Количество увольнений за публикации в социальных сетях в России увеличилось в два раза. К таким результатам пришли специалисты сервиса по поиску работы SuperJob после изучения ситуации на рынке занятости.
- Эксперты опросили сотрудников 1 тысячи компаний и 1,6 тысячи жителей России, которые являются экономически активными. Исследование проходило в разных регионах страны.
- Согласно результатам опроса, в 2011 году 5% респондентов ответили, что в их компаниях сотрудников увольняли за публикации в социальных сетях. В 2020 году аналогичный показатель вырос до 10%.
- В опросе 2011 года эксперты также отметили, что увольнения из-за постов в соцсетях в том числе связаны с тем, что мониторинг аккаунтов позволяет выявить ложь сотрудников, например, о болезни или причине отгула.
Другие результаты опроса
- Увеличилось количество случаев с отсеиванием кандидатов на какие-либо позиции в компаниях на основе анализа личных социальных сетей. Аналитики установили, что отказы кандидату в трудоустройстве из-за публикаций в социальных сетях были в каждой четвертой компании.
- В 2011 году 58% компаний не ознакамливались с профилями кандидатов в социальных сетях, в 2020 году - 44%.
- Число сотрудников, которые более осмотрительно ведут социальные сети, с учетом того, что в будущем их могут просмотреть работодатели, выросло до 46%. В 2011 году аналогичный показатель составил 37%.
- Количество женщин, которые предполагают, что их страницы в Сети могут просматривать работодатели, составило 50%. У мужчин этот показатель достиг 42%.
Почему увольняются сотрудники
В августе 2020 года сервис по подбору персонала «Работа.ру» опросил 3,5 тыс. россиян, чтобы выяснить, по какой причине они могут уволиться с работы.
- Наиболее распространенной причиной стал неудовлетворительный размер заработной платы. Так ответили 31% респондентов.
- 15% опрошенных утверждают, что причиной ухода с работы может стать профессиональное выгорание и стресс.
- Из-за отсутствия карьерного роста увольняются 13% работников.
- 10% участников опроса отметили желание работать ближе к дому.
- 7% - желание уделять больше времени своей семье.
- Конфликты на работе и потребность в переезде стали возможными причинами желания уволиться для 4% респондентов.
Личные аккаунты и корпоративная этика
Активность сотрудников в социальных сетях компании все чаще рассматривают как часть корпоративной этики, поскольку мнение в личном аккаунте может нанести урон репутации компании. Работодатели нередко следят за тем, как ведут свои аккаунты сотрудники.
- В некоторых компаниях поведение сотрудников в социальных медиа регулируется внутренним кодексом, как, например, в Великобритании в BBC.
- В кодексе корпоративной этики российского «Сбера» говорится о неразглашении конфиденциальной информации, в том числе через соцсети. Кодекс запрещает сотрудникам «обсуждать без согласия на публичных интернет-ресурсах информацию, связанную с деятельностью» организации.
- В кодексе делового поведения и этики российской компании МТС сказано, что ее работники должны «соблюдать определенные правила при размещении информации о компании в Интернете и при общении в социальных сетях».
- В корпорации Intel действуют Правила использования социальных медиа. Есть идентификация сотрудников в соцсетях (#ЯСОТРУДНИКINTEL), а персоналу рекомендуют писать в личных аккаунтах, что его владелец выражает исключительно свое мнение.
Уголовные дела «за репосты»
Представители РосКомСвободы совместно с «Комитетом гражданских инициатив» в 2019 году запустили проект по мониторингу преследования россиян за публикации в интернете. Авторы проекта собирают данные о наказаниях «за постинг и репостинг» в Сети и юридически помогают тем, кого преследуют за публикации мнения.
- Агрегатор считает количество наказаний по «экстремистской направленности» и разным другим темам, на которые запрещено высказываться в интернете.
- Данные представлены с 2015 года. С того момента наибольшее количество уголовных дел было заведено в 2018 году - 226.
- В 2019 году заводить уголовные дела за публикации в интернете стали значительно реже - 121.
- В 2020 году агрегатор насчитал пять уголовных дел.
Мировой опыт судебной практики
В целом контроль за поведениям пользователей в социальных сетях находится в ведении правоохранителей. Наказания за высказывания в Интернете могут быть серьезными и отличаться в разных странах - от штрафов до тюремных заключений на десятки лет.
- Франция. По статья 282 УК за унижение достоинства человека по факту принадлежности его к определенной социальной группе, религии или расе можно либо заплатить штраф, либо получить общественные работы. За «провоцирование вооруженного сборища» во Франции можно попасть в тюрьму сроком до года.
- Великобритания. За высказывания, которые способны разжечь расовую ненависть, граждане страны могут получить до 7 лет лишения свободы.
- Швейцария. В феврале 2018 года житель страны заплатил 2 тысячи франков, а также получил полгода лишения свободы условно за пропаганду деятельности террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сети.
- Вьетнам. Пропаганда против государства в социальной сети может обойтись в 10 лет лишения свободы. В 2017 году два блогера получили семь и 10 лет за свои публикации. Один из них сделал пост с фотографиями токсичных отходов, сброшенных тайваньскими заводами на территорию страны.
- Таиланд. В УК страны существует статья за оскорбление королевского величия, в том числе в Сети. В 2017 году житель Таиланда получил 35 лет тюрьмы за публикации в Facebook, в которых нашли оскорбления королевской семьи.