МоскваДетали

В Москве открыли новую верфь. Какие суда там будут строить и когда они пойдут по Золотому кольцу

Новую Московскую верфь возвели меньше чем за 2 года в районе, исторически связанном с судостроением, — в Нагатинском Затоне. Там организуют производство полного цикла: от резки и обработки металла до спуска готовых судов на воду. Это будут в том числе современные прогулочные электросуда и круизные теплоходы.

Что такое Московская судостроительная верфь и где она находится

В Нагатинском Затоне открыли Московскую верфь. В церемонии закладки килей приняли участие мэр столицы Сергей Собянин, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев, а также первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Он назвал новую верфь «самой крупной и самой современной в Европе». Предполагается, что предприятие будет ежегодно выпускать около 40 судов — как для регулярных речных маршрутов, так и для круизов. 

Московская судостроительная верфь
Московская судостроительная верфь
Фото: Департамент транспорта Москвы

Строительство новой верфи мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал в 2023 году. Ее возвели в рекордные сроки — всего за 22 месяца. За это время с территории Мелового мыса вывезли 35 тыс. кубометров строительного мусора. Там отстроили кластер площадью 23 тыс. кв. метров с солнечными батареями на крыше, укрепили берега и оборудовали удобный подход для судов. На предприятии создано более 500 новых рабочих мест

Церемония открытия Московской судостроительной верфи
Церемония открытия Московской судостроительной верфи
Фото: Мэр Москвы Сергей Собянин / Telegram

На Московской верфи организуют производство полного цикла: от резки и обработки металла до сборки и испытаний готовых судов на воде. В кластере также есть площадка для технического обслуживания флота, которая каждый год сможет обеспечивать ремонт порядка ста судов. Более 70% используемого оборудования — российского производства. 

Что будут строить на Московской верфи 

Производственные мощности Московской верфи рассчитаны на единовременную сборку до семи типов судов разного класса и размера. На постройку одного будет уходить от 270 дней. 

Московская судостроительная верфь
Московская судостроительная верфь
Фото: Департамент транспорта Москвы

Суда на новой верфи планируют собирать для Москвы и других заказчиков, в том числе для регионов России. Это будут беспилотные катера для обеспечения безопасности акватории, прогулочные электросуда и круизные теплоходы. Только по заказу Москвы в ближайшие годы планируется построить более 40 новых пассажирских электросудов «Москва 2.0» — для регулярных речных перевозок внутри столицы. А до 2035-го на верфи намерены собрать порядка 60 экологичных судов «Москва 3.0». Согласно проекту, их длина составит около 35 метров, скорость — 18 км/ч, вместимость — до 200 человек. Они пополнят прогулочный флот города, появятся новые маршруты в Подмосковье. 

Московская судостроительная верфь
Московская судостроительная верфь
Фото: Департамент транспорта Москвы

В целом после запуска верфи столичные власти планируют полностью обновить прогулочный и экскурсионный флот города, чтобы повысить комфорт поездок и развивать индустрию туризма.

Развитие речного транспорта в Москве

Сегодня на Москве-реке действуют три регулярных маршрута: «Киевский – парк «Фили», «ЗИЛ – Печатники» и «Новоспасский – ЗИЛ». Их общая протяженность составляет около 29 км. Жители города активно используют речной электротранспорт: за время его работы совершено более 2,9 млн поездок

Флот постепенно пополняется: в 2024-м в его составе было 21 электросудно, а в 2025-м — уже 31. Ожидается, что к 2030 году на Москве-реке будут работать уже семь маршрутов регулярного речного электротранспорта: почти вся акватория будет покрыта пассажирским движением. 

Интересные факты про Московскую верфь

  • Современное предприятие запустили в районе, исторически связанном с судостроением. Дело в том, что в Нагатинском Затоне с 1930-х годов работал Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ). В советское время и в 1990-е он выпускал речные и пассажирские суда разных классов — например, теплоходы «Москва» и «Нева», которые до сих пор используются в речных перевозках в России. В 2014-м завод расформировали и закрыли
  • Архитектурное решение Московской верфи связано с историей российского кораблестроения. Традиционно для возведения судов использовали древесину, поэтому здание в Нагатинском Затоне обшили деревянными панелями. 
Московская судостроительная верфь
Московская судостроительная верфь
Фото: Департамент транспорта Москвы
  • По плану в 2027 году на верфи будет заложено самое современное круизное гибридное судно — «Московское золотое кольцо» длиной до 130 метров. Оно выйдет на популярный туристический речной маршрут, соединяющий города Золотого кольца — Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Рязань, Плес и другие. В 2025-м этим маршрутом воспользовались 210 тыс. пассажиров (+5% год к году). Сейчас на этом направлении работают около 50 круизных судов, их средний возраст — почти 50 лет. Обновление флота, по прогнозам, позволит за 25 лет увеличить пассажиропоток в 2,5 раза. 

Главное о новой Московской верфи

Где находится Московская судостроительная верфь?

В Нагатинском Затоне на территории Мелового мыса. Этот район исторически связан с судостроением: с 1930-х до 2014 года там работал Московский судостроительный и судоремонтный завод. 

Какие судна будут строить на Московской верфи?

Это будут беспилотные катера для обеспечения безопасности акватории, прогулочные электросуда и круизные теплоходы. 

Какая мощность у Московской верфи?

Производственная мощность — около 40 судов в год. Верфь рассчитана на единовременную сборку до семи типов судов разного класса и размера. 

Для кого на Московской верфи будут строить суда?

Суда на новой верфи планируют собирать для Москвы (столичные власти планируют полностью обновить прогулочный и экскурсионный флот города) и других заказчиков, в том числе для регионов России. 

Фото обложки: Департамент транспорта Москвы

Копировать ссылкуСкопировано