«Яндекс» впервые выпустил отчет, в котором рассказал о предоставлении данных россиян по запросам властей за первое полугодие 2020 года. За 6 месяцев в компанию поступило 15 376 обращений, доля отказов составила 16% (2468 запросов).
Какими сервисами чаще всего интересуются?
- Больше половины запросов (8867) касалось «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Паспорта».
- На втором месте - «Яндекс.Такси» (5280 обращений).
- Далее следует каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» (706 запросов).
В компании подчеркнули, что рассматривают только те запросы, которые пришли по официальным каналам связи. Такими не считаются, например, звонок по телефону или сообщение в мессенджере. Чтобы сервис предоставил информацию, запрос должен соответствовать нескольким правилам:
- оформление на официальном бланке ведомства;
- наличие контактов и подписи уполномоченного лица;
- заверение печатью или электронной подписью.
По таким запросам предоставляют «ровно столько информации, сколько необходимо для ответа», подчеркнули в «Яндексе».
В России запрашивать данные у ИТ-компаний может ряд министерств и ведомств. В их число входят:
- МВД;
- Следственный комитет;
- Прокуратура;
- Федеральная антимонопольная служба;
- Федеральная таможенная служба;
- суды и ряд других органов.
Если компания на законных основаниях не ответит на запрос из госорганов, то ей грозит ответственность в виде штрафа, приостановки деятельности или уголовного наказания для руководителя.
Пользователей при этом не предупреждают о запросе со стороны властей. Это запрещено статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в компании отмечают, что предоставление информации о пользователе не означает возможности чтения переписки. Доступ к почтовому ящику могут предоставить только на основании судебного решения.
Какие российские компании входят в реестр ОРИ
С 1 июля 2018 года в России действует ряд антитеррористических законов, известный как «пакет Яровой». Он в частности предполагает, что компании, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), обязаны хранить трафик в течение шести месяцев и предоставлять сведения по запросу спецслужб.
В реестр ОРИ входят самые разнообразные сайты, в том числе:
- «Яндекс.Почта», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Район»;
- «ВКонтакте» и Telegram;
- сервисы для знакомств Tinder, Mamba и Badoo;
- «Авито», Habr, Rutube и другие.
Эти и другие сайты обязаны собирать данные о времени и месте регистрации, о псевдониме, а также имя, фамилию и отчество, дату рождения, IP-адрес, электронную почту, номер телефона пользователя и другие данные.
Детали отчетов о прозрачности ИТ-компаний
Практика transparency report или отчетов о прозрачности появилась около 10 лет назад. Первым такую статистику предоставил Google в 2010-м. В России впервые такую статистику опубликовал сайт Habr в 2012 году.
Отчеты о прозрачности раскрывают количество и характер запросов государственных структур, некоторые из них включают в себя информацию о количестве удаленного контента.
- TikTok в отчете за вторую половину 2019 года назвал количество удаленных роликов из-за нарушений правил сервиса и привел статистику по странам. Всего удалили более 49 миллионов видео. Это меньше 1% от количества опубликованных роликов. Больше всего видео стерли в Индии - почти 16,5 миллиона. На втором месте - США (4,5 миллиона видео). На третьем - Пакистан (более 3,7 миллиона удаленных роликов), на четвертом - Великобритания (около 2 миллионов видео), на пятом Россия (более миллиона роликов). Согласно данным отчета, российские власти не обращались с запросами в TikTok.
- Google каждые полгода публикует информацию о запросах со всего мира. Последний отчет включил в себя статистику за вторую половину 2019-го. За этот период компания получила 258 запросов от российских органов власти, из которых полностью или частично удовлетворила 23%.
- Facebook получил от российских властей 8 запросов за вторую половину 2019-го, но ни одного из них не удовлетворил.