КапиталДетали

В России намерены запустить первый онлайн-дискаунтер. Эксперты считают, что проект долгое время будет убыточным

Планируется, что в сентябре сервис заработает в Одинцово. Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов в российском ритейле.

Что произошло

Основатель сети киосков еды DC Daily Илья Филимонов объявил о планах запустить онлайн-дискаунтер.

Детали

Доставлять продукты будут с помощью фургонов. Они будут останавливаться в радиусе 1 км от клиентов. 

Контекст

Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов в российском ритейле. С сентября 2017-го по сентябрь 2020-го их число выросло на 24,7%.

Тенденции

Доля дискаунтеров и магазинов в шаговой доступности к 2025 году может составить около 50% сетевого продовольственного ритейла.

История вопроса:

Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х.

Что произошло

  • Основатель сети киосков еды DC Daily Илья Филимонов планирует запустить онлайн-дискаунтер «Dоброdел». В июне 2021-го принадлежащая ему фирма подала заявку на регистрацию товарного знака.
  • Планируется, что в сентябре сервис заработает в Одинцово, затем — в остальном Подмосковье, а также в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. За год предприниматель намерен выйти на оборот 200 млн рублей в месяц.

Детали

  • Товары можно будет заказать через мобильное приложение, а получить — в специальном фургоне в определенное время. Они будут останавливаться в радиусе 1 км от клиентов несколько раз в неделю.
  • Планируется, что фургоны смогут выдавать до 200 заказов в утреннем и вечернем интервалах.
  • По словам Филимонова, цены на продукцию будут ниже на 30%, чем в сетевых магазинах, за счет отказа от аренды торговых площадей, небольшой потребности в персонале и прямых закупок. 
  • В ассортимент войдут 400-500 наименований, в том числе продукты питания, бытовая химия, детские товары, а также средства гигиены.
  • Эксперты считают, что только за счет оптимизации логистики не получится снизить цену на 30% относительно средних розничных. Кроме того, проекту предрекают долгий выход на точку безубыточности, это станет возможным только при большом числе заказов.

Контекст

  • Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов в российском ритейле. По оценкам Infoline, к 2025 году доля сегмента в продуктовой рознице в деньгах увеличится с 2,7% до 4,5%.
  • Во второй половине 2020 года ритейлеры начали активно сотрудничать со службами доставки. Кроме того, на фоне снижения доходов потребителей выросло число дискаунтеров.
  • Согласно исследованию 2ГИС, с сентября 2017 года по сентябрь 2020 года число дискаунтеров в России выросло на 24,7% — до 139,6 тыс. объектов. Большая их часть — магазины «у дома» (64%), чуть меньше супермаркетов и гипермаркетов — 34% и 2% соответственно.
  • На данный момент по количеству магазинов крупнейшие сети дискаунтеров в России — федеральные ритейлеры «Монетка», «Верный», «Светофор» и региональная сеть «Хлеб-Соль».
  • При этом дискаунтеры в основном не развивают собственную доставку, зачастую предлагая самовывоз или услуги сторонних сервисов. 

Тенденции

  • Аналитики M. A. Research прогнозируют, что доля дискаунтеров и магазинов в шаговой доступности к 2025 году может составить около 50% сетевого продовольственного ритейла. На потребителя повлияла пандемия — доходы снизились, покупок стало меньше, а большую часть товаров можно заказать онлайн.
  • В 2021 году доля потребителей, которые предпочитают покупать недорогие бренды, и тех, кто покупает товары только со скидками, вырастет до 38% и 26% соответственно, говорится в исследовании «Ромир». Для сравнения: в 2014 году эти показатели были на уровне 23% и 3%, в 2019 году — 33% и 17% соответственно.

История вопроса

  • Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов, в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции.
  • В 1990-х в мире начали набирать обороты торговые сети с брендами Aldi и Lidl. Сейчас это крупнейшие дисконтные розничные сети, управляющие более чем 12 тыс. магазинами.
  • Бизнес-модель дискаунтеров — снижение цены на товары за счет минимального количества работающего персонала, упрощенного интерьера торгового зала и выкладки товаров (часто он выставляется прямо в коробках).

Фото обложки: Александр Щербак / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано