Из 228 анонсированных мировых водородных проектов 126 будут реализованы в Европе. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на совместный отраслевой отчет бизнес-группы Hydrogen Council и консалтинговой компании McKinsey.
- Большинство проектов запустят до 2030 года. Они будут сосредоточены на использовании возобновляемого водорода или водорода на основе ископаемого топлива с фильтрацией выбросов.
- В частности, к 2030 году в Евросоюзе планируют установить 40 ГВт электролизеров — оборудования для безотходного производства водорода с использованием воды или возобновляемых источников энергии. В настоящее время в ЕС имеется менее 0,1 ГВт таких установок.
По мнению исполнительного директора Hydrogen Council Дэрила Уилсона, лидерство ЕС по числу водородных энергетических проектов обусловлено ранними инвестициями в поставки экологичного топлива и такими энергоемкими проектами на основе водорода, как поезда нового поколения в Германии.
В отчете подчеркивается, что реализация запланированных мировых проектов позволит привлечь $300 млрд инвестиций. Это составит 1,4% от их общего объема в энергетическом секторе, а на Европу придется порядка 45% от всей суммы.
Европейский «Зеленый курс»
Водород является для ЕС ключевым элементом в деле сокращения выбросов парниковых газов к 2050 году. Важность этой задачи обусловлена экостратегией «Зеленый курс».
- В 2019 году стратегию презентовала Еврокомиссия. Глобальная цель программы — сделать Европу к 2050 году «первым климатически нейтральным континентом», замедлив темпы глобального потепления и минимизировав его последствия.
- По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, «Зеленый курс» также предполагает сокращение вредных выбросов в атмосферу, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни европейцев.
- В рамках программы Евросоюз намерен инвестировать в возобновляемые источники энергии и расширять торговлю квотами на выбросы парниковых газов, стимулируя при этом развитие экономики замкнутого цикла.
Мировой рынок водорода
По последним данным транснациональной нефтегазовой компании BP (отчет подготовлен в июне 2020-го), в 2019 году водород составлял 6,4% от всего топлива, использующегося в мировой энергетике. В том же году потребление гидроэлектроэнергии выросло всего на 0,8%, что более чем в 2 раза ниже среднего показателя за 10 лет (1,9% в год).
- Как сообщает Bloomberg, к 2050 году водород сможет покрыть 24% мирового потребления энергии, а его цена упадет до нынешней стоимости газа.
- По оценкам аналитиков Hydrogen Council, при увеличении производства водорода и развитии инфраструктуры для его транспортировки и хранения он может сравняться в цене с ископаемым топливом к 2028 году. Такую перспективу исследователи вопроса предрекают для Ближнего Востока и других регионов с изобилием дешевой возобновляемой энергии.
Водородные проекты в других странах
- В октябре 2020 года Министерство энергетики США выбрало два водородных проекта для госфинансирования. В рамках одного из них американская компания Xcel Energy совместно с Национальной лабораторией Айдахо (INL) представит систему, использующую пар и электричество АЭС для разделения воды и получения водорода. Его планируют использовать на электростанциях и в промышленности. Второй совместный проект американских компаний FuelCell Energy Inc и INL подготовит систему производства водорода с твердооксидным электролизером для интеграции в действующие АЭС.
- В марте японская корпорация Toshiba презентовала проект FH2R, который использует солнечную электростанцию мощностью 10 МВт для производства водорода в объеме 900 тонн в год. Планируется, что производимого топлива хватит на заправку 560 водородных автомобилей и выработку энергии для 150 домов.
- Согласно дорожной карте по развитию водородной энергетики в России, до 2024 года при участии госкорпорации «Росатом» и ПАО «Газпром» будет реализован ряд пилотных проектов. Они включают в себя создание установок низкоуглеродного производства водорода, разработку и испытание газовых турбин на метано-водородном топливе, производство водорода на базе АЭС, а также создание опытного образца железнодорожного транспорта на водороде.