Количество российских заведений общепита, доставляющих готовую еду самостоятельно или через специальные сервисы, выросло в 2020 году в крупнейших городах России на 123%. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные геосервиса 2ГИС.
В январе 2021 года количество таких заведений в городах-миллионниках составило 20 161 — это в 2,2 раза больше, чем в начале 2020 года.
- Самый большой прирост ресторанов с доставкой продемонстрировал Санкт-Петербург (+180%).
- На втором месте — Москва (+170%).
- На третьем — Новосибирск (+126%).
- В пятерку лидеров также вошли Казань (+121%) и Уфа (+112%).
Директор по развитию сервиса доставки еды Delivery Club Олег Хаустов заявил, что в 2020 году пользователи чаще всего заказывали блюда домашней кухни. Он подчеркнул, что до года пандемии популярнее были фастфуд, пицца, роллы и бургеры.
Тренд на доставку
Изменения в потребительском поведении россиян показало исследование, проведенное в декабре 2020 года платежным сервисом «ЮКаssa». Специалисты сервиса проанализировали платежи своих пользователей за январь – ноябрь 2020 и 2019 годов и пришли к выводу, что покупатели стали чаще заказывать доставку еды и продуктов.
- Так, средний чек на них в 2020 году вырос с 498 до 1681 рубля — более чем в 3 раза в сравнении с 2019 годом.
- При этом суммарный оборот сервисов доставки готовой еды за прошлый год увеличился на 22%.
По данным аналитики исследовательской компании INFOLine, в 2020 году розничные онлайн-продажи продовольственных товаров увеличились на 214% и превысили 135 млрд рублей. Научившись покупать продукты через интернет, россияне оказались не готовы возвращаться в магазины, пишет Forbes со ссылкой на аналитику INFOLine.
- Пиковые показатели онлайн-продаж были достигнуты в мае и сентябре.
- Большинство продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург с Ленинградской областью — 81,9 и 21 млрд рублей соответственно.
- По прогнозам экспертов компании, в 2025 году российский рынок онлайн-продаж продовольственных товаров превысит 1 трлн рублей.
- Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отметил, что потребители, купившие однажды продукты онлайн, продолжают активное использование таких сервисов. Он подчеркнул, что офлайн-магазины становятся для них инструментом «дополнительных закупок».
Основные игроки рынка доставки в 2020 году
Весной и летом 2020 года доставкой занялись крупнейшие российские ритейлеры и корпорации, пишет онлайн-издание Retailer. Весной лидерами на этом рынке стали «Сбермаркет» (СП Mail.ru Group и Сбербанка), три сервиса от X5 Retail Group («Пятерочка Доставка», «Перекресток. Быстро» и «Перекресток. Впрок»), «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка», Wildberries и Ozon.
В это же время ритейлеры начали размещать в магазинах и доставлять ресторанную еду.
- Так, «Перекресток» добавил в ассортимент готовую еду из кафе «Андерсон».
- «Дикси» — из «Шоколадницы». Для доставки сервисы интегрировались с агрегаторами такси и велошерингами.
- Фуд-деливери занялась АФК «Система», запустившая в пандемию сервис доставки Cosmos Eda. Через него можно заказать еду из ресторанов отелей, входящих в гостиничное подразделение Cosmos Group.
- В апреле 2020 года доставку самолетного бортового питания запустили «Уральские авиалинии».
- В мае Ozon начал тестировать доставку пиццы Papa John’s через маркетплейс.
Кто еще преуспел за время пандемии
- По данным исследования «ЮKassa», у интернет-магазинов с непродовольственными физическими товарами средний чек также вырос — до 1833 рублей (почти на 110%).
- Продажи увеличились и у онлайн-площадок с образовательными курсами, тренингами и мастер-классами — на 27% по сравнению с 2019 годом.
- В 2020 году в России люди в 2,8 раза чаще стали платить за онлайн-фильмы, музыку и другой цифровой контент. При этом траты на него просели, а средний чек снизился до 536 рублей (-28%).
- Увеличилось и число транзакций через интернет-банкинг (+22%), банковские карты (+17%) и электронные кошельки (+4%).