Всемирный банк провел исследование и доказал взаимосвязь количества онлайн-обращений москвичей по поводу качества дорог с результатами Сергея Собянина на выборах мэра в 2013 и 2018 годах. Выяснилось, что одна жалоба, на которую отреагировали чиновники, приносит от 29 до 44 голосов.
Чтобы получить эти данные, исследователи сопоставили:
- количество поданных онлайн-жалоб на состояние столичных дорог;
- число голосов за победившего кандидата (Сергея Собянина), разрыв в результатах между ним и его ближайшим конкурентом.
Авторы исследования проанализировали более 200 тысяч обращений горожан, которые были поданы в 2013–2018 годах с помощью официального портала «Наш город» и приложения «РосЯма» Фонда борьбы с коррупцией.
- Аналитики Всемирного банка отметили, что увеличение количества онлайн-жалоб на дорожные ямы ведет к росту числа голосов за действующего мэра и обеспечивает больший отрыв победителя от его ближайшего соперника. Так, в 2013 году в Москве Сергей Собянин набрал 51,37%. Второе место занял основатель ФБК Алексей Навальный с 27,2% голосов.
- Политический эффект достигался за счет реагирования властей на претензии. По данным Всемирного банка, в российской столице проблемы на дорогах в 80% случаев решались в двухнедельный срок. Это указывает на «очень эффективный» процент реагирования.
О чем это говорит
- «Московские избиратели, судя по всему, голосуют рационально и вознаграждают власти, ответственные за эффективное управление в конкретных сферах», — полагают исследователи.
- «Оперативный ремонт каждой дорожной ямы, заметный сотням и даже тысячам москвичей, которые ежедневно ходят по улицам, ездят на работу и так далее, означает важный сигнал о том, что у города есть хозяин, способный обеспечить своевременное решение городских проблем», — подчеркивают эксперты.
Исследователи отмечают, что этот эффект одинаков не везде. В американском Сан-Диего увеличение количества электронных жалоб на дороги приводит к ухудшению результатов действующих властей на выборах. В Боливии и Венесуэле эффект от участия граждан в управлении схож с российским. Оно помогает кандидатам от действующей власти.
Почему ВБ сосредоточился на ремонте дорог
Для исследования эксперты взяли только жалобы москвичей на состояние дорог, их можно было оставить в самых ранних версиях приложений (жалобы на другие вопросы добавили позже). Большая социологическая выборка позволила собрать достаточное количество данных для анализа.
Как москвичи участвуют в управлении городом
Проект «Наш город» появился осенью 2011 года. Он объединил в себе портал и мобильное приложение. Изначально с его помощью можно было пожаловаться на проблемы с городской инфраструктурой. Затем появилась возможность жаловаться на ЖКХ, по вопросам социальной сферы, на состояние парков, общественный транспорт и так далее.
- В «Нашем городе» зарегистрированы свыше 1,6 миллиона пользователей.
- За 9 лет работы проекта удалось решить более 4,3 миллиона проблем, из которых 900 тысяч были связаны с дорогами.
Чтобы сообщить о проблеме, нужно войти через учетную запись на портале mos.ru и оставить жалобу. После разрешения вопроса сервис предложит оценить проделанную работу.
Еще один столичный портал — «Активный гражданин» — представляет собой площадку для проведения голосований по вопросам городского развития. Он заработал в мае 2014 года.
- В проекте принимают участие более 4,7 миллиона москвичей.
- За 6 лет «Активный гражданин» принял более 148 миллионов мнений горожан.
- За все время на этой площадке прошло более 4600 голосований, свыше 3400 решений выполнено.
Итоги голосований в «Активном гражданине» реализуются в разных формах: от принятия законов города Москвы (например, о запрете продажи алкогольных энергетиков) и постановлений Правительства Москвы (в том числе о повышении экокласса автобусов в городе) до ведомственных решений (например, утверждение проектов благоустройства парков).
Чтобы принять участие в голосованиях, нужно зарегистрироваться с помощью учетной записи mos.ru, заполнить профиль, указать адреса проживания и работы, а также свои интересы. Система подберет наиболее подходящие опросы. За активное участие в голосованиях пользователи получают баллы, которые можно обменять на различные поощрения: билеты в музеи, пополнение баланса карты «Тройка», скидки в ресторанах, сувениры и многое другое.