Что произошло
Минтранс Финляндии выступил против перехода железных дорог с «русской» колеи в 1524 мм на европейские 1435 мм. На этом настаивает Еврокомиссия.
История вопроса
Великое Княжество Финляндское входило в состав Российской империи, поэтому железные дороги здесь построены с использованием русской колеи, которая шире почти на 9 см.
Досье
Дороги Финляндии должны войти в Трансъевропейскую транспортную сеть. Она соединит страны ЕС с запада на восток и с севера на юг.
Мировая практика
На железные дороги европейского стандарта приходится 60% полотна, российского — 17%. Свой размер колеи в Индии и странах Южной Африки.
Что произошло
Министерство транспорта Финляндии выступило против перехода железных дорог страны с «русской» колеи шириной 1524 мм на европейский стандарт. «Сузиться» до традиционных для ЕС 1435 мм властям Суоми настоятельно порекомендовали в Еврокомиссии: это предполагает план развития Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Поправки в него внесли «в ответ на изменившуюся политическую ситуацию в мире».
- По предложению ЕК, все без исключения новые железнодорожные линии в Финляндии должны строиться по европейскому стандарту.
- Также необходимо составить план перестройки существующей сети, кроме тех участков сети, где это не оправдано экономически.
- Протяженность железнодорожной сети Финляндии — 5,9 тыс. км, из них 3,3 тыс. электрифицированы.
- Как пишет «Коммерсант», средняя себестоимость прокладки железной дороги в Европе, по данным UIC Infracost, составляет €12–45 млн за 1 км, себестоимость строительства двухпутной дороги Керева – Лахти в Финляндии составляла €6 млн за 1 км. Соответственно, стоимость проекта исчисляется десятками миллиардов евро.
Финляндия не приемлет никаких изменений в ширине колеи, и я верю, что наше мнение будет услышано в ходе дальнейшей подготовки. Совершенно очевидно, что особые обстоятельства Финляндии должны быть приняты во внимание, и наша колея должна быть сохранена. Изменение ширины колеи не является экономически выгодным.
Тимо Харакка
министр транспорта и коммуникаций Финляндии
В финском министерстве уточнили, что осенью предложат Евросовету свою версию развития железнодорожных сетей в рамках регламента TEN-T.
История вопроса
Первая железнодорожная линия в Великом Княжестве Финляндском была проложена в 1862 году, то есть во времена, когда территории современной Финляндии входили в состав Российской империи. Поэтому и дорога, соединившая столицу Хельсинки и город Хямеэнлинна, была построена по российскому стандарту — шириной 1524 мм.
- В 1870 году была проложена линия Рийхимяки – Санкт-Петербург, построенная по той же технологии.
- В итоге колея в 1524 мм стала стандартной для Финляндии и действует там до сих пор.
- При этом первые железные дороги Российской империи — Царскосельская и Варшаво-Венская — имели ширину колеи 1829 и 1435 мм соответственно. Колею в 5 футов (1524 мм) впервые использовали в ходе постройки Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
- На выборе этого стандарта настаивал американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, который был приглашен царским правительством в качестве консультанта. В Соединенных Штатах железные дороги строились самыми быстрыми темпами, поэтому к мнению Уистлера в итоге прислушались.
- В 1970-х железные дороги СССР начали «заужать» с 1524 до 1520 мм, что не потребовало замены подвижного состава. Поэтому поезда могут беспрепятственно курсировать между Россией и Финляндией. А вот составы, следующие из России в другие европейские страны, на границе вынуждены менять колесные пары.
Досье
Трансъевропейская транспортная сеть — это сеть автомобильных и железных дорог, а также воздушных и водных путей. TEN-T призвана соединить страны Европы транспортными коридорами с запада на восток и с севера на юг.
- Изначально проект Трансъевропейской транспортной сети рассматривался как механизм финансирования инфраструктуры на уровне ЕС. Со временем под TEN-T начали понимать еще и общую политику Евросоюза в сфере грузо- и пассажироперевозок.
- Восток и Запад соединят коридоры «Северное море – Балтика», «Рейн – Дунай», а также Средиземноморский коридор.
- В Севера на Юг пройдут «Скандинавия – Средиземное море» и «Рейн – Альпы».
- Также проект предусматривает диагональные коридоры: «Балтика – Адриатика», «Северное море – Средиземное море», а также Средневосточный и Атлантический коридоры.
- Каждый из этих коридоров соединяет не менее трех государств. Запустить сеть планируется к 2030 году. Ожидается, что она значительно упростит логистику и создаст предпосылки для существенного экономического роста Евросоюза за счет сокращения времени перевозок, увеличения потока пассажиров и грузооборота, а также пропускной способности транспортных сетей.
- Если проект будет успешно реализован, то новая транспортная сеть соединит 94 порта, 38 аэропортов, а также 15 тыс. км модернизированных скоростных железных дорог.
Мировая практика
Русские и европейские стандарты для укладки рельс — самые распространенные в мире. В общей сложности на них приходится 77% всех железнодорожных путей в мире.
- При этом колея шириной 1435 мм «лидирует» с большим отрывом. В таком формате проложено 60% всех железных дорог на планете. Они действуют в большинстве стран Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, а также в Китае и Австралии.
- Русская колея (1524–1520 мм) на втором месте — 17%. Помимо России, она применяется в бывших странах Советского Союза, Финляндии, Монголии и частично в Афганистане.
- На третьем месте по распространенности с 9% так называемая Капская колея шириной 3,5 фута, или 1067 мм. Фактически это самая широкая из узкоколейных железных дорог. Получила такое название после того, как была проложена в Капской колонии (ныне – ЮАР). Используется в странах Южной и Центральной Африки, в Индонезии, Японии и Новой Зеландии.
- На долю железных дорог шириной ровно один метр приходится 7% полотна. Такие дороги популярны в основном в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Индии.
- При этом существует и так называемая Индийская колея шириной 5,5 фута. Она занимает пятое место по распространенности с 6 % от общей длины всех железных дорог мира. Стандарт используется в соседних странах, а также в Аргентине и Чили.
Фото обложки: Phil Richards / Flickr