Правила игрыДетали

В России хотят увеличить срок службы электроники до 10 лет. Представители рынка не видят в этом необходимости

Власти планируют обязать производителей делать запасные детали на протяжении всего срока гарантии.

Продавцы отмечают, что потребители обычно приобретают технику тогда, когда хотят купить более новую модель. 

Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила Министерству промышленности и торговли и Министерству экономического развития проработать внедрение европейских технических регламентов для российских производителей электроники. Меру обсуждают, чтобы  продлить сроки использования смартфонов и бытовой техники до 10 лет. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Марту Галичеву.

В чем суть 

Изначально с таким предложением выступил глава Минприроды Александр Козлов. 24 апреля 2021 года он направил соответствующее письмо Виктории Абрамченко. 

  • В нем Козлов рассказывает о технических регламентах новых экодизайнов электроники в ЕС. Их приняли в октябре 2019 года, в силу они вступили в марте 2021-го. 
  • В частности, эти регламенты обязывают производителей электроники предоставлять покупателю право на ее ремонт в рамках гарантийного срока. На протяжении 10 лет они должны поставлять комплектующие не только в сервисные центры, но и в независимые мастерские. 

Александр Козлов предложил распространить действие еврорегламентов на Россию. По его мнению, производители электроники должны снабжать технику инструкциями по ремонту, а также предоставлять достаточное количество комплектующих для замены неисправных деталей на протяжении 7 – 10 лет в рамках гарантии. 

Какие проблемы призвана решить эта мера

Продление срока службы техники до 10 лет призвано сократить количество электронного мусора. По словам Козлова, это — часть стратегии развития России до 2030 года. Согласно поручению президента Владимира Путина, к этому времени в стране 100% отходов должно сортироваться, а не более 50% — отправляться на полигоны.

Вместе с тем в Европе обязательные нормативы способствуют не только защите окружающей среды, но и решению другой проблемы: производители техники, выпуская новую продукцию, иногда перестают делать для нее запасные детали. Таким образом, они подталкивают людей отказываться от электроники, которая ломается и не подлежит ремонту, и чаще покупать новые приборы. 

Что думают об этом продавцы техники 

Представители рынка считают, что мера будет неэффективной, поскольку потребители часто приобретают новую технику, в частности смартфоны, в связи с тем, что модели морально устаревают, а не потому, что они ломаются. Например, по этой причине россияне в среднем меняют ноутбуки раз в пять лет.  

Игроки рынка отмечают, что сейчас в России срок службы крупной бытовой техники и так составляет 8-9 лет, а согласно закону «О защите прав потребителя», запчасти для ее ремонта изготовитель должен иметь в наличии в течение всего срока службы. Также они не исключили повышения стоимости техники при увеличении сроков гарантии на нее. 

Right-to-Repair

Движение Right-to-Repair («право на ремонт»‎) в последнее время набирает обороты и в США. Активисты считают, что гарантий на технику недостаточно, поскольку у ее владельца нет возможности самостоятельно купить новую деталь и установить ее в домашних условиях. По мнению сторонников движения, производители должны позволить продавать комплектующие на свободном рынке. 

В США хотят ввести закон о праве на ремонт. Благодаря ему американские потребители смогут ремонтировать свои устройства без обращения в официальные сервисные центры. Если его примут, то производители должны будут снабжать поставщиков оригинальными деталями для ремонта. 

  • Технологические компании, в частности Apple, Google и Microsoft, обратились к членам законодательного собрания с просьбой пересмотреть закон.
  • Свою позицию Apple аргументирует тем, что ремонт устройств компании не в официальном сервисном центре может стать причиной их повреждений. 
Копировать ссылкуСкопировано