят к длинным очередям и создают неудобства для инвалидов.
- В связи с этим некоторые специалисты предлагают прибегать к более «мягкому» способу решения проблемы. В качестве примера они приводят программу Fair Fares, которая дает право жителям Нью-Йорка с низким доходом сэкономить до 50% на проездных билетах. Однако пока инициатива охватывает лишь четверть из 900 тыс. взрослых американцев, имеющих право на льготы.
- Также критики подчеркнули, что из-за ужесточения контроля за проездом увеличивается риск дискриминации в отношении расовых и этнических меньшинств. Например, в 2018 году почти все штрафы, выписанные полицией метрополитена округа Колумбия, были выданы чернокожим американцам.
Мировая практика
Методы борьбы с «зайцами» могут быть самыми разными — от крупных штрафов до нанесения физических увечий.
- Как отмечают СМИ, в Индонезии любители прокатиться бесплатно на крыше поездов и электричек долгое время были серьезной проблемой. Для борьбы с нарушителями власти страны прибегали ко множеству неординарных способов. Например, в 2012-м железнодорожники установили на путях несколько арок с подвешенными на цепях гирями, чтобы сбивать с их помощью людей с крыш. Жесткие меры стали причиной трагической гибели нескольких десятков пассажиров. При этом власти отмечали, что жители сами сделали выбор нарушить закон. Как следствие, ряды «зайцев» в индонезийских поездах заметно поредели.
- Во Франции проблема неоплаты проезда также наносит большой урон транспортным компаниям, и больше всего — железнодорожникам. Ущерб оценивается в сотни миллионов евро. По этой причине в стране еще в 2015-м ввели правила, согласно которым безбилетник после пятой неоплаты проезда отправлялся на полгода в тюрьму и на него накладывался штраф в размере €7,5 тыс. Заключение также грозит пассажирам за попытку скрыться от контролера и указания неверных анкетных данных или адреса при составлении квитанции на оплату штрафа.
- В Польше «зайцам» грозит штраф, который в 78 раз превышает стоимость проезда. В случае его неуплаты начисляются проценты, а информация о человеке попадает в реестр должников, что отражается на кредитной истории гражданина.
- В России для пассажиров, которые оказались без билета, предусмотрен штраф в размере 1 тыс. рублей. Если человек не согласен с выписанным штрафом, то он может обжаловать его в суде в течение 10 суток. При этом все записи с камер в автобусе, электробусе или трамвае и видеорегистратора сотрудника будут переданы на рассмотрение судьи. Как отмечают аналитики, количество не оплачивающих проезд пассажиров в Москве в 2022 году по сравнению с 2019 годом сократилось на 17%.
Фото обложки: Zuma / TASS