Что произошло
Итогами акселератора креативных индустрий Created in Moscow стали рост продаж, новые клиенты и переговоры об инвестициях.
Контекст
Правительство Москвы систематически поддерживает креативные отрасли. В 2020 году было создано Агентство креативных индустрий.
В цифрах
Общая занятость в креативных профессиях в Москве составляет 1,1 млн человек — это около 13% всех занятых в столице.
Тенденции
В Москве бизнес может найти поддержку и развиваться в нескольких сферах.
Что произошло
- В Москве подвели итоги
акселератора Created in Moscow («Создано в Москве»), он проходил летом и осенью 2021 года. Его главное отличие от других акселераторов — фокус на малое предпринимательство икреаторов как основателей стартапов. - Одна из целей акселератора — помочь участникам найти новые деловые контакты. В рамках Created in Moscow прошло порядка 50 встреч
B2B . Участники также пообщались с международными и российскими спикерами и менторами. - Главной целью стало ускорение роста продаж. Для этого участники работали с бизнес-метриками: величиной среднего чека, частотой приобретения продукта и целевой аудиторией.
Трекеры помогали участникам проработать свои продукты.
Итогами продуктивной работы стали результаты участников — рост продаж, переговоры об инвестициях, новые клиенты, различные проекты.
- Например, производитель корпоративного мерча полного цикла TeamMerch в 2 раза увеличил оборот и подписал контракты с пятью новыми клиентами.
- Владелец дизайнерской женской одежды премиум-сегмента BLANC заключил партнерское соглашение с универмагом «Цветной» (куда сложно попасть, очередь на размещение составляет несколько сотен брендов).
- Производитель кастомизированных чехлов и пленок с дизайнерскими рисунками для смартфонов RootGear запустил продажи в популярных торговых сетях.
- Студия книги и книжной иллюстрации «Мастерские Морса» за 2,5 месяца на 20% увеличили продажи.
- Мультимедийная площадка Artnovi Space также увеличила продажи на 30% и договорилась о стратегическом сотрудничестве с Яндексом.
- Результатом работы других участников стали коллаборации и мероприятия, выставки и новые проекты.
Контекст
- К креативным индустриям обычно относят такие направления, как арт-индустрия, фотография, реклама, ювелирное дело, исполнительское искусство, полиграфия и издательская деятельность, кино, теле- и радиовещание, музейное и библиотечное дело и другие.
- Как рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, в столице сформировались три крупных кластера креативных индустрий: информационный кластер (разработчики программного продукта, видеоигр, издательская деятельность и реклама), медиакластер (музыка, исполнительское искусство, кино, анимация, теле- и радиовещание, арт- и фотоиндустрия), а также дизайн-кластер (мода, дизайн, архитектура и ювелирное дело).
- Кроме того, есть территориальная особенность — представители креативной индустрии предпочитают офисные кварталы, часто созданные на базе бывших промышленных предприятий. В столице уже 12 крупных креативных площадок, например Трехгорная мануфактура, Москва-Сити, «Винзавод» и Atrplay.
Власти столицы постоянно работают над созданием новых возможностей для развития дизайна, искусства и кино.
- В августе 2021 года Москве заработал центр управления бизнесом, в котором консультируют представителей творческих профессий. Он разместился на территории центра современного искусства «Винзавод».
- В 2020 году в Москве для поддержки и развития творческих отраслей бизнеса было создано Агентство креативных индустрий. Оно помогает с развитием и образованием, грантами и финансовой поддержкой, а также с продвижением на российском и международном уровне.
В цифрах
По оценкам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в Москве действуют 113 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере креативной индустрии. Их общая выручка превышает 3 трлн рублей.
- Креативные индустрии создают 6,3% валового регионального продукта Москвы.
- Столичные предприятия — это 54% от общего объема креативной индустрии России.
- Общая занятость в креативных профессиях составляет 1,1 млн человек — это около 13% всех занятых в столице.
Летом 2021 года Москва вышла в финал конкурса на звание мировой столицы дизайна, войдя в шорт-лист международного конкурса «Мировая столица дизайна — 2024». Вторым финалистом стала совместная межнациональная заявка городов Сан-Диего (США) и Тихуана (Мексика). Победителя должны объявить в октябре 2021 года.
Тенденции
Образовательные программы и акселераторы для других отраслей экономики активно развиваются на площадке ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) под эгидой столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития.
- Программа обучения «Онлайн-акселератор» на портале МБМ — образовательный проект, который бесплатно учит создавать с нуля стартап, а после — привлекать инвестиции. «Стартап-школа МБМ» — это интенсивный курс для тех, кто хочет развить свой стартап-проект. «Онлайн-академия МБМ» поможет владельцам бизнеса узнать, как увеличить продажи, разработать маркетинговую стратегию и создать узнаваемый бренд.
- «Бизнес-уик-энд» — городской образовательный проект по основам ведения бизнеса. Это онлайн-мероприятия различного формата: дискуссии, конференции, лекции, открытые уроки, а также образовательные программы, которые учат основам предпринимательства, помогают запустить первый коммерческий проект, а также развить и масштабировать уже существующий бизнес.
- «Московский акселератор» для технологических компаний помогает участникам масштабировать бизнес, найти новых клиентов, найти путь на международный рынок, познакомиться с предпринимателями, инвесторами и потенциальными партнерами, а также получить ресурсы и поддержку от города и ведущих корпораций.
- Акселераторы по экспорту и внешнеэкономической деятельности помогают начать экспортировать, расширить рынки сбыта и адаптировать свою продукцию под зарубежный спрос. Это акселераторы с бизнес-школой «Сколково», Фондом развития интернет-инициатив и другие.