КапиталДетали

Власти Японии готовятся дать зеленый свет «бомбилам». Страна столкнулась с дефицитом таксистов

Снятие запрета на частный извоз и совместные поездки анонсировал японский премьер-министр Фумио Кисида. С 2019 года число таксистов в островном государстве сократилось на 20%. 

При этом во многих других странах проблемой стало как раз практика неофициальной перевозки пассажиров.

Что происходит

Япония планирует снять запрет на совместное использование транспортных средств или частный извоз. Такую опцию предлагает, например, Uber. О необходимости изменений власти задумались на фоне нехватки водителей.

  • О возможности снятия запрета говорил премьер-министр страны Фумио Кисида. Он назвал нехватку водителей социальной проблемой.
  • Поскольку число туристов в Японии быстро растет после снятия коронавирусных ограничений, людям становится все труднее поймать такси в городских районах и туристических местах. Нехватка таксистов также обостряется в регионах, где наблюдается депопуляция. 
  • Несмотря на это, индустрия такси выступает против внесения изменений в законодательство, опасаясь усиления конкуренции за клиентов. При этом профильная федерация утверждает, что отмена запрета отразится на безопасности перевозок.
  • В Японии действуют строгие правила перевозки пассажиров. В том числе это касается установки тарифов. Использовать частные транспортные средства запрещено, а водители обязаны пройти тестирование, чтобы получить лицензию на управление такси.

Контекст

Япония в последние годы столкнулась с серьезной нехваткой водителей как такси, так и другого транспорта.

  • По данным профильной федерации, с 2019 года количество водителей в сфере такси сократилось примерно на 20%. В Токио из индустрии ушли около 10 тыс. водителей. По данным отраслевой организации Tokyo Hire-Taxi Association, средний возраст таксистов 58 лет. Многие приходят в профессию в возрасте 40 или 50 лет и работают около 10 лет до пенсии. Если не привлечь в профессию молодежь, пишет Bloomberg, проблема нехватки водителей не будет решена.
  • Аналогичная картина наблюдается и в сфере общественного транспорта. С 2012 года число водителей автобусов сократилось на 13 тыс. В итоге местные автобусные компании вынуждены сократить частоту рейсов или вообще отказаться от некоторых маршрутов. По прогнозам представителей транспортной отрасли, к 2030 году нехватка достигнет 36 тыс. водителей.

В мире

Совместные поездки на такси практикуются в некоторых странах. В частности, через сервис Uber.

  • Еще в 2015 году компания запустила сервис uberCOMMUTE. Он помогает водителям искать потенциальных пассажиров, которые едут с ними в одном направлении. При этом попутчиков можно подобрать сразу несколько. Это позволит покрыть расходы на бензин и, возможно, заработать.
  • Также в некоторых городах работает сервис UberX Share. Выбрав этот вариант, пассажир может получить скидку на поездку, если по пути к нему присоединится еще один человек, едущий в том же направлении. Цель компании не только сделать поездки на такси доступными для большего числа людей, но и снизить количество выбросы, а также уменьшить заторы на дорогах.
  • При этом в большинстве стран сохраняется проблема нелегальных такси. В некоторых государствах она стоит очень остро. 24 октября более 100 водителей обратились к властям тайского Пхукета с просьбой принять меры для борьбы с людьми, которые используют частные автомобили для перевозки пассажиров, хотя это нарушает законодательство.
  • Поездка с нелегальным таксистом может быть опасна, отмечает британский страховщик Patons insurance. Пассажир не может быть уверен в надежности водителя и его навыках, а также не сможет получить выплаты, если произойдет авария.

В России

В России растет число нелегальных таксистов, но происходит это по другим причинам. Как отмечают «Ведомости», водители отказываются от легализации из-за роста стоимости ОСАГО.

  • По данным публичной автоматизированной информационной системы «Такси», в 2022 году количество официальных разрешений на работу уменьшилось на 50 тыс. На 1 июня в реестр было внесено менее 410 тыс. лицензий, при этом в декабре 2021-го их было около 460 тыс.
  • Представители индустрии отмечают, что число водителей, занимающихся частным извозом, при этом не уменьшилось. Они просто отозвали лицензии и ушли на нелегальное положение.
  • В рамках борьбы с нелегальным извозом 1 сентября была запущена Федеральная государственная информсистема «Легковое такси». Это агрегатор, который содержит сведения о таксистах и о компаниях, в которых они работают. С ее запуском службы заказа такси смогут пускать за руль только водителей с соответствующими разрешениями на работу. Хотя и ранее это ограничение было прописано в законодательстве, его обходили из-за отсутствия контроля и наличия на рынке большого числа самозанятых водителей.

Фото обложки: Александр Щербак / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано