Культурный кодДетали

В России вышел сборник эссе Хидео Кодзимы, где он делится своими чувствами и мыслями

Кодзима — самый популярный геймдизайнер в мире по количеству фолловеров в соцсетях. Его последняя игра, Death Stranding, заработала $27 млн.

В апреле издательство «Питер» выпустило «Хидео Кодзима. Гены гения» — русский перевод сборника эссе, заметок и коротких сочинений японского геймдизайнера Хидео Кодзимы. Сборник посвящен книгам, музыке и фильмам, которые оказали влияние на автора.

  • В основном Кодзима рассказывает не про сами произведения, которым посвящены отдельные эссе, а делиться своими собственными ощущениями от них или пересказывает связанные с ними эпизоды своей собственной биографии. Такой абзац, например, можно встретить в отрывке, который посвящен фильму «Таксист» Мартина Скорсезе:

Как же мне удалось преодолеть одиночество в юности? Избавился ли я от него? Признаюсь, я приложил для этого много усилий. Я делал оживленный вид, чтобы никто не понял, что я испытываю. По иронии судьбы это еще больше усилило мое чувство отрешенности. Именно тогда я и узнал о фильме «Таксист».

«Хидео Кодзима. Гены гения»
  • Изначально книга вышла в Японии в 2019 году под названием (в латинской транскрипции) Sousakusuru Idenshi: Boku Ga Aishita Meme Tachi, то есть «Одаренный ген: мемы, которые я любил». На русском сборник Кодзимы выходит раньше английского перевода — в США книга выйдет только осенью этого года под названием The Creative Gene, то есть «Творческий ген», а публикации в других англоязычных странах пока не объявлены.
  • Вероятно, русский вариант названия представляет собой сознательную отсылку к самому популярному мему о Хидео Кодзиме: «Кодзима — гений». По версии издания TJournal, фраза, часто встречавшаяся в русскоязычном сегменте интернета, стала популярной в 2015 году после ролика видеоблогера Гуфовского.
https://www.youtube.com/watch?v=qtManSjlsuU&feature=youtu.be

Карьера Хидео Кодзимы

Главным образом он известен как дизайнер, разработчик и идеолог серии Metal Gear Solid, а также как автор игры Death Stranding. Британское издание The Guardian отмечало, что Кодзима — «мастер сложных эмоций» и «один из самых оригинальных геймдизайнеров в истории». 

  • Кодзима устроился работать в офис японского компании-разработчика видеоигр Konami в 1986 году в возрасте 23 лет. Изначально он был ассистентом руководителя разработки, но уже через год выступил как старший дизайнер и режиссер игры Metal Gear. Изначально она была выпущена для японских бытовых компьютеров MSX2, но к рождественскому сезону 1987 года ее без участия Кодзимы портировали на Famicom / NES, самую популярную в тот момент видеоприставку в мире (в России ее аналоги известны как Dendy). За год в мире было куплено свыше двух миллионов официальных картриджей Metal Gear для Famicom / NES, и Konami позволили молодому геймдизайнеру дальше заниматься авторскими проектами.
  • Первым авторским международным проектом Кодзимы стала игра Metal Gear Solid, изданная в 1998 году. Ее сиквел Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty для платформы Sony PlayStation 2. Sons of Liberty была распродана тиражом в 7 млн экземпляров, а на агрегаторе профессиональных рецензий Metacritic ее рейтинг 96 (из 100 возможных) — самый высокий среди всех игр для PS2.
  • Дальнейшие игры Кодзимы ожидал похожий успех. Например, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, вышедшая в 2005-м, завоевала награду вебсайта IGN как игра года. В том же году Konami сформировала личный отдел разработок дизайнера Kojima Productions, а в 2011-м он занял должность исполнительного вице-президента компании. Однако через несколько лет между компанией и Кодзимой произошел конфликт. Дизайнер публично заявил, что пятая часть Metal Gear Solid, вышедшая в 2013-м, будет последней игрой в серии, а Konami в обход его решения начало проводить собеседования в команду разработчиков новой игры франшизы. 
  • В 2015 году Кодзима окончательно ушел из Konami и при поддержке Sony перезапустил Kojima Productions в качестве независимой компании. В 2019-м Kojima Productions выпустили свою первую игру — экшн с открытым миром под названием Death Stranding, одну из главных ролей в которой исполнил датский киноактер Мадс Миккельсен. Death Stranding была распродана многомиллионным тиражом (чистая выручка составила $27 млн) и получила номинацию на The Game Awards (высшая награда в области видеоигр) в категории «Лучшая игра года».
https://www.youtube.com/watch?v=tCI396HyhbQ
  • Кодзима — лидер среди представителей индустрии видеоигр по количеству фолловеров в Twitter и Instagram. К тому же Кодзима — герой многочисленных мемов. В американской энциклопедии Know Your Meme отмечается, что большинство участников гейм-сообщества считают Кодзиму троллем, поскольку он часто целенаправленно вводит геймеров в заблуждение относительно трактовок своих игр.

Пять лучших игр Хидео Кодзимы по версии агрегатора профессиональных рецензий Metacritic

5.  Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (PS3, 2008) — рейтинг 94 из 100

https://www.youtube.com/watch?v=Z8e9-1KreMU

Четвертая игра в серии Metal Gear Solid и шестая во франшизе Metal Gear в первый день продаж разошлась количеством в 3 млн экземпляров. Авторитетное американское профильное издание GameSpot присудило Guns of the Patriots награду как лучшей игре года.

4. Metal Gear Solid 3: Subsistence (PS2, 2006) — рейтинг 94 из 100

https://www.youtube.com/watch?v=HzvkXddv-2k

Metal Gear Solid 3: Subsistence — переиздание игры Metal Gear Solid 3: Snake Eater, изначально вышедшей в 2005 году. В сравнении с оригинальным Snake Eater, версия Substinence распространялась с двумя DVD-дисками бонусного контента и режимом многопользовательской игры. В ограниченное издание игры Subsistence был включен полнометражный фильм под названием Existence, смонтированный из игрового видео. Его длительность составила 3,5 часа.

3. Metal Gear Solid (PS, 1998) — рейтинг 94 из 100

https://www.youtube.com/watch?v=5SA5VVBb2bU

IGN назвали первую часть Metal Gear Solid «прародительницей всех игр в жанре стелс». Это экшн, в котором врагов, в отличие от шутеров, нужно по возможности избегать и уничтожать хитростью, а не силой. Журнал Time в 2012 году включил Metal Gear Solid в список 100 лучших видеоигр в истории.

2. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (XONE, 2015) — рейтинг 95 из 100

https://www.youtube.com/watch?v=C19ap2M7DDE

В день выхода последней части франшизы Metal Gear выручка от ее продаж составила $179 млн. Критик крупного СМИ о видеоиграх Eurogamer Рик Стэнтон назвал The Phantom Pain «игрой мечты». Стэнтон отмечал, что ей удается соблюсти баланс между реализмом и развлечением: в живом и наполненном множеством опасностей и интересных предметов мире даже пересечение моста оказывается увлекательным.

1. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2, 2001) — рейтинг 96 из 100

https://www.youtube.com/watch?v=cq6L1HV5gz4

Сюжет этой части Metal Gear Solid исследует такие феномены, как искусственный интеллект, теории заговора, правительственная цензура, мемы и фейк-ньюс. Как отмечал публицист Камерон Кунцельман в своей статье для издания Vice, вышедшей в 2017 году, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty намного опередила свое время.