Бриф
Что произошло: российские власти начали обсуждать развитие отечественной системы бронирования отелей, аналогичной зарубежному сервису Booking.com.
Детали: сервис будет поддерживать обратные звонки и чат-бота, работающего на базе искусственного интеллекта.
Контекст: создание системы национального бронирования отелей предусмотрено стратегией развития туризма до 2035 года. Проект обсуждают на фоне растущего недовольства игроков рынка сервисом Booking.com.
Но при этом: эксперты считают, что новый сервис будет сложно реализовать, поскольку для этого необходимо унифицировать гостиничную систему в России.
Что произошло
Российские власти начали обсуждать развитие национальной системы бронирования отелей для туристов по аналогии с западным сервисом Booking. Реализовать ее планируют к концу 2024 года, пишет «Коммерсант».
Детали
- Национальная система бронирования отелей будет представлять собой ИТ-платформу, которая позволит управлять размещением в российских гостиницах.
- Для этого в нее нужно интегрировать систему учета номерного фонда отелей.
- Как пишет РБК, сервис будет поддерживать обратные звонки, выгодную
SIP-телефонию , а также чат-бота для клиентов, работающего на базе искусственного интеллекта.
Контекст
Создание национальной системы бронирования отелей предусмотрено стратегией развития туризма, которая утверждена осенью 2019 года. Ее намерены реализовать до 2035 года. Реализация этой стратегии, как ожидается, приведет к увеличению оборота рынка туризма с 3,2 трлн до 16,3 трлн рублей.
Планы по созданию отечественного аналога Booking обсуждают с 2014 года. В 2018 году Министерство культуры поручило Ростуризму рассмотреть возможность запрета деятельности Booking.com на территории страны из-за недовольства игроков рынка.
- Российские туроператоры жалуются на Booking из-за недобросовестной конкуренции и навязывания невыгодных условий договора, в соответствии с которыми владельцы гостиниц должны соблюдать паритет цен на услуги (то есть гостиницы и отели сейчас не могут устанавливать цену на свои услуги в других сервисах ниже, чем на сайте Booking.com).
- В июне 2020 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» предложила запретить Booking требовать паритета цен на номера в гостиницах.
- В декабре 2021 года Booking.com был признан виновным в нарушении антимонопольного законодательства в России. Дело в отношении сервиса было возбуждено на основании обращения «Опоры России».
Как пишет «Коммерсант», создание собственного сервиса бронирования актуализировалось на фоне переноса на российские серверы систем бронирования авиабилетов. С октября 2022 года правительство обязало авиаперевозчиков хранить все серверы и базы данных, используемые для организации внутренних перелетов, в России.
Но при этом
В успешности российского аналога Booking сомневаются эксперты. По их словам, унифицировать систему тысяч гостиниц в России будет сложно.
- По мнению специалистов, на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос регулирования деятельности сервисов бронирования, а создание отечественной системы не решит этот вопрос: Booking сейчас занимает 80% рынка. У отелей не будет стимула переходить на новую платформу.
- Кроме того, у государственного оператора не будет достаточной мотивации конкурировать с крупными международными игроками, поэтому проект должен быть коммерческим.
- При этом, отмечают эксперты, ни одна российская система бронирования не может получить большую долю рынка, потому что не располагает достаточными бюджетами на рекламное продвижение на сторонних площадках.