Что произошло
Премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина открыла в Дакке первую линию метро в стране.
Контекст
Дакка — один из самых густонаселенных городов в мире. На пробки жители города суммарно «тратят» 3,2 млн рабочих часов каждый день.
Почему это важно
Проект важен для правительства Хасины в преддверии выборов 2024 года. На протяжении всего 2022-го жители Бангладеш выходили на антиправительственные митинги. В стране — энергетический кризис и высокая инфляция.
Мировая практика
По данным на начало 2020 года, метро работало в 59 странах мира. Самые «молодые» метро в мире на данный момент находятся в Казахстане, Алжире, Пакистане и Австралии.
Что произошло
В Дакке, столице Бангладеш, запустили метро. Первую линию официально открыла премьер-министр страны Шейх Хасина.
- Линия соединила север Дакки с центром, где находятся государственные учреждения и больницы.
- В будущем планируется провести метро и на юг города, к финансовому району Мотиджхил.
- Первый поезд отправился в 13:53 по местному времени (10:53 мск) со станции Уттара. Первыми пассажирами стали Шейх Хасина, министр дорожного транспорта и мостов Обаидул Кадер и еще около 200 человек.
- Для строительства этой линии Бангладеш выделила в 2012 году 219,9 млрд така ($2,1 млрд). Позже к финансированию проекта присоединилось Японское агентство международного сотрудничества, выделив 166 млрд така ($1,5 млрд).
- Япония сотрудничает с Бангладеш по строительству еще двух линий. Предполагается, что после их запуска метро в Дакке будет пользоваться около 2 млн пассажиров в день.
- Планируется, что к 2030 году в Дакке будет работать шесть линий метрополитена.
Контекст
Дакка — один из самых густонаселенных городов в мире. По данным Bloomberg, в городе площадью 305 кв. км проживает 10,3 млн человек.
- На пробки в Дакке жители суммарно «тратят» 3,2 млн рабочих часов каждый день, ежегодно заторы на дорогах обходятся экономике Бангладеш в миллиарды долларов.
- За последние годы скорость перемещения людей в Дакке упала до 7 км/ч. Согласно отчету Всемирного банка, подготовленного до открытия метро в городе, она продолжит падать и вскоре достигнет 4 км/ч — это медленнее, чем средняя скорость ходьбы.
- Открытие метро в Дакке Всемирный банк назвал чрезвычайно важным событием. Его эксперты привели в пример Дели, где первый участок метро открылся в 2002 году. Во Всемирном банке отметили, что после этого не только изменился основной способ передвижения большинства жителей города, но и вырос уровень безопасности, что особенно важно для женщин.
- В то же время надеяться, что Дакка полностью избавится от пробок — не стоит, добавили в организации.
- Бангладеш стала третьей страной Южной Азии после Индии и Пакистана, где появилось метро.
Почему это важно
- Открытие метро в Дакке важно для правительства Хасины в преддверии выборов 2024 года.
- Как отмечает Bloomberg, премьер пытается компенсировать проблемы в стране реализацией крупных проектов. В июне 2022 года она открыла самый длинный речной мост в стране, протяженностью более 6 км, через реку Падма. Он сократил на 100 км путь из Дакки ко второму по величине порту в стране Монгла, а число людей, которым стало удобнее перемещаться после его запуска, оценивают в 80 млн.
- Тем не менее жителей, недовольных политикой властей, становится все больше: валютные резервы страны уменьшаются, а инфляция ускоряется. В 2022 году она почти достигла 9%.
- Ситуацию усугубляет энергетический кризис, который, как пишет «Коммерсант», стал самым серьезным вызовом правительству Хасины, которая с перерывом правит страной около четверти века.
- Летом власти объявили о повышении цен на бензин на 52% — это самый резкий скачок с момента обретения Бангладеш независимости в 1971 году. В результате в стране несколько месяцев не прекращались антиправительственные протесты.
- Экономика Бангладеш, в которой преобладают энергоемкие отрасли (производство стали, цемента, пластмасс, а также текстильная и кожевенная промышленность), сильно пострадала из-за потрясений на мировых энергетических рынках, вызванных санкциями против России. В связи с этим Хасина обрушилась с критикой на Запад, в первую очередь на США.
Ваши санкции направлены на то, чтобы оказать давление на Россию. Но в какой степени они чувствуют это давление? Все страны независимо от их статуса — развитые, развивающиеся и с низким уровнем дохода — страдают.
Шейх Хасина
премьер-министр Бангладеш
- 10 декабря 2022 года тысячи жителей Дакки в очередной раз вышли на митинг против политики Хасины, требуя ее отставки.
Мировая практика
По данным на начало 2020 года, метро работало в 59 странах мира, теперь это число выросло. Несколько государств планируют в ближайшие годы построить первые линии этого вида транспорта, в частности Оман, Таджикистан и Саудовская Аравия. Самые «молодые» метро в мире на данный момент находятся в Казахстане, Алжире, Пакистане и Австралии.
Казахстан. Первое метро в стране было запущено в 2011 году в городе Алматы (на первом этапе открыли семь станций). На строительство ушло 23 года. До сих пор это единственный город Казахстана, где работает метро. Первым его пассажиром стал Нурсултан Назарбаев. На сегодняшний день для жителей открыто девять станций.
Пакистан. Первые станции метро начали работать в 2020 году в Лахоре. Строительство велось при поддержке китайских компаний. Линия состоит из 26 станций, в метро ежедневно ездят около 120 тыс. человек.
Алжир в 2011 году стал второй страной Африки, где построили метро, — после Египта. Процесс растянулся на несколько десятилетий. Впервые о необходимости реализовать масштабный проект всерьез заговорили в 1970-е годы, но строительство неоднократно приостанавливалось и откладывалось из-за проблем с финансированием. В 2011 году открылись первые 11 станций.
Австралия. Первые станции метро открылись в Сиднее в 2019 году. На маршруты сразу выпустили беспилотные поезда. Строительство 36-километровой ветки началось в октябре 2016 года.