Новый сверхзвуковой лайнер Overture
В США успешно испытали гражданский сверхзвуковой авиалайнер. Прототип XB-1, разработанный частной компанией Boom Supersonic, во время демонстрационного полета преодолел звуковой барьер.
- Испытания прошли в аэрокосмическом центре в пустыне Мохаве. Лайнер поднялся более чем на 10 тыс. метров и достиг скорости 1,1 Маха (около 1,3 тыс. км/ч).
- Overture — первый сверхзвуковой авиалайнер, разработанный частной компанией, и первый подобный самолет, построенный в США. Он будет вмещать 55 пассажиров. Предполагается, что в эксплуатацию его смогут ввести уже в 2026 году.
- Стартап смог привлечь почти $400 млн финансирования на разработку самолета.
- Интерес к лайнерам уже проявила авиакомпания United Airlines. Они достигли предварительной договоренности о покупке 15 самолетов Overture с возможностью приобретения в будущем еще 35 машин. Среди потенциальных маршрутов рейсы из Нью-Йорка в Лондон (3,5 часа), из Ньюарка во Франкфурт-на-Майне (4 часа), из Сан-Франциско в Токио (6 часов).
- Всего компания получила 130 предварительных заказов. Интерес к разработке проявили в частности United Airlines и Japan Airlines.
История сверхзвуковых пассажирских самолетов
До сих пор лишь два пассажирских лайнера — британо-французский Concorde и советский Ту-144 — были способны набирать скорость выше скорости звука.
Ту-144
- Первый полет сверхзвукового «Туполева» состоялся 31 декабря 1968 года. Спустя полгода лайнер преодолел скорость звука, навсегда войдя в историю авиации: он набрал скорость в 2,5 тыс. км/ч на высоте 11 км.

- Весной 1971 года в Жуковском был собран первый серийный Ту-144, а спустя год началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов.
- В первый рейс с пассажирами «Туполев» отправился 1 ноября 1977 года — из Москвы в Алма-Ату. Но уже спустя год от коммерческой эксплуатации самолетов отказались из-за «прожорливости» машины и вопросов безопасности.
- Из-за большого расхода топлива Ту-144 не мог долететь ни до Хабаровска, ни до Петропавловска-Камчатского. Предельным был полет из Москвы до Алма-Аты. Кроме того, из-за роста цен на топливо его эксплуатация обходилась «Аэрофлоту» слишком дорого.
- В 1973 году один из лайнеров потерпел крушение на авиасалоне в парижском Ле-Бурже. Погибли шесть человек на борту и еще восемь на земле. Тогда специалистам так и не удалось установить причины катастрофы. Спустя 5 лет еще один «Туполев» разбился во время испытательного полета с двигателями новой серии, которые должны были позволить лайнеру выйти на необходимую дальность. Самолет отправили на доработку, но после серьезных инцидентов с еще двумя бортами проект решили закрыть.
- Тем не менее один из модифицированных самолетов Ту-144 успел в 1996–1999 годах «поработать на NASA». Агентство планировало создать новый лайнер, изучив опыт предыдущих проектов. Программу в итоге свернули из-за нерентабельности.
- Всего Ту-144 выполнили 55 коммерческих рейсов, перевезя 3284 пассажира.
Concorde
- Британо-французский сверхзвуковой самолет поднялся в воздух на 2 месяца позже советского коллеги. Коммерческая эксплуатация началась 21 января 1976 года рейсом Лондон – Бахрейн. Но основными для Concorde стали трансатлантические перелеты. Из Лондона в Нью-Йорк он доставлял пассажиров менее чем за 3,5 часа.

- Но и у европейского лайнера были те же проблемы, что у Ту-144, но его эксплуатация все же продлилась гораздо дольше — только 24 октября 2003 года он совершил последний коммерческий рейс из Нью-Йорка в Лондон. За 27 лет он успел перевезти 2,5 млн пассажиров.
- Одной из причин вывода из эксплуатации также стал вопрос безопасности. В июле 2000 года при вылете из аэропорта Шарль-де-Голль произошла катастрофа, унесшая жизни 109 человек на борту и еще четверых на земле. По иронии, Concorde разбился совсем недалеко от места, где когда-то рухнул «Туполев».
Проблемы сверхзвуковых самолетов
Несмотря на экономию времени, сверхзвуковые лайнеры пока сложно назвать идеальным вариантом для гражданской авиации.
- Из-за мощности двигателей и Ту-144, и Concorde были очень шумными, особенно на низких скоростях и во время набора высоты. Еще одна проблема — звуковой удар при преодолении барьера. Это затрудняет использование самолетов над населенными пунктами.
- Из-за высокого расхода топлива дальность полета не превышала 5–6 тыс. км. Для сравнения: Boeing 747 может пролететь без дозаправки 8,5 тыс. км.
- Полеты на сверхзвуковых самолетах обходятся дороже из-за меньшей пассажировместимости, обусловленной узким фюзеляжем, и высоких расходов на топливо. Например, Boeing 747 может перевозить втрое больше людей, чем Concorde, при том же количестве топлива.
- Большой расход топлива сопряжен с большими выбросами. По оценкам ICCT, сверхзвуковой рейс из Нью-Йорка в Лондон потреблял бы более чем в 2 раза больше топлива на пассажира, чем в дозвуковом бизнес-классе, и в 6 раз по сравнению с экономом.
Современные разработки сверхзвуковых самолетов
Во многих странах вновь ведется разработка сверхзвуковых лайнеров. Конструкторы стремятся найти решение проблем, которые помешали Ту-144 и Concorde стать действительно массовым транспортом.
- Россия и ОАЭ в 2021 году объявили о намерении создать совместное предприятие для разработки и строительства сверхзвукового пассажирского бизнес-джета. Демонстратор технологий самолета планируется разработать к 2027 году.
- В начале января 2024 года в США представили экспериментальный сверхзвуковой самолет Lockheed Martin X-59. Особенностью новинки стала способность преодолевать барьер без звукового удара. Спустя год в NASA сообщили, что успешно провели наземные испытания машины.
- В ноябре 2024 года китайская компания Space Transportation заявила об успешных летных испытаниях прототипа сверхзвукового самолета, который будет вдвое быстрее Concorde. Полноразмерный лайнер может подняться в небо уже в 2027 году.
- Американская компания Venus Aerospace разрабатывает гиперзвуковой двигатель, который позволит самолету лететь втрое быстрее Concorde. Перелет из Лондона в Нью-Йорк займет всего около часа.
Фото обложки: Zuma / TASS