КапиталДетали

«Яндекс» радует инвесторов

«Яндекс» придумал, как расплатиться с владельцами облигаций и избежать дефолта. 

На прошлой неделе «Яндекс» решил одну из своих главных проблем. Компания избежала искусственного дефолта, выкупив большую часть своих конвертируемых еврооблигаций у их владельцев. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», почему, несмотря на то, что выиграли от этого профессиональные игроки рынка, это также хорошие новости и для частных инвесторов. 

Что произошло

Котировки «Яндекса» пошли вверх на фоне хороших новостей. Компания сообщила, что договорилась со своими инвесторами и выкупит у них 93,2% конвертируемых облигаций. Их компания выпустила в феврале 2020 года на общую сумму $1,25 млрд с купоном 0,75%. 

Инфографика "Московские новости"

Проблема с этими бумагами была в том, что если они не торгуются хотя бы пять дней, то это дает право их владельцам требовать их погашения. Что и случилось в конце февраля 2022 года, когда американская биржа NASDAQ приостановила торги бумаги эмитентов, у которых есть бизнес в России — Yandex N.V. как раз оказался в их числе. 

Расплатиться сразу со всеми инвесторами «Яндекс» не мог, поэтому он начал переговоры с ними. На фоне тревожных новостей котировки компании пошли вниз — до момента, пока «Яндекс» не объявил, что смог закрыть сделку. При этом цена, по которой инвесторы согласились продать свои еврооблигации, не совсем рыночная. При номинальной стоимости лота облигаций (в каждом из них 200 штук по $1 тыс.) в $200 тыс. инвесторы получили $140 тыс. (порядка 70% деньгами) и еще 957 акций Yandex N.V. — всего общая сумма составила $167 тыс. Правда, текущая стоимость бумаг на рынке около $100 тыс., поэтому аналитики считают, что инвесторы все равно остались в выигрыше. 

Кроме того, «Яндекс» тоже оказался в плюсе. Несмотря на то что компании пришлось брать на сделку новый кредит, эмиссия (то, насколько «размоются» акции компании) составит всего 2%. По словам Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», если бы компания конвертировала бумаги по номиналу, то в этом случае уровень размытия был бы больше — в районе 5%. Как поясняет эксперт, сам формат конвертируемых облигаций оказался в текущих условиях выигрышным для «Яндекса». 

Такой формат дает возможность компании обменять эти бумаги на акции, тем самым размыв действующие доли акционеров. Именно это помогло «Яндексу» расплатиться с держателями бумаг, в то время как другие российские компании, выпустившие облигации, не могут расплатиться по ним с их владельцами из-за того, что Euroclear, через которого идут выплаты, не переводит деньги. В итоге компаниям грозит искусственно созданный дефолт, как в случае с Ozon. 

Это неприятно для владельцев бумаг — они не могут получить свои выплаты. Что касается эмитентов, то это лишает их возможности занимать деньги на зарубежных рынках. Однако, как напоминает Романович, большая часть российских компаний уже этого не делала с 2014 года.

ПОКУПАТЕЛИ

Что касается «Яндекса», то, по словам эксперта, компании пришлось договариваться с крупными институциональными инвесторами, которые могли позволить себе приобрести те самые лоты облигаций по $200 тыс. Как правило, такие бумаги покупают банки, инвестиционные фонды и другие профессиональные участники рынка. Что касается розничных инвесторов, то для них история с выкупом еврооблигаций является скорее показателем того, как идут дела у самого эмитента — «Яндекса». 

Для рынка и для нас, как держателей акций «Яндекса», плюс в том, что дамоклова меча в виде конвертируемых облигаций больше нет. До этого на фондовом рынке было напряжение: его участники ждали, как «Яндекс» решит проблему конвертируемых акций, будет ли размыта доля акционеров. Сейчас инвесторам стало понятно, что фиксированное число акций таким и останется, и можно сосредоточиться целиком на показателях бизнеса. 

Как отмечает Роман Романович, в целом «Яндекс» никогда не был дешевой компаний по классическим меркам мультипликаторов. Так, Р/Е (соотношение прибыли компании к цене акции) достигал 60-70. Проблема в том, что последние отчеты IT-гиганта показывали убыток начиная с 2021 года, а котировки планомерно шли вниз с осени прошлого года. Именно тогда рынок заговорил о рецессии в США, на фоне чего просел весь американский IT-сектор, а за ним и представители российской отрасли. 

При этом, если смотреть на другие крупные компании в этом секторе в России, например Mail.ru, то «Яндекс» выглядит по-прежнему привлекательно. Компания умеет зарабатывать деньги и стабильно это делала до 2021 года. Плюс у «Яндекса» хороший диверсифицированный портфель продуктов и проектов. Тем более, в прошлом году компания сконцентрировалась на том, что приносит ей деньги больше всего — например, на «Яндекс.Такси», сервисах «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Маркет». 

Таким образом, акции «Яндекса» даже в текущих условиях остаются привлекательными для частного инвестора, а «просевшие» котировки можно рассматривать как удачную точку входа.