Детали

«Яндекс» раскрыл данные россиян почти по 13 тысячам запросов от государственных органов

Российская ИТ-компания опубликовала статистику по количеству запросов со стороны силовых структур за первую половину 2020 года. Чаще всего запрашивали данные «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Паспортов».

«Яндекс» впервые выпустил отчет, в котором рассказал о предоставлении данных россиян по запросам властей за первое полугодие 2020 года. За 6 месяцев в компанию поступило 15 376 обращений, доля отказов составила 16% (2468 запросов).

Какими сервисами чаще всего интересуются? 

  • Больше половины запросов (8867) касалось «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Паспорта». 
  • На втором месте - «Яндекс.Такси» (5280 обращений). 
  • Далее следует каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» (706 запросов).

В компании подчеркнули, что рассматривают только те запросы, которые пришли по официальным каналам связи. Такими не считаются, например, звонок по телефону или сообщение в мессенджере. Чтобы сервис предоставил информацию, запрос должен соответствовать нескольким правилам: 

  • оформление на официальном бланке ведомства;
  • наличие контактов и подписи уполномоченного лица; 
  • заверение печатью или электронной подписью.

По таким запросам предоставляют «ровно столько информации, сколько необходимо для ответа», подчеркнули в «Яндексе». 

В России запрашивать данные у ИТ-компаний может ряд министерств и ведомств. В их число входят: 

  • МВД;
  • Следственный комитет;
  • Прокуратура;
  • Федеральная антимонопольная служба; 
  • Федеральная таможенная служба;
  • суды и ряд других органов. 

Если компания на законных основаниях не ответит на запрос из госорганов, то ей грозит ответственность в виде штрафа, приостановки деятельности или уголовного наказания для руководителя. 

Пользователей при этом не предупреждают о запросе со стороны властей. Это запрещено статьей 161 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации. 

При этом в компании отмечают, что предоставление информации о пользователе не означает возможности чтения переписки. Доступ к почтовому ящику могут предоставить только на основании судебного решения.  

Какие российские компании входят в реестр ОРИ 

С 1 июля 2018 года в России действует ряд антитеррористических законов, известный как «пакет Яровой». Он в частности предполагает, что компании, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), обязаны хранить трафик в течение шести месяцев и предоставлять сведения по запросу спецслужб. 

В реестр ОРИ входят самые разнообразные сайты, в том числе:

  • «Яндекс.Почта», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Район»;
  • «ВКонтакте» и Telegram; 
  • сервисы для знакомств Tinder, Mamba и Badoo;
  • «Авито», Habr, Rutube и другие. 

Эти и другие сайты обязаны собирать данные о времени и месте регистрации, о псевдониме, а также имя, фамилию и отчество, дату рождения, IP-адрес, электронную почту, номер телефона пользователя и другие данные. 

Детали отчетов о прозрачности ИТ-компаний 

Практика transparency report или отчетов о прозрачности появилась около 10 лет назад. Первым такую статистику предоставил Google в 2010-м. В России впервые такую статистику опубликовал сайт Habr в 2012 году. 

Отчеты о прозрачности раскрывают количество и характер запросов государственных структур, некоторые из них включают в себя информацию о количестве удаленного контента. 

  • TikTok в отчете за вторую половину 2019 года назвал количество удаленных роликов из-за нарушений правил сервиса и привел статистику по странам. Всего удалили более 49 миллионов видео. Это меньше 1% от количества опубликованных роликов. Больше всего видео стерли в Индии - почти 16,5 миллиона. На втором месте - США (4,5 миллиона видео). На третьем - Пакистан (более 3,7 миллиона удаленных роликов), на четвертом - Великобритания (около 2 миллионов видео),  на пятом Россия (более миллиона роликов). Согласно данным отчета, российские власти не обращались с запросами в TikTok. 
  • Google каждые полгода публикует информацию о запросах со всего мира. Последний отчет включил в себя статистику за вторую половину 2019-го. За этот период компания получила 258 запросов от российских органов власти, из которых полностью или частично удовлетворила 23%. 
  • Facebook получил от российских властей 8 запросов за вторую половину 2019-го, но ни одного из них не удовлетворил. 
Копировать ссылкуСкопировано