Что произошло
Французские власти запустили социальную рекламу, в которой назвали токсичную маскулинность одной из основных причин ДТП — наравне с усталостью, превышением скорости и употреблением алкоголя или наркотиков.
Детали
Согласно данным социологов, в обществе распространено мнение о том, что, «в отличие от женщин, у мужчин есть природный талант к вождению», а «превышение скорости, обгон других машин или распивание алкоголя за рулем — это признаки их мастерства на дорогах».
Контекст
Ученые уверены: токсичная маскулинность наносит серьезный ущерб физическому и психическому здоровью мужчин. Например, многие представители сильного пола не ходят к врачу, чтобы не показаться слабыми.
Тенденция
С токсичной маскулинностью сегодня борются различными способами. Так, в 2019-м бренд Gillette выпустил рекламный ролик про домогательства и буллинг со стороны стереотипных «самцов».
Что произошло
Во французской социальной рекламе токсичную маскулинность назвали одной из основных причин ДТП — наравне с усталостью, превышением скорости и употреблением алкоголя или наркотиков. Об этом пишет The Guardian.
- Французское правительство запустило кампанию, направленную на борьбу с ДТП с участием мужчин. В 2022-м на подобные инциденты приходилось 78% смертей на дорогах. В возрастной категории от 18 до 24 лет этот показатель составляет 88%.
- Порядка 84% всех ДТП во Франции происходит по вине мужчин. Среди водителей, которые попали в аварию в состоянии алкогольного опьянения, доля представителей сильного пола составляет 93%.
- В рамках кампании власти выпустили ролик, в котором несколько мужчин принимают участие в родах. Герои видео показаны вдумчивыми и эмоциональными, а не «стереотипными мачо», отмечает The Guardian.
- Ролик призывает водителей противостоять предрассудкам, которые диктуют им, как должны вести себя «настоящие мужчины». В видео говорится: «8 из 10 смертей на дорогах приходятся на мужчин. Будь тем, кем ты хочешь быть, но главное будь живым».
- В пресс-релизе, сопровождающем видео, отмечается, что в обществе распространено мнение о том, что, «в отличие от женщин, у мужчин есть природный талант к вождению», а «превышение скорости, обгон других машин или распивание алкоголя за рулем — это признаки исключительно мужского мастерства на дорогах».
- Флоренс Гийом, межведомственный делегат по безопасности дорожного движения во Франции, заявила, что кампания не пытается выставить мужчин плохими водителями. «Речь идет о том, чтобы побудить людей пересмотреть свое поведение», — пояснила она.
Детали
- В кампании французского правительства принял участие социолог Ален Мергье. По его словам, многих мужчин с детства учат, что автомобиль — это их символ и именно с помощью вождения они могут показать свою мужественность.
- Как следствие, у молодых людей формируется ложное убеждение, что они инстинктивно «знают, как водить». Чрезмерная самоуверенность часто приводит к опасным ситуациям на дорогах, отмечает специалист.
- Мергье добавил, что многие мужчины любят соревноваться с другими водителями, которые пытаются их обогнать. По словам социолога, таким образом представители сильного пола подсознательно пытаются «защитить» свою мужественность и доказать, что они «неуязвимы».
Контекст
Маскулинность — это концепция поведения «настоящего мужчины», а также того, как он должен выглядеть. Токсичная маскулинность — слепое следование подобным стереотипам.
- К примеру, многим мальчикам с самого детства запрещают плакать, учат давать сдачи и отправляют для этого в соответствующую спортивную секцию — стереотипный «настоящий мужчина» должен казаться сильным и неуязвимым. В результате подобные убеждения наносят серьезный ущерб физическому и психическому здоровью.
- Согласно исследованиям доктора психологических наук Джеймса Махалика, чем больше мужчины пытаются соответствовать «нормам» мужественности, тем чаще они участвуют в «рискованных видах поведения», например употребляют алкоголь и курят. При этом многие из них считают такие привычки оправданными.
- Токсичная маскулинность заставляет мужчин подвергать себя тяжелым физическим нагрузкам и чрезмерно тренироваться. Следование подобным «нормам» автоматически запрещает им обращаться к врачам, чтобы не показаться слабыми.
- Кроме того, стереотипы удерживают представителей сильного пола от заботы о своем психическом здоровье: мужчины могут годами сдерживать эмоции и жить в состоянии хронического стресса. Исследование ученых Университета Северной Каролины показало, что приверженность токсичной маскулинности приводит к депрессии.
- При этом мужчины, не демонстрирующие явные признаки токсичной маскулинности, нередко подвергаются травле со стороны «мачо», например за одежду или прическу, которая не вписывается в рамки традиционной мужественности.
- В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин. Специалисты связывают это, в частности, с токсичной маскулинностью. Например, если мужчина потерял работу или обанкротился, ты он уже не «самец», а неудачник, что загоняет его в депрессию и заставляет свести счеты с жизнью.
Тенденция
С токсичной маскулинностью сегодня борются различными способами.
- Например, международное сообщество ManKind Project и британский проект CALM предлагают услуги психологической помощи для мужчин, которые хотят научиться распознавать эмоции, выражать чувства, а также разобраться в причинах своей агрессии или депрессии.
- В 2019-м бренд Gillette выпустил ролик против проявлений токсичной маскулинности: домогательств и буллинга со стороны мужчин. В рекламе марка также объявила о смене слогана «Лучше для мужчины нет» на фразу «Лучшие, кем могут быть мужчины». В ролике показаны сексистские сцены из фильмов, кадры судебных заседаний и насилие. В видео задается вопрос: «Разве ничего лучше для мужчины нет?». Представители бренда заявили, что реклама — часть кампании по продвижению «позитивных и полезных версий того, что значит быть мужчиной».
- Британская онлайн-платформа Manual запустила кампанию Men of Manual, в рамках которой мужчины рассказали о своих отношениях с телом и давлении общества.
- Перед презентацией мужской коллекции Gucci осень-зима 2020–2021 бренд опубликовал манифест против токсичной маскулинности. Креативный директор марки Алессандро Микеле заявил, что «пора поприветствовать мужчину, свободного в самоопределении и избавленного от социальных ограничений. Мужчину, который может воссоединиться с собственной хрупкостью, трепетом и нежностью». На показе модели бренда были одеты в «женственную» одежду: яркие пальто с воротниками, блестящие брюки с высокой талией и вязаные свитера пастельных оттенков.
Фото обложки: Freepik