Мир в огнеДеталиФундаментализм

Верующих в Индии оскорбили батончики KitKat из-за изображений богов на упаковке. В религиозные скандалы попадали Nike, Coca-Cola и Red Bull

В итоге KitKat извинился и прекратил выпуск снеков в такой обертке.

Что произошло

Компания Nestle принесла извинения за изображения индуистских богов на обертке батончиков KitKat и прекратила выпуск таких упаковок.

Контекст

В Индии в оскорблении верующих ранее обвиняли также Gucci, Amazon и производителей памперсов.

Мировая практика

Ранее в ЮАР Red Bull обвинили в оскорблении чувств верующих из-за ролика с Иисусом, а мусульман возмутил дизайн кроссовок Air Max от Nike.

В России

В РФ участницей скандала стала Coca-Cola, использовавшая в рекламе фото церкви. Россияне также усомнились в уместности размещения героев «Звездных войн» на бутылках воды «Святой источник».

Что произошло

Компанию Nestle раскритиковали индийцы за изображение на упаковке шоколада KitKat почитаемых в стране богов.

  • Компания выпустила новую обертку в рамках лимитированной линейки KitKat Travel Breaks с фотографиями работ местных мастеров. На упаковку шоколада поместили изображения продукции (в том числе чайников) ремесленников из штата Одиша с ликами индуистских богов.
  • Однако пользователи соцсетей не оценили это решение. Многие возмутились, так как обертки могут оказаться в «мусорных баках, водостоках, канавах», а это — проявление неуважения к богам и индуистской вере.
  • Nestle извинилась и прекратила выпуск снеков в таких обертках. «Мы понимаем деликатность вопроса и сожалеем, если непреднамеренно задели чувства людей», — говорится в заявлении компании.

Контекст

Как отмечает The Guardian, в Индии трепетно относятся к вопросам веры. В оскорблении чувств верующих и ранее обвиняли некоторые крупные бренды.

  • Итальянский модный дом Gucci в 2019 году обвинили в оскорблении индийского народа из-за дизайна одежды. Компания выпустила головной убор в стиле индийского тюрбана синего цвета, который является религиозным символом. Пользователи Twitter раскритиковали Gucci за попытку заработать на символе веры.
  • Зимой 2018 года в индийском городе Хайдарабад на площадях было организовано сожжение подгузников фирмы Procter & Gamble. На этот раз упаковка товара оскорбила активистов местной организации «Центр ислама и мученичества». Они разглядели в изображении мордочки котенка на упаковке имя пророка Мухаммеда на арабском языке.
  • Amazon ранее критиковали за продажу напольных ковриков с изображением национального флага Индии. Дело в том, что топтание флага тоже воспринимается как оскорбление — подошвы считаются в Индии нечистыми. При входе в храм (неважно, индуистский, мусульманский или христианский) в Индии традиционно принято снимать обувь.

Мировая практика

К вопросам религии и политики с трепетом относятся во многих странах мира.

  • Производитель мороженого Antonio Federici Ice Cream пытался запустить рекламу с изображением беременной монахини, лакомящейся эскимо. «Непорочное зачатие. Наша религия — мороженое», гласил слоган. Был и ряд других сюжетов, изображающих священнослужителей в спорных ситуациях. Запустить рекламу планировалось в 2010 году во время визита Папы Римского в Великобританию, однако власти королевства ее запретили.
  • Компанию Nike в 2019 году обвинили в оскорблении чувств верующих из-за кроссовок Air Max. Мусульмане посчитали, что часть логотипа на подошве напоминает начертание слова «Аллах» и создали петицию с требованием прекратить продажу обуви. В Nike сообщили, что приняли проблему всерьез, так как с уважением относятся ко всем религиям. Хотя петиция на сайте change.org набрала уже более 50 тыс. подписей, на сайте отмечено, что компания не сняла обувь с продажи.
  • Компании Red Bull в ЮАР в 2012 году пришлось отказаться от рекламного ролика с Иисусом. По сюжету, Иисус выходит из лодки и идет по воде. Апостолы предполагают, что у него это получается, потому что напиток Red Bull окрыляет, однако Иисус отвечает, что просто знает места, где можно наступить на камни. За запрет рекламы высказались представители католической церкви.

В России

Некоторые крупные бренды своей рекламой задели и чувства россиян.

  • В 2011 году несколько человек подали иск на Coca-Cola из-за рекламной кампании со слоганом «Ценность традиций». На постерах были изображения достопримечательностей в узнаваемом силуэте бутылки, среди них — фотографии памятника Минину и Пожарскому, Нижегородского кремля и другие. Использование в таком ключе Рождественской церкви и других достопримечательностей было расценено авторами иска как надругательство над святынями, однако суд отказал им в компенсации морального вреда.
  • Компанию «Александровы погреба» обвинили в оскорблении чувств верующих из-за использовании в названии бренда вина имени святого — Saint Vincent. Как объяснили журналистам священнослужители, «сакральное здесь становится элементом коммерции».
  • В 2017 году в социальных сетях разгорелась дискуссия по поводу необычной маркетинговой акции бренда «Святой источник», который выпустил серию бутылок питьевой воды с героями «Звездных войн». Однако в Госдуме не увидели оскорбления чувств верующих в акции этого бренда.
Копировать ссылкуСкопировано