Правила игрыДетали

Вагончик тронулся: Финляндию вынуждают перейти с русской колеи на европейскую. Какие еще стандарты для железных дорог действуют в мире

Еврокомиссия предложила Финляндии изменить ширину железных дорог «в ответ на изменившуюся политическую ситуацию в мире». Широкую колею страна унаследовала от Российской империи, частью которой была до 1917 года.

Что произошло

Минтранс Финляндии выступил против перехода железных дорог с «русской» колеи в 1524 мм на европейские 1435 мм. На этом настаивает Еврокомиссия.

История вопроса

Великое Княжество Финляндское входило в состав Российской империи, поэтому железные дороги здесь построены с использованием русской колеи, которая шире почти на 9 см.

Досье

Дороги Финляндии должны войти в Трансъевропейскую транспортную сеть. Она соединит страны ЕС с запада на восток и с севера на юг.

Мировая практика

На железные дороги европейского стандарта приходится 60% полотна, российского — 17%. Свой размер колеи в Индии и странах Южной Африки.

Что произошло

Министерство транспорта Финляндии выступило против перехода железных дорог страны с «русской» колеи шириной 1524 мм на европейский стандарт. «Сузиться» до традиционных для ЕС 1435 мм властям Суоми настоятельно порекомендовали в Еврокомиссии: это предполагает план развития Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Поправки в него внесли «в ответ на изменившуюся политическую ситуацию в мире».

  • По предложению ЕК, все без исключения новые железнодорожные линии в Финляндии должны строиться по европейскому стандарту.
  • Также необходимо составить план перестройки существующей сети, кроме тех участков сети, где это не оправдано экономически.
  • Протяженность железнодорожной сети Финляндии — 5,9 тыс. км, из них 3,3 тыс. электрифицированы.
  • Как пишет «Коммерсант», средняя себестоимость прокладки железной дороги в Европе, по данным UIC Infracost, составляет €12–45 млн за 1 км, себестоимость строительства двухпутной дороги Керева – Лахти в Финляндии составляла €6 млн за 1 км. Соответственно, стоимость проекта исчисляется десятками миллиардов евро.

Финляндия не приемлет никаких изменений в ширине колеи, и я верю, что наше мнение будет услышано в ходе дальнейшей подготовки. Совершенно очевидно, что особые обстоятельства Финляндии должны быть приняты во внимание, и наша колея должна быть сохранена. Изменение ширины колеи не является экономически выгодным.

Тимо Харакка
министр транспорта и коммуникаций Финляндии

В финском министерстве уточнили, что осенью предложат Евросовету свою версию развития железнодорожных сетей в рамках регламента TEN-T.

История вопроса

Первая железнодорожная линия в Великом Княжестве Финляндском была проложена в 1862 году, то есть во времена, когда территории современной Финляндии входили в состав Российской империи. Поэтому и дорога, соединившая столицу Хельсинки и город Хямеэнлинна, была построена по российскому стандарту — шириной 1524 мм.

  • В 1870 году была проложена линия Рийхимяки – Санкт-Петербург, построенная по той же технологии.
  • В итоге колея в 1524 мм стала стандартной для Финляндии и действует там до сих пор.
  • При этом первые железные дороги Российской империи — Царскосельская и Варшаво-Венская — имели ширину колеи 1829 и 1435 мм соответственно. Колею в 5 футов (1524 мм) впервые использовали в ходе постройки Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
  • На выборе этого стандарта настаивал американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, который был приглашен царским правительством в качестве консультанта. В Соединенных Штатах железные дороги строились самыми быстрыми темпами, поэтому к мнению Уистлера в итоге прислушались.
  • В 1970-х железные дороги СССР начали «заужать» с 1524 до 1520 мм, что не потребовало замены подвижного состава. Поэтому поезда могут беспрепятственно курсировать между Россией и Финляндией. А вот составы, следующие из России в другие европейские страны, на границе вынуждены менять колесные пары.

Досье

Трансъевропейская транспортная сеть — это сеть автомобильных и железных дорог, а также воздушных и водных путей. TEN-T призвана соединить страны Европы транспортными коридорами с запада на восток и с севера на юг.

  • Изначально проект Трансъевропейской транспортной сети рассматривался как механизм финансирования инфраструктуры на уровне ЕС. Со временем под TEN-T начали понимать еще и общую политику Евросоюза в сфере грузо- и пассажироперевозок.
  • Восток и Запад соединят коридоры «Северное море – Балтика», «Рейн – Дунай», а также Средиземноморский коридор.
  • В Севера на Юг пройдут «Скандинавия – Средиземное море» и «Рейн – Альпы».
  • Также проект предусматривает диагональные коридоры: «Балтика – Адриатика», «Северное море – Средиземное море», а также Средневосточный и Атлантический коридоры.
  • Каждый из этих коридоров соединяет не менее трех государств. Запустить сеть планируется к 2030 году. Ожидается, что она значительно упростит логистику и создаст предпосылки для существенного экономического роста Евросоюза за счет сокращения времени перевозок, увеличения потока пассажиров и грузооборота, а также пропускной способности транспортных сетей.
  • Если проект будет успешно реализован, то новая транспортная сеть соединит 94 порта, 38 аэропортов, а также 15 тыс. км модернизированных скоростных железных дорог.

Мировая практика

Русские и европейские стандарты для укладки рельс — самые распространенные в мире. В общей сложности на них приходится 77% всех железнодорожных путей в мире.

  • При этом колея шириной 1435 мм «лидирует» с большим отрывом. В таком формате проложено 60% всех железных дорог на планете. Они действуют в большинстве стран Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, а также в Китае и Австралии.
  • Русская колея (1524–1520 мм) на втором месте — 17%. Помимо России, она применяется в бывших странах Советского Союза, Финляндии, Монголии и частично в Афганистане.
  • На третьем месте по распространенности с 9% так называемая Капская колея шириной 3,5 фута, или 1067 мм. Фактически это самая широкая из узкоколейных железных дорог. Получила такое название после того, как была проложена в Капской колонии (ныне – ЮАР). Используется в странах Южной и Центральной Африки, в Индонезии, Японии и Новой Зеландии.
  • На долю железных дорог шириной ровно один метр приходится 7% полотна. Такие дороги популярны в основном в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Индии.
  • При этом существует и так называемая Индийская колея шириной 5,5 фута. Она занимает пятое место по распространенности с 6 % от общей длины всех железных дорог мира. Стандарт используется в соседних странах, а также в Аргентине и Чили.

Фото обложки: Phil Richards / Flickr

Копировать ссылкуСкопировано